Постановление 95-А-2011 - ОАО "Федеральная пассажирская компания"

Сфера деятельности: Транспорт и связь
Номер дела: 95-А-2011
Дата публикации: 15 ноября 2011, 01:00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ   

о наложении штрафа по делу № 95-А-2011

об административном правонарушении

 

15 ноября 2011 года                                                                      г. Чебоксары

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии А.А. Гаврилов, рассмотрев материалы дела № 95-А-2011 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица Открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя ОАО «ФПК» Ахмеровой Д.И. (доверенность № 77дф от 25.03.2011г.),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 02.09.2010г. поступила информация из Прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары о выявленных нарушениях на железнодорожном вокзале г.Чебоксары.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что при продаже билетов на поезд, следующий по маршруту «Чебоксары-Москва», работниками кассы в обязательном порядке включается в стоимость билетов «СВ» дополнительные услуги, в т.ч. питание. При этом информация об обязательном включении в стоимость билетов указанных услуг до пассажиров не доводится. Старший кассир вокзала устно пояснила, что питание в обязательном порядке включается в стоимость билета в связи с тем, что с мая 2010 года в состав поезда по маршруту «Чебоксары-Москва» вагоны «СВ» без питания не входят.

С 1 апреля 2010 года ОАО «РЖД» не осуществляет деятельность в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении по маршруту «Чебоксары – Москва» в связи с созданием открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», которое осуществляет функцию перевозчика пассажиров.

Тарифы на проезд в поездах дальнего следования до 1 октября 2010 г. устанавливались согласно Прейскуранту № 10-02-16 «Тарифы на железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении», утвержденному Правительством Российской Федерации в 1993 г., который ежегодно индексируется, с 1 октября 2010 г. согласно Тарифному руководству, утвержденному распоряжением ОАО «ФПК» от 20 сентября 2010 г. №  818 р.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующему.

ОАО «Федеральная пассажирская компания» создана, согласно программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, и является дочерним предприятием ОАО «РЖД», занимающимся деятельностью в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале ОАО «ФПК» составляет 100 %.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена деятельность в сфере железнодорожных перевозок.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ФПК» является субъектом естественных монополий, в сфере железнодорожных перевозок, в том числе перевозок пассажиров по маршруту «Чебоксары-Москва» в вагонах категории «СВ» и «купе».

При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» государственному регулированию подлежат тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе»).

Таким образом,  государством не регулируются тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в вагонах категории «СВ» и «купе», а также порядок включения в данный тариф стоимости дополнительных услуг включая питание.

Статьей 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением. Одним из таких запретов является запрет на навязывание контрагентам невыгодных условий договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно распоряжению ОАО «ФПК» № 39 р от 24 марта 2010 г.                           «Об утверждении схем составов пассажирских поездов формирования ОАО «Федеральная пассажирская компания» в 2010/2011 гг.» утвержден состав фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва» на осенне-зимний и летний период.

Максимальная схема поезда (от г. Канаш до г. Москва) в летний период составляет 18 вагонов. В состав поезда летний период входят следующие вагоны: плацкартные № 1-7, купейные № 11-16. «СВ» № 9, 10, а также вагон № 8, багажный вагон и вагон-ресторан.

Вагон «СВ» № 9 является факультативным, имеет класс обслуживания «Бизнес-класс» и разделение купе по половому признаку пассажиров, что предусматривает включение в стоимость проездного билета дополнительных услуг, включая питание (согласно распоряжению ОАО «ФПК» от 31 декабря 2009г. № 18 р.).  В вагон «СВ» № 10 стоимость питания в проездной билет не включается.

При этом в летний период с 30 мая по 30 сентября из схемы поезда исключаются вагоны № 1, 2, 10, 13, 15, 16. Вагон № 9 становится основным, а не факультативным, что подтверждается телеграммой ОАО «ФПК» № 0463 от 16.03.2010 г.

