Решение №55-Р-2011 - ООО "Пионер-Лизинг"

Номер дела: 55-Р-2011
Дата публикации: 6 декабря 2011, 01:00

04-15/8050

От 06.12.2011

 

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 55-Р-2011

06 декабря 2011 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2011 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  06 декабря 2011 г.

 

Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –  Н.Ю. Винокурова, зам. руководителя Чувашского УФАС России – начальник отдела товарных рынков;

          члены Комиссии:

Г.Ф. Леонтьева – специалист-эксперт отдела товарных рынков;

Г.Ю. Ланская – ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков;

рассмотрев  дело N 55-Р-2011, возбужденное в отношении ООО «Пионер-Лизинг» по факту  распространения наружной  рекламы (остановка    «ул. им. Ахазова г. Чебоксары») в октябре 2011  года, содержащей признаки нарушения  требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки  нарушения  законодательства  о рекламе – Кашкарова А.В. (доверенность б/н от 30.09.2011),

УСТАНОВИЛА:

осуществляя государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О рекламе», Чувашское УФАС России установило, что на    рекламном    щите   (остановка    «ул.   им.   Ахазова г. Чебоксары») распространяется наружная реклама ООО «Пионер - Лизинг» следующего содержания:

«ООО «Пионер-Лизинг»

Лизинг юридическим и физическим лицам от 8 % удорожания в год.

Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний.

т.: 55-18-05».

Текстовая информация размещена на фоне изображения пальмы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, распространяемая ООО «Пионер – Лизинг» адресована неопределенному кругу лиц, указание «от 8% удорожания в год» привлекает внимание к оказываемой услуге и формирует у потребителей желание воспользоваться услугами данного общества.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.  

Изучив содержание наружной рекламы ООО «Пионер-Лизинг», Комиссия установила, что данная реклама состоит из двух утверждений:

         I. «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пунктов 1 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги) перед находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (услуги).

В рассматриваемой рекламе ООО «Пионер – Лизинг», предлагающей финансовую услугу «лизинг», содержится утверждение «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».         

Пальма первенства – 2) превосходство, преимущество в чем-либо (от обычая древних греков награждать победителя в состязаниях пальмовой ветвью или венком), (Словарь иностранных слов В.В. Бурцева, Н.М. Семенова, 3-е изд., М.: Рус. яз.- Медиа, 2005).          

Рассматриваемая наружная реклама сообщает о преимуществах оказываемых ООО «Пионер – Лизинг» финансовых услугах перед финансовыми услугами, оказываемыми др. организациями, путем сообщения потребителям «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».

Таким образом, из формы подачи и смысла рекламной информации ООО «Пионер – Лизинг»» следует, что рекламируемая таким способом финансовая услуга «Лизинг» является самого высокого качества, самого хорошего свойства и самой востребованной с точки зрения ее качества со стороны потребителей.

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».    

Представитель ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарова А.В. пояснила, что рассматриваемая реклама содержит информацию исключительно о деятельности общества, при этом не упоминается о каких-либо иных организациях, занимающихся аналогичной деятельностью либо каких-либо оказываемых ими услугах.

Таким образом, элемент сравнения общества с какими бы то ни было иными финансовыми организации и (или) оказываемыми ими услугами в рекламе отсутствует.

Кроме того, фраза  «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний» сопровождается значком «J», что указывает на шуточный, юмористический характер данного высказывания.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарову А.В., пришла к выводу о неподтверждении нарушения требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в наружной рекламе общества.

II. «Лизинг юридическим и физическим лицам от 8 % удорожания в год».

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе ООО «Пионер – Лизинг», предлагающей финансовую услугу «лизинг юридическим и физическим лицам», указан процент среднегодового удорожания  «от 8 %», при этом не указаны иные условия оказания данной финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

Изучив представленные ООО «Пионер-Лизинг» договора лизинга  № 217-10/11 от 12.10.2011 г.,  № 216-10/11 от 10.10.2011 г., Комиссия установила, что указанные договора содержат следующие условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица:

п.3.1. Лизингополучатель обязан застраховать Имущество в страховой компании, которую выберет Лизингодатель на полную его стоимость в течение всего срока действия настоящего Договора плюс один месяц, начиная с момента передачи Имущества Лизингополучателю;

п.8.7. В случае изменения процентных ставок по кредитам, привлеченным Лизингодателем в рамках настоящего договора и/или с целью его исполнения, процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, общая сумма платежей в неоплаченной на момент вышеприведенных изменений части может быть измене на Лизингодателем в одностороннем порядке неограниченное количество раз.   

