Антимонопольная служба сосредоточится на картелях

Плановые и внеплановые проверки ФАС России будет проводить в форме не только выездных, но и документарных проверок.

Россия планирует вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому правила конкуренции необходимо мак­симально приблизить к европейским стандартам. Антимонопольное ведомство сделало очередной широкий шаг к этому, представив общественно­сти пакет важных поправок в законодательство. Их принятие поможет снизить риск попадания под гнев Федеральной антимонопольной службы.

 

«Третий антимонополь­ный пакет» — таково неформальное назва­ние поправок, сформированных в виде двух законопроектов. Первым предлагается внести изменения в Федеральный за­кон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О за­щите конкуренции», Уголовный кодекс и ряд других законода­тельных актов. Вторым — в Ко­декс РФ об административных правонарушениях. Проекты еще не внесены в Госдуму.

 

Антиконкурентные соглашения и действия

 

Основное оружие антимопольщиков — ст. 11 Закона «О защи­те конкуренции», которая в дей­ствующей редакции посвящена запретам на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяй­ствующих субъектов. В пред­лагаемой редакции речь в ней пойдет только о соглашениях между потенциальными кон­курентами, которые названы картелями (то есть ценовыми сговорами). И только за их со­вершение предлагается привле­кать к уголовной ответственно­сти по ст. 178 УК РФ, в которую будут внесены соответствую­щие изменения.

 

Также сокращено количество запретов на картели. В част­ности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий догово­ра, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препят­ствий доступу на товарный ры­нок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях, действу­ет лишь в случае, если в резуль­тате таких соглашений происхо­дит ограничение конкуренции.

 

Запрет согласованных дей­ствий, ограничивающих конку­ренцию, будет регулироваться отдельной новой статьей—11.1. Этим