Таким образом, в стоимость проездного билета в вагоне «СВ» № 9 фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва»  на летний период включалась стоимость питания в обязательном порядке, от которой пассажиры не могли отказаться. Как следует из пояснений Начальника билетными кассами в ж/д вокзале г.Чебоксары билеты без включения стоимости питания могли быть предложены пассажирам на другие поезда с отправление из г.Канаш. Данный факт также подтверждается, представленными сведениями ОАО «ФПК» о реализации билетов с питанием в летний период на поезд № 53/54 «Чувашия»  (письмо    № 57/ГФ ФПКЮ от 12.05.2011). Согласно данным о реализации билетов по дням в мае - августе 2010г. следует, что в мае до начала летнего периода билеты с питанием  реализовывались 6, 13, 16, 27 мая (билеты с «питание» составляли      4 % от общего количества реализованных билетов), а с начала летнего периода с 30 мая реализовывались билеты только с питанием.

Комиссией установлено, что с 30 мая,  исключив из схемы поезда вагон  № 10 и сделав факультативный вагон № 9 - основным, со стороны ОАО «ФПК» исключена возможность для пассажиров приобретать билеты в вагоны «СВ» без питания.

Ущемление интересов других лиц ОАО «ФПК» распространялось на неопределенный круг лиц (пассажиров) и выразилось во включении в стоимость проездного билета стоимости дополнительной услуги в виде питания, в обязательном порядке увеличившей расходы пассажиров, что являлось невыгодным для них и не относилось к предмету договора. Данный факт также подтверждается проведенной проверкой Прокуратурой Ленинского района  г. Чебоксары.

Кроме того, в соответствии с п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, указанные действия ОАО «ФПК» являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц виде навязывания контрагентам невыгодных условий договора и не относящихся к предмету договора.

Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 22 июня 2011 года  по делу № 195-АМЗ-2010 ОАО «ФПК» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с навязыванием дополнительной услуги в виде питания при приобретении проездного билета в вагон категории «СВ» фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва». 

Частью 5 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, влекущего ответственность  должностных и юридических лиц в виде административного штрафа.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т. ч. статьей 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» датой принятия Решения Комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме.

Решение Комиссии по делу № 195-АМЗ-2010 изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ признает юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта   Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «ФПК» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, так как  не предприняло необходимых мер  по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

При должной степени заботливости и осмотрительности у общества имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине общества.

В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка  от реализации товаров (услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

(...)

При определении размера штрафа учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «ФПК» нарушившим статью 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ОАО «ФПК»  наказание в виде административного штрафа значением 0,018 размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги) по перевозке пассажиров на поезде «Чебоксары-Москва» в вагонах категории «СВ», что составляет 273,17 тыс. руб. (Двести семьдесят три тысячи сто семьдесят рублей 00 копеек).

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

         

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В  соответствии  с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) «Об исполнительном производстве»  постановление  о  наложении  штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

stdClass Object ( [vid] => 8428 [uid] => 5 [title] => Постановление 95-А-2011 - ОАО "Федеральная пассажирская компания" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8428 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322833983 [changed] => 1370520878 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520878 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ   

о наложении штрафа по делу № 95-А-2011

об административном правонарушении

 

15 ноября 2011 года                                                                      г. Чебоксары

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии А.А. Гаврилов, рассмотрев материалы дела № 95-А-2011 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица Открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя ОАО «ФПК» Ахмеровой Д.И. (доверенность № 77дф от 25.03.2011г.),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 02.09.2010г. поступила информация из Прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары о выявленных нарушениях на железнодорожном вокзале г.Чебоксары.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что при продаже билетов на поезд, следующий по маршруту «Чебоксары-Москва», работниками кассы в обязательном порядке включается в стоимость билетов «СВ» дополнительные услуги, в т.ч. питание. При этом информация об обязательном включении в стоимость билетов указанных услуг до пассажиров не доводится. Старший кассир вокзала устно пояснила, что питание в обязательном порядке включается в стоимость билета в связи с тем, что с мая 2010 года в состав поезда по маршруту «Чебоксары-Москва» вагоны «СВ» без питания не входят.

С 1 апреля 2010 года ОАО «РЖД» не осуществляет деятельность в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении по маршруту «Чебоксары – Москва» в связи с созданием открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», которое осуществляет функцию перевозчика пассажиров.