Кроме того, в договоре лизинга  № 217-10/11 от 12.10.2011 г. среднегодовое удорожание составляет 9,25%, а в договоре № 216-10/11 от 10.10.2011 г. – 8,78%, т.е. явно превышает минимальную величину «от 8 %», заявленную в рекламе общества.

Таким образом, в содержании рекламы ООО «Пионер-Лизинг» отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, об условиях предоставления данной услуги, при этом искажается смысл информации, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.  

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».         

Представитель ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарова А.В. не признала  нарушение  части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Пояснила, что по смыслу статьи 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" применительно к лизингу с правом выкупа законный имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении денежных средств (посредством приобретения в собственность указанного лизингополучателем имущества и предоставления последнему этого имущества за плату), а интерес лизингополучателя - в пользовании имуществом и последующем его выкупе.

 Исходя из вышеизложенного, сделала вывод о том, что лизинговый платеж является оплатой права владения и пользования предметом лизинга, а не платой за финансовую услугу, при этом сослалась на постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.07.2011 г. № 3318/11 и от 12.07.2011 г. № 17748/10.

Комиссия считает доводы представителя ООО «Пионер-Лизинг» подлежащими отклонению по следующим основаниям.  

Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции» в пункте 2 статьи 4 содержит полный перечень услуг, относящихся к финансовым: «финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Кроме того, в статье 18 указанного Закона среди финансовых услуг, для выполнения которых Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в пункте 7  также включены  услуги по договору лизинга.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарову А.В., пришла к выводу о нарушении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в наружной рекламе общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела в Комиссию представлено письмо ООО «Билборд» № 336 от 01.12.2011 г. о прекращении размещения рассматриваемой рекламы в связи с заменой на рекламный постер с иным содержанием, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу ООО «Пионер-Лизинг», в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Пионер-Лизинг»  не выдавать, в связи с истечением срока распространения данной наружной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                          Н.Ю. Винокурова                  

 

Члены Комиссии                                                                       Г.Ф. Леонтьева

                                                                                                     Г.Ю. Ланская

stdClass Object ( [vid] => 8520 [uid] => 5 [title] => Решение №55-Р-2011 - ООО "Пионер-Лизинг" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8520 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324300649 [changed] => 1370520878 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520878 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

04-15/8050

От 06.12.2011

 

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 55-Р-2011

06 декабря 2011 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2011 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  06 декабря 2011 г.

 

Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –  Н.Ю. Винокурова, зам. руководителя Чувашского УФАС России – начальник отдела товарных рынков;

          члены Комиссии:

Г.Ф. Леонтьева – специалист-эксперт отдела товарных рынков;

Г.Ю. Ланская – ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков;

рассмотрев  дело N 55-Р-2011, возбужденное в отношении ООО «Пионер-Лизинг» по факту  распространения наружной  рекламы (остановка    «ул. им. Ахазова г. Чебоксары») в октябре 2011  года, содержащей признаки нарушения  требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки  нарушения  законодательства  о рекламе – Кашкарова А.В. (доверенность б/н от 30.09.2011),

УСТАНОВИЛА:

осуществляя государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О рекламе», Чувашское УФАС России установило, что на    рекламном    щите   (остановка    «ул.   им.   Ахазова г. Чебоксары») распространяется наружная реклама ООО «Пионер - Лизинг» следующего содержания:

«ООО «Пионер-Лизинг»

Лизинг юридическим и физическим лицам от 8 % удорожания в год.

Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний.

т.: 55-18-05».

