Решение №145-АМЗ-2011 - ГУП "Аптека № 97 г. Новочебоксарска"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 145-АМЗ-2011
Дата публикации: 21 декабря 2011, 01:00

04-06/8470

От 21.12.2011

РЕШЕНИЕ

Резулятивная часть решения оглашена 8 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 21 декабря 2011 года.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 145-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

       Борисова В.А.

-

руководителя управления (председатель Комиссии);

      Соколовой В.И.

-

главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);

      Карповой Е.Ю.

-

специалиста 1 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии);

от лица ответчика ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска»  Минздравсоцразвития Чувашии:

         - Капитоновой Л. П. - директор,

         - Чевакиной Е. В. по доверенности от 01.12.011 г.,

рассмотрев дело № 145-АМЗ-2011 возбужденное в отношении ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Чувашским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг правомерности установления цен на фармацевтическом рынке, организациями, включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 %. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

  • рост или  снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями
    иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • установление монопольно высоких цен.

В ходе мониторинга фармацевтического рынка за 2 квартал 2011 года в действиях ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии были установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные препараты при одновременном соблюдении двух условий:

-           изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило
произошедшее за соответствующий период изменение его закупочной (оптовой) цены.

-            данное изменение розничной  (отпускной)  цены на лекарственное средство
превысило также сумму изменений инфляции и стоимости бивалютной корзины.

Согласно  информации,  представленной  ФАС России  изменение инфляции и бивалютной корзины на 1 июля составили:

Изменение инфляции на 1 июля 2011г.

 

к 1 апреля 2011 в %

в%

к 1 января 2011, в%

К 1 июля 2010г. в %

в%

1,1

4,9

9,1

Изменение бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

 

К 1

апреля

2011

В %

 

К 11

1 января 2011,

В %

К 1

июля 2010г.,

в

%

 

-1,

01

 

-4

-2,52

Сумма изменений инфляции и бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

к1 апреля 2011, в%

к 1 января 2011, в %

к 1 июля 2010 г., в %

,09

0,9

6,58

Указанные случаи установления розничных цен у ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии наблюдаются по ряду препаратов, таких как:

  • ацетиле алициловая кислота УБФ таблетки 500 мг № 10 - совокупная изменение
    составило 1,6 %:
  • галазолин капли назальные 0,1 % 10 мл - 1,4 %;
  • кальция глюконат таблетки 500 мг № 10 - 4,7 %;
  • анаферон таблетки для рассасывания гомеопатически № 20 - 2,4 %.

Таким образом, розничные цены на вышеперечисленные препараты установлены ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии в пределах, определенных Правительством Чувашской Республики, однако рост розничных цен на вышеприведённые препараты превышает рост соответствующих закупочных цен и суммы инфляции и бивалютной корзины, что указывает на признаки монопольно высоких цен, установленных ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии на соответствующие лекарственные препараты, что образует нарушение п.1 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

По указанным фактам было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.

Представитель ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии с выводами не согласились, нарушения антимонопольного законодательства не признал, указав, что увеличения наценки по указанным препаратам аптека не производила, напротив по некоторым лекарственным средствам наценка даже снизилась.

УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при­ходит к следующим выводам.

Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит запрет осуществления хо­зяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятель­ность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), согла­шения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные ан­тимонопольным законодательством (статья 11).

Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяй­ствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соот­ветствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйст­вующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйст­вующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, до­ля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

1. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, зани­мающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением,

Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой це­ны.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой то­вара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим до­минирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необ­ходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу по­купателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товар­ный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установлен­ная:

1)          путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а)         расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизмен­ными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б)         состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение со­става продавцов или покупателей товара является незначительным;

в)         условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, ос­тались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2)         путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а)         расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизи­лись;

б)         состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в)         условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного  регулирования,  включая  налогообложение,  тарифное  регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, ко­торая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

2. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<......>

Исходя из Постановления итоговая розничная цена на препараты складывается следующим образом.

Цена производителя + наценка поставщика + наценка аптечной организации + НДС= розничная цена за единицу.

В ходе анализа представленных накладных  ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии установлено следующее:

<......>

Следовательно, ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии при установлении розничной цены на лекарственные средства, относящиеся к жизненно необходимым придерживается Постановлением Кабинета Министров ЧР от  09.12.2010 г. N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии отсутствует факт нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1  статьей 29, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона « О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития  № 145-АМЗ-2011 прекратить.

stdClass Object ( [vid] => 8570 [uid] => 5 [title] => Решение №145-АМЗ-2011 - ГУП "Аптека № 97 г. Новочебоксарска" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8570 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324627318 [changed] => 1370520878 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520878 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

04-06/8470

От 21.12.2011

РЕШЕНИЕ

Резулятивная часть решения оглашена 8 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 21 декабря 2011 года.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 145-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

       Борисова В.А.