Тарифы на проезд в поездах дальнего следования до 1 октября 2010 г. устанавливались согласно Прейскуранту № 10-02-16 «Тарифы на железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении», утвержденному Правительством Российской Федерации в 1993 г., который ежегодно индексируется, с 1 октября 2010 г. согласно Тарифному руководству, утвержденному распоряжением ОАО «ФПК» от 20 сентября 2010 г. №  818 р.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующему.

ОАО «Федеральная пассажирская компания» создана, согласно программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, и является дочерним предприятием ОАО «РЖД», занимающимся деятельностью в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале ОАО «ФПК» составляет 100 %.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена деятельность в сфере железнодорожных перевозок.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ФПК» является субъектом естественных монополий, в сфере железнодорожных перевозок, в том числе перевозок пассажиров по маршруту «Чебоксары-Москва» в вагонах категории «СВ» и «купе».

При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» государственному регулированию подлежат тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе»).

Таким образом,  государством не регулируются тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в вагонах категории «СВ» и «купе», а также порядок включения в данный тариф стоимости дополнительных услуг включая питание.

Статьей 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением. Одним из таких запретов является запрет на навязывание контрагентам невыгодных условий договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно распоряжению ОАО «ФПК» № 39 р от 24 марта 2010 г.                           «Об утверждении схем составов пассажирских поездов формирования ОАО «Федеральная пассажирская компания» в 2010/2011 гг.» утвержден состав фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва» на осенне-зимний и летний период.

Максимальная схема поезда (от г. Канаш до г. Москва) в летний период составляет 18 вагонов. В состав поезда летний период входят следующие вагоны: плацкартные № 1-7, купейные № 11-16. «СВ» № 9, 10, а также вагон № 8, багажный вагон и вагон-ресторан.

Вагон «СВ» № 9 является факультативным, имеет класс обслуживания «Бизнес-класс» и разделение купе по половому признаку пассажиров, что предусматривает включение в стоимость проездного билета дополнительных услуг, включая питание (согласно распоряжению ОАО «ФПК» от 31 декабря 2009г. № 18 р.).  В вагон «СВ» № 10 стоимость питания в проездной билет не включается.

При этом в летний период с 30 мая по 30 сентября из схемы поезда исключаются вагоны № 1, 2, 10, 13, 15, 16. Вагон № 9 становится основным, а не факультативным, что подтверждается телеграммой ОАО «ФПК» № 0463 от 16.03.2010 г.

Таким образом, в стоимость проездного билета в вагоне «СВ» № 9 фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва»  на летний период включалась стоимость питания в обязательном порядке, от которой пассажиры не могли отказаться. Как следует из пояснений Начальника билетными кассами в ж/д вокзале г.Чебоксары билеты без включения стоимости питания могли быть предложены пассажирам на другие поезда с отправление из г.Канаш. Данный факт также подтверждается, представленными сведениями ОАО «ФПК» о реализации билетов с питанием в летний период на поезд № 53/54 «Чувашия»  (письмо    № 57/ГФ ФПКЮ от 12.05.2011). Согласно данным о реализации билетов по дням в мае - августе 2010г. следует, что в мае до начала летнего периода билеты с питанием  реализовывались 6, 13, 16, 27 мая (билеты с «питание» составляли      4 % от общего количества реализованных билетов), а с начала летнего периода с 30 мая реализовывались билеты только с питанием.

Комиссией установлено, что с 30 мая,  исключив из схемы поезда вагон  № 10 и сделав факультативный вагон № 9 - основным, со стороны ОАО «ФПК» исключена возможность для пассажиров приобретать билеты в вагоны «СВ» без питания.

Ущемление интересов других лиц ОАО «ФПК» распространялось на неопределенный круг лиц (пассажиров) и выразилось во включении в стоимость проездного билета стоимости дополнительной услуги в виде питания, в обязательном порядке увеличившей расходы пассажиров, что являлось невыгодным для них и не относилось к предмету договора. Данный факт также подтверждается проведенной проверкой Прокуратурой Ленинского района  г. Чебоксары.