Текстовая информация размещена на фоне изображения пальмы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, распространяемая ООО «Пионер – Лизинг» адресована неопределенному кругу лиц, указание «от 8% удорожания в год» привлекает внимание к оказываемой услуге и формирует у потребителей желание воспользоваться услугами данного общества.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.  

Изучив содержание наружной рекламы ООО «Пионер-Лизинг», Комиссия установила, что данная реклама состоит из двух утверждений:

         I. «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пунктов 1 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги) перед находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (услуги).

В рассматриваемой рекламе ООО «Пионер – Лизинг», предлагающей финансовую услугу «лизинг», содержится утверждение «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».         

Пальма первенства – 2) превосходство, преимущество в чем-либо (от обычая древних греков награждать победителя в состязаниях пальмовой ветвью или венком), (Словарь иностранных слов В.В. Бурцева, Н.М. Семенова, 3-е изд., М.: Рус. яз.- Медиа, 2005).          

Рассматриваемая наружная реклама сообщает о преимуществах оказываемых ООО «Пионер – Лизинг» финансовых услугах перед финансовыми услугами, оказываемыми др. организациями, путем сообщения потребителям «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».

Таким образом, из формы подачи и смысла рекламной информации ООО «Пионер – Лизинг»» следует, что рекламируемая таким способом финансовая услуга «Лизинг» является самого высокого качества, самого хорошего свойства и самой востребованной с точки зрения ее качества со стороны потребителей.

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».    

Представитель ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарова А.В. пояснила, что рассматриваемая реклама содержит информацию исключительно о деятельности общества, при этом не упоминается о каких-либо иных организациях, занимающихся аналогичной деятельностью либо каких-либо оказываемых ими услугах.

Таким образом, элемент сравнения общества с какими бы то ни было иными финансовыми организации и (или) оказываемыми ими услугами в рекламе отсутствует.

Кроме того, фраза  «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний» сопровождается значком «J», что указывает на шуточный, юмористический характер данного высказывания.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарову А.В., пришла к выводу о неподтверждении нарушения требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в наружной рекламе общества.

II. «Лизинг юридическим и физическим лицам от 8 % удорожания в год».

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе ООО «Пионер – Лизинг», предлагающей финансовую услугу «лизинг юридическим и физическим лицам», указан процент среднегодового удорожания  «от 8 %», при этом не указаны иные условия оказания данной финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

Изучив представленные ООО «Пионер-Лизинг» договора лизинга  № 217-10/11 от 12.10.2011 г.,  № 216-10/11 от 10.10.2011 г., Комиссия установила, что указанные договора содержат следующие условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица:

п.3.1. Лизингополучатель обязан застраховать Имущество в страховой компании, которую выберет Лизингодатель на полную его стоимость в течение всего срока действия настоящего Договора плюс один месяц, начиная с момента передачи Имущества Лизингополучателю;

п.8.7. В случае изменения процентных ставок по кредитам, привлеченным Лизингодателем в рамках настоящего договора и/или с целью его исполнения, процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, общая сумма платежей в неоплаченной на момент вышеприведенных изменений части может быть измене на Лизингодателем в одностороннем порядке неограниченное количество раз.   

Кроме того, в договоре лизинга  № 217-10/11 от 12.10.2011 г. среднегодовое удорожание составляет 9,25%, а в договоре № 216-10/11 от 10.10.2011 г. – 8,78%, т.е. явно превышает минимальную величину «от 8 %», заявленную в рекламе общества.

Таким образом, в содержании рекламы ООО «Пионер-Лизинг» отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, об условиях предоставления данной услуги, при этом искажается смысл информации, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.  

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».         

Представитель ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарова А.В. не признала  нарушение  части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Пояснила, что по смыслу статьи 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" применительно к лизингу с правом выкупа законный имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении денежных средств (посредством приобретения в собственность указанного лизингополучателем имущества и предоставления последнему этого имущества за плату), а интерес лизингополучателя - в пользовании имуществом и последующем его выкупе.

 Исходя из вышеизложенного, сделала вывод о том, что лизинговый платеж является оплатой права владения и пользования предметом лизинга, а не платой за финансовую услугу, при этом сослалась на постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.07.2011 г. № 3318/11 и от 12.07.2011 г. № 17748/10.