-

руководителя управления (председатель Комиссии);

      Соколовой В.И.

-

главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);

      Карповой Е.Ю.

-

специалиста 1 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии);

от лица ответчика ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска»  Минздравсоцразвития Чувашии:

         - Капитоновой Л. П. - директор,

         - Чевакиной Е. В. по доверенности от 01.12.011 г.,

рассмотрев дело № 145-АМЗ-2011 возбужденное в отношении ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Чувашским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг правомерности установления цен на фармацевтическом рынке, организациями, включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 %. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

  • рост или  снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями
    иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • установление монопольно высоких цен.

В ходе мониторинга фармацевтического рынка за 2 квартал 2011 года в действиях ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии были установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные препараты при одновременном соблюдении двух условий:

-           изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило
произошедшее за соответствующий период изменение его закупочной (оптовой) цены.

-            данное изменение розничной  (отпускной)  цены на лекарственное средство
превысило также сумму изменений инфляции и стоимости бивалютной корзины.

Согласно  информации,  представленной  ФАС России  изменение инфляции и бивалютной корзины на 1 июля составили:

Изменение инфляции на 1 июля 2011г.

 

к 1 апреля 2011 в %

в%

к 1 января 2011, в%

К 1 июля 2010г. в %

в%

1,1

4,9

9,1

Изменение бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

 

К 1

апреля

2011

В %

 

К 11

1 января 2011,

В %

К 1

июля 2010г.,

в

%

 

-1,

01

 

-4

-2,52

Сумма изменений инфляции и бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

к1 апреля 2011, в%

к 1 января 2011, в %

к 1 июля 2010 г., в %

,09

0,9

6,58

Указанные случаи установления розничных цен у ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии наблюдаются по ряду препаратов, таких как:

  • ацетиле алициловая кислота УБФ таблетки 500 мг № 10 - совокупная изменение
    составило 1,6 %:
  • галазолин капли назальные 0,1 % 10 мл - 1,4 %;
  • кальция глюконат таблетки 500 мг № 10 - 4,7 %;
  • анаферон таблетки для рассасывания гомеопатически № 20 - 2,4 %.

Таким образом, розничные цены на вышеперечисленные препараты установлены ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии в пределах, определенных Правительством Чувашской Республики, однако рост розничных цен на вышеприведённые препараты превышает рост соответствующих закупочных цен и суммы инфляции и бивалютной корзины, что указывает на признаки монопольно высоких цен, установленных ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии на соответствующие лекарственные препараты, что образует нарушение п.1 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

По указанным фактам было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.

Представитель ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии с выводами не согласились, нарушения антимонопольного законодательства не признал, указав, что увеличения наценки по указанным препаратам аптека не производила, напротив по некоторым лекарственным средствам наценка даже снизилась.

УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при­ходит к следующим выводам.

Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит запрет осуществления хо­зяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятель­ность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), согла­шения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные ан­тимонопольным законодательством (статья 11).

Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяй­ствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соот­ветствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйст­вующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйст­вующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, до­ля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

1. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, зани­мающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением,

Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой це­ны.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой то­вара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим до­минирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необ­ходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу по­купателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товар­ный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установлен­ная:

1)          путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а)         расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизмен­ными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б)         состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение со­става продавцов или покупателей товара является незначительным;

в)         условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, ос­тались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2)         путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а)         расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизи­лись;

б)         состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в)         условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного  регулирования,  включая  налогообложение,  тарифное  регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, ко­торая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

2. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<......>

Исходя из Постановления итоговая розничная цена на препараты складывается следующим образом.

Цена производителя + наценка поставщика + наценка аптечной организации + НДС= розничная цена за единицу.

В ходе анализа представленных накладных  ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии установлено следующее:

<......>

Следовательно, ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии при установлении розничной цены на лекарственные средства, относящиеся к жизненно необходимым придерживается Постановлением Кабинета Министров ЧР от  09.12.2010 г. N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии отсутствует факт нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1  статьей 29, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона « О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития  № 145-АМЗ-2011 прекратить.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

04-06/8470

От 21.12.2011

РЕШЕНИЕ

Резулятивная часть решения оглашена 8 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 21 декабря 2011 года.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 145-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

       Борисова В.А.