Кроме того, в соответствии с п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, указанные действия ОАО «ФПК» являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц виде навязывания контрагентам невыгодных условий договора и не относящихся к предмету договора.

Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 22 июня 2011 года  по делу № 195-АМЗ-2010 ОАО «ФПК» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с навязыванием дополнительной услуги в виде питания при приобретении проездного билета в вагон категории «СВ» фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва». 

Частью 5 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, влекущего ответственность  должностных и юридических лиц в виде административного штрафа.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т. ч. статьей 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» датой принятия Решения Комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме.

Решение Комиссии по делу № 195-АМЗ-2010 изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ признает юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта   Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «ФПК» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, так как  не предприняло необходимых мер  по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

При должной степени заботливости и осмотрительности у общества имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине общества.

В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка  от реализации товаров (услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

(...)

При определении размера штрафа учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «ФПК» нарушившим статью 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ОАО «ФПК»  наказание в виде административного штрафа значением 0,018 размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги) по перевозке пассажиров на поезде «Чебоксары-Москва» в вагонах категории «СВ», что составляет 273,17 тыс. руб. (Двести семьдесят три тысячи сто семьдесят рублей 00 копеек).

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

         

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В  соответствии  с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) «Об исполнительном производстве»  постановление  о  наложении  штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ   

о наложении штрафа по делу № 95-А-2011

об административном правонарушении

 

15 ноября 2011 года                                                                      г. Чебоксары

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии А.А. Гаврилов, рассмотрев материалы дела № 95-А-2011 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица Открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя ОАО «ФПК» Ахмеровой Д.И. (доверенность № 77дф от 25.03.2011г.),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 02.09.2010г. поступила информация из Прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары о выявленных нарушениях на железнодорожном вокзале г.Чебоксары.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что при продаже билетов на поезд, следующий по маршруту «Чебоксары-Москва», работниками кассы в обязательном порядке включается в стоимость билетов «СВ» дополнительные услуги, в т.ч. питание. При этом информация об обязательном включении в стоимость билетов указанных услуг до пассажиров не доводится. Старший кассир вокзала устно пояснила, что питание в обязательном порядке включается в стоимость билета в связи с тем, что с мая 2010 года в состав поезда по маршруту «Чебоксары-Москва» вагоны «СВ» без питания не входят.

С 1 апреля 2010 года ОАО «РЖД» не осуществляет деятельность в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении по маршруту «Чебоксары – Москва» в связи с созданием открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», которое осуществляет функцию перевозчика пассажиров.

Тарифы на проезд в поездах дальнего следования до 1 октября 2010 г. устанавливались согласно Прейскуранту № 10-02-16 «Тарифы на железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении», утвержденному Правительством Российской Федерации в 1993 г., который ежегодно индексируется, с 1 октября 2010 г. согласно Тарифному руководству, утвержденному распоряжением ОАО «ФПК» от 20 сентября 2010 г. №  818 р.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующему.

ОАО «Федеральная пассажирская компания» создана, согласно программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, и является дочерним предприятием ОАО «РЖД», занимающимся деятельностью в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале ОАО «ФПК» составляет 100 %.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена деятельность в сфере железнодорожных перевозок.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ФПК» является субъектом естественных монополий, в сфере железнодорожных перевозок, в том числе перевозок пассажиров по маршруту «Чебоксары-Москва» в вагонах категории «СВ» и «купе».

При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» государственному регулированию подлежат тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе»).

Таким образом,  государством не регулируются тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в вагонах категории «СВ» и «купе», а также порядок включения в данный тариф стоимости дополнительных услуг включая питание.

Статьей 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением. Одним из таких запретов является запрет на навязывание контрагентам невыгодных условий договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно распоряжению ОАО «ФПК» № 39 р от 24 марта 2010 г.                           «Об утверждении схем составов пассажирских поездов формирования ОАО «Федеральная пассажирская компания» в 2010/2011 гг.» утвержден состав фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва» на осенне-зимний и летний период.

Максимальная схема поезда (от г. Канаш до г. Москва) в летний период составляет 18 вагонов. В состав поезда летний период входят следующие вагоны: плацкартные № 1-7, купейные № 11-16. «СВ» № 9, 10, а также вагон № 8, багажный вагон и вагон-ресторан.

Вагон «СВ» № 9 является факультативным, имеет класс обслуживания «Бизнес-класс» и разделение купе по половому признаку пассажиров, что предусматривает включение в стоимость проездного билета дополнительных услуг, включая питание (согласно распоряжению ОАО «ФПК» от 31 декабря 2009г. № 18 р.).  В вагон «СВ» № 10 стоимость питания в проездной билет не включается.

При этом в летний период с 30 мая по 30 сентября из схемы поезда исключаются вагоны № 1, 2, 10, 13, 15, 16. Вагон № 9 становится основным, а не факультативным, что подтверждается телеграммой ОАО «ФПК» № 0463 от 16.03.2010 г.

Таким образом, в стоимость проездного билета в вагоне «СВ» № 9 фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва»  на летний период включалась стоимость питания в обязательном порядке, от которой пассажиры не могли отказаться. Как следует из пояснений Начальника билетными кассами в ж/д вокзале г.Чебоксары билеты без включения стоимости питания могли быть предложены пассажирам на другие поезда с отправление из г.Канаш. Данный факт также подтверждается, представленными сведениями ОАО «ФПК» о реализации билетов с питанием в летний период на поезд № 53/54 «Чувашия»  (письмо    № 57/ГФ ФПКЮ от 12.05.2011). Согласно данным о реализации билетов по дням в мае - августе 2010г. следует, что в мае до начала летнего периода билеты с питанием  реализовывались 6, 13, 16, 27 мая (билеты с «питание» составляли      4 % от общего количества реализованных билетов), а с начала летнего периода с 30 мая реализовывались билеты только с питанием.

Комиссией установлено, что с 30 мая,  исключив из схемы поезда вагон  № 10 и сделав факультативный вагон № 9 - основным, со стороны ОАО «ФПК» исключена возможность для пассажиров приобретать билеты в вагоны «СВ» без питания.

Ущемление интересов других лиц ОАО «ФПК» распространялось на неопределенный круг лиц (пассажиров) и выразилось во включении в стоимость проездного билета стоимости дополнительной услуги в виде питания, в обязательном порядке увеличившей расходы пассажиров, что являлось невыгодным для них и не относилось к предмету договора. Данный факт также подтверждается проведенной проверкой Прокуратурой Ленинского района  г. Чебоксары.

Кроме того, в соответствии с п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, указанные действия ОАО «ФПК» являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц виде навязывания контрагентам невыгодных условий договора и не относящихся к предмету договора.

Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 22 июня 2011 года  по делу № 195-АМЗ-2010 ОАО «ФПК» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с навязыванием дополнительной услуги в виде питания при приобретении проездного билета в вагон категории «СВ» фирменного поезда № 53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва». 

Частью 5 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, влекущего ответственность  должностных и юридических лиц в виде административного штрафа.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т. ч. статьей 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» датой принятия Решения Комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме.

Решение Комиссии по делу № 195-АМЗ-2010 изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ признает юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта   Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «ФПК» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, так как  не предприняло необходимых мер  по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

При должной степени заботливости и осмотрительности у общества имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине общества.

В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка  от реализации товаров (услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

(...)

При определении размера штрафа учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «ФПК» нарушившим статью 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ОАО «ФПК»  наказание в виде административного штрафа значением 0,018 размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги) по перевозке пассажиров на поезде «Чебоксары-Москва» в вагонах категории «СВ», что составляет 273,17 тыс. руб. (Двести семьдесят три тысячи сто семьдесят рублей 00 копеек).

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

         

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В  соответствии  с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) «Об исполнительном производстве»  постановление  о  наложении  штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-07/7499 [format] => [safe_value] => 04-07/7499 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 95-А-2011 [format] => [safe_value] => 95-А-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-14 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-14 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322833983 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чувашское УФАС России )