Комиссия считает доводы представителя ООО «Пионер-Лизинг» подлежащими отклонению по следующим основаниям.  

Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции» в пункте 2 статьи 4 содержит полный перечень услуг, относящихся к финансовым: «финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Кроме того, в статье 18 указанного Закона среди финансовых услуг, для выполнения которых Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в пункте 7  также включены  услуги по договору лизинга.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарову А.В., пришла к выводу о нарушении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в наружной рекламе общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела в Комиссию представлено письмо ООО «Билборд» № 336 от 01.12.2011 г. о прекращении размещения рассматриваемой рекламы в связи с заменой на рекламный постер с иным содержанием, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу ООО «Пионер-Лизинг», в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Пионер-Лизинг»  не выдавать, в связи с истечением срока распространения данной наружной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                          Н.Ю. Винокурова                  

 

Члены Комиссии                                                                       Г.Ф. Леонтьева

                                                                                                     Г.Ю. Ланская

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

04-15/8050

От 06.12.2011

 

РЕШЕНИЕ  

                                                                                              Дело  № 55-Р-2011

06 декабря 2011 г.                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2011 г.                                                                               

Решение изготовлено в полном объеме  06 декабря 2011 г.

 

Комиссия  Чувашского УФАС    России  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –  Н.Ю. Винокурова, зам. руководителя Чувашского УФАС России – начальник отдела товарных рынков;

          члены Комиссии:

Г.Ф. Леонтьева – специалист-эксперт отдела товарных рынков;

Г.Ю. Ланская – ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков;

рассмотрев  дело N 55-Р-2011, возбужденное в отношении ООО «Пионер-Лизинг» по факту  распространения наружной  рекламы (остановка    «ул. им. Ахазова г. Чебоксары») в октябре 2011  года, содержащей признаки нарушения  требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки  нарушения  законодательства  о рекламе – Кашкарова А.В. (доверенность б/н от 30.09.2011),

УСТАНОВИЛА:

осуществляя государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О рекламе», Чувашское УФАС России установило, что на    рекламном    щите   (остановка    «ул.   им.   Ахазова г. Чебоксары») распространяется наружная реклама ООО «Пионер - Лизинг» следующего содержания:

«ООО «Пионер-Лизинг»

Лизинг юридическим и физическим лицам от 8 % удорожания в год.

Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний.

т.: 55-18-05».

Текстовая информация размещена на фоне изображения пальмы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, распространяемая ООО «Пионер – Лизинг» адресована неопределенному кругу лиц, указание «от 8% удорожания в год» привлекает внимание к оказываемой услуге и формирует у потребителей желание воспользоваться услугами данного общества.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.  

Изучив содержание наружной рекламы ООО «Пионер-Лизинг», Комиссия установила, что данная реклама состоит из двух утверждений:

         I. «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пунктов 1 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги) перед находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (услуги).

В рассматриваемой рекламе ООО «Пионер – Лизинг», предлагающей финансовую услугу «лизинг», содержится утверждение «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».         

Пальма первенства – 2) превосходство, преимущество в чем-либо (от обычая древних греков награждать победителя в состязаниях пальмовой ветвью или венком), (Словарь иностранных слов В.В. Бурцева, Н.М. Семенова, 3-е изд., М.: Рус. яз.- Медиа, 2005).          

Рассматриваемая наружная реклама сообщает о преимуществах оказываемых ООО «Пионер – Лизинг» финансовых услугах перед финансовыми услугами, оказываемыми др. организациями, путем сообщения потребителям «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний».

Таким образом, из формы подачи и смысла рекламной информации ООО «Пионер – Лизинг»» следует, что рекламируемая таким способом финансовая услуга «Лизинг» является самого высокого качества, самого хорошего свойства и самой востребованной с точки зрения ее качества со стороны потребителей.

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».    

Представитель ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарова А.В. пояснила, что рассматриваемая реклама содержит информацию исключительно о деятельности общества, при этом не упоминается о каких-либо иных организациях, занимающихся аналогичной деятельностью либо каких-либо оказываемых ими услугах.

Таким образом, элемент сравнения общества с какими бы то ни было иными финансовыми организации и (или) оказываемыми ими услугами в рекламе отсутствует.

Кроме того, фраза  «Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний» сопровождается значком «J», что указывает на шуточный, юмористический характер данного высказывания.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарову А.В., пришла к выводу о неподтверждении нарушения требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в наружной рекламе общества.

II. «Лизинг юридическим и физическим лицам от 8 % удорожания в год».

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе ООО «Пионер – Лизинг», предлагающей финансовую услугу «лизинг юридическим и физическим лицам», указан процент среднегодового удорожания  «от 8 %», при этом не указаны иные условия оказания данной финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

Изучив представленные ООО «Пионер-Лизинг» договора лизинга  № 217-10/11 от 12.10.2011 г.,  № 216-10/11 от 10.10.2011 г., Комиссия установила, что указанные договора содержат следующие условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица:

п.3.1. Лизингополучатель обязан застраховать Имущество в страховой компании, которую выберет Лизингодатель на полную его стоимость в течение всего срока действия настоящего Договора плюс один месяц, начиная с момента передачи Имущества Лизингополучателю;

п.8.7. В случае изменения процентных ставок по кредитам, привлеченным Лизингодателем в рамках настоящего договора и/или с целью его исполнения, процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, общая сумма платежей в неоплаченной на момент вышеприведенных изменений части может быть измене на Лизингодателем в одностороннем порядке неограниченное количество раз.   

Кроме того, в договоре лизинга  № 217-10/11 от 12.10.2011 г. среднегодовое удорожание составляет 9,25%, а в договоре № 216-10/11 от 10.10.2011 г. – 8,78%, т.е. явно превышает минимальную величину «от 8 %», заявленную в рекламе общества.

Таким образом, в содержании рекламы ООО «Пионер-Лизинг» отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, об условиях предоставления данной услуги, при этом искажается смысл информации, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.  

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя  за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».         

Представитель ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарова А.В. не признала  нарушение  части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Пояснила, что по смыслу статьи 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" применительно к лизингу с правом выкупа законный имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении денежных средств (посредством приобретения в собственность указанного лизингополучателем имущества и предоставления последнему этого имущества за плату), а интерес лизингополучателя - в пользовании имуществом и последующем его выкупе.

 Исходя из вышеизложенного, сделала вывод о том, что лизинговый платеж является оплатой права владения и пользования предметом лизинга, а не платой за финансовую услугу, при этом сослалась на постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.07.2011 г. № 3318/11 и от 12.07.2011 г. № 17748/10.

Комиссия считает доводы представителя ООО «Пионер-Лизинг» подлежащими отклонению по следующим основаниям.  

Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции» в пункте 2 статьи 4 содержит полный перечень услуг, относящихся к финансовым: «финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Кроме того, в статье 18 указанного Закона среди финансовых услуг, для выполнения которых Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в пункте 7  также включены  услуги по договору лизинга.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Пионер-Лизинг» Кашкарову А.В., пришла к выводу о нарушении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в наружной рекламе общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела в Комиссию представлено письмо ООО «Билборд» № 336 от 01.12.2011 г. о прекращении размещения рассматриваемой рекламы в связи с заменой на рекламный постер с иным содержанием, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу ООО «Пионер-Лизинг», в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание     о      прекращении      нарушения      законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Пионер-Лизинг»  не выдавать, в связи с истечением срока распространения данной наружной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу   Чувашского УФАС России  для   возбуждения  дела     об     административном       правонарушении, предусмотренном  статьей 14.3   Кодекса   Российской Федерации  об административных правонарушениях.                               

Решение   может   быть   обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                          Н.Ю. Винокурова                  

 

Члены Комиссии                                                                       Г.Ф. Леонтьева

                                                                                                     Г.Ю. Ланская

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-15/8050 [format] => [safe_value] => 04-15/8050 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 55-Р-2011 [format] => [safe_value] => 55-Р-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-05 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-04 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324300649 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чувашское УФАС России )