-

руководителя управления (председатель Комиссии);

      Соколовой В.И.

-

главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);

      Карповой Е.Ю.

-

специалиста 1 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии);

от лица ответчика ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска»  Минздравсоцразвития Чувашии:

         - Капитоновой Л. П. - директор,

         - Чевакиной Е. В. по доверенности от 01.12.011 г.,

рассмотрев дело № 145-АМЗ-2011 возбужденное в отношении ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Чувашским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг правомерности установления цен на фармацевтическом рынке, организациями, включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 %. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

  • рост или  снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями
    иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • установление монопольно высоких цен.

В ходе мониторинга фармацевтического рынка за 2 квартал 2011 года в действиях ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии были установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные препараты при одновременном соблюдении двух условий:

-           изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило
произошедшее за соответствующий период изменение его закупочной (оптовой) цены.

-            данное изменение розничной  (отпускной)  цены на лекарственное средство
превысило также сумму изменений инфляции и стоимости бивалютной корзины.

Согласно  информации,  представленной  ФАС России  изменение инфляции и бивалютной корзины на 1 июля составили:

Изменение инфляции на 1 июля 2011г.

 

к 1 апреля 2011 в %

в%

к 1 января 2011, в%

К 1 июля 2010г. в %

в%

1,1

4,9

9,1

Изменение бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

 

К 1

апреля

2011

В %

 

К 11

1 января 2011,

В %

К 1

июля 2010г.,

в

%

 

-1,

01

 

-4

-2,52

Сумма изменений инфляции и бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

к1 апреля 2011, в%

к 1 января 2011, в %

к 1 июля 2010 г., в %

,09

0,9

6,58

Указанные случаи установления розничных цен у ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии наблюдаются по ряду препаратов, таких как:

  • ацетиле алициловая кислота УБФ таблетки 500 мг № 10 - совокупная изменение
    составило 1,6 %:
  • галазолин капли назальные 0,1 % 10 мл - 1,4 %;
  • кальция глюконат таблетки 500 мг № 10 - 4,7 %;
  • анаферон таблетки для рассасывания гомеопатически № 20 - 2,4 %.

Таким образом, розничные цены на вышеперечисленные препараты установлены ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии в пределах, определенных Правительством Чувашской Республики, однако рост розничных цен на вышеприведённые препараты превышает рост соответствующих закупочных цен и суммы инфляции и бивалютной корзины, что указывает на признаки монопольно высоких цен, установленных ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии на соответствующие лекарственные препараты, что образует нарушение п.1 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

По указанным фактам было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.

Представитель ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии с выводами не согласились, нарушения антимонопольного законодательства не признал, указав, что увеличения наценки по указанным препаратам аптека не производила, напротив по некоторым лекарственным средствам наценка даже снизилась.

УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при­ходит к следующим выводам.

Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит запрет осуществления хо­зяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятель­ность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), согла­шения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные ан­тимонопольным законодательством (статья 11).

Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяй­ствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соот­ветствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйст­вующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйст­вующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, до­ля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

1. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, зани­мающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением,

Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой це­ны.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой то­вара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим до­минирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необ­ходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу по­купателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товар­ный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установлен­ная:

1)          путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а)         расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизмен­ными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б)         состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение со­става продавцов или покупателей товара является незначительным;

в)         условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, ос­тались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2)         путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а)         расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизи­лись;

б)         состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в)         условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного  регулирования,  включая  налогообложение,  тарифное  регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, ко­торая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

2. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<......>

Исходя из Постановления итоговая розничная цена на препараты складывается следующим образом.

Цена производителя + наценка поставщика + наценка аптечной организации + НДС= розничная цена за единицу.

В ходе анализа представленных накладных  ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии установлено следующее:

<......>

Следовательно, ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии при установлении розничной цены на лекарственные средства, относящиеся к жизненно необходимым придерживается Постановлением Кабинета Министров ЧР от  09.12.2010 г. N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития Чувашии отсутствует факт нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1  статьей 29, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона « О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ГУП «Аптека № 97 г. Новочебоксарска» Минздравсоцразвития  № 145-АМЗ-2011 прекратить.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-06/8470 [format] => [safe_value] => 04-06/8470 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 145-АМЗ-2011 [format] => [safe_value] => 145-АМЗ-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-07 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324627318 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чувашское УФАС России )