Счет на секунды

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от сотовых операторов рассчитывать тарифы на связь в секундах.

В ведомстве считают, что необходимо законодательно ввести посекундную тарификацию для всех звонков. ФАС уже обратилась с данным предложением в Минкомсвязи. По мнению заместителя главы антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, это нужно для того, чтобы "тарифы были честными". Ведь когда оператор округляет длительность разговора в большую сторону, он выставляет счёт за не полностью использованную минуту разговора как за полностью выговоренную. Проще говоря, просит оплатить неоказанную услугу.

"Если решение о посекундной тарификации будет принято, абоненты будут платить только за реальное время, в которое ему была оказана услуга связи", - добавил г-н Голомолзин.

Между тем в Минкомсвязи идею уже поддержали и назвали возможный размер максимальной единицы тарификации для мобильных операторов - 20 секунд. Вопрос о единице тарификации для стационарной связи пока в министерстве не обсуждался.

Пресс-секретарь компании "ВымпелКом" Анна Айбашева сообщила, что на сегодняшний день компания и так предлагает своим абонентам возможность выбора. "В большинстве регионов абонент может выбрать тарифный план как с поминутной, так и посекундной тарификацией - исходя из собственных потребностей, - сказала она. - У нас был опыт введения тарифа в одном из регионов с тарификацией по 10 секунд, но со временем абоненты предпочли другие тарифные планы".

Если говорить о роуминге, то тут возникают сложности. По словам г-жи Айбашевой, не все роуминг-партнёры могут тарифицировать трафик посекундно.

"В Правилах оказания услуг связи основной единицей измерения объёма услуг связи названа минута, поэтому сейчас операторы действуют в рамках законодательства. К тому же российские операторы и так предлагают одни из самых низких тарифов на связь в Европе, - заявили в пресс-службе МТС. - На наш взгляд, при существующем низком уровне цен поминутная тарификация достаточно удобна и позволяет упростить расчёты".

По данным международной финансовой группы MERRILL Lynch, средневзвешенная стоимость минуты разговора для российского абонента составляет $0,05, тогда как для европейского - $0,15.

В свою очередь ведущий аналитик по сотовой связи и технологиям компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин объяснил "Гудку", что ФАС не просто так предлагает сделать все тарифы посекундными. "Человек, возможно, и пользуется мобильным телефоном не для коротких разговоров. Сейчас средний звонок - около двух минут, - констатировал он. - Однако не стоит забывать, что абонент может попросту ошибиться номером. Двадцати секунд, предлагаемых Минкомсвязи, как раз должно хватить, чтобы понять это".

По подсчётам эксперта, предлагаемые новшества грозят сотовым операторам потерей около 3% выручки. "Естественно, "большая тройка" не смирится с убытками. Поэтому компенсирует потерянное, повысив свои тарифы. Значит, мобильная связь для россиян хоть и не на много, но подорожает, - убеждён Эльдар Муртазин. - Что касается фиксированных операторов, то они вряд ли поднимут стоимость своих услуг. Ведь у них большинство абонентов подключены именно к безлимитным тарифам".

ФАС уже давно ведёт разбирательства с сотовыми операторами. Так, год назад антимонопольная служба возбудила дело против "большой тройки" по поводу завышенных тарифов на роуминг в странах СНГ. В итоге компания МТС была оштрафована на 21,892 млн руб., "ВымпелКом" - на 12,018 млн руб., "Мегафон" - на 4,194 млн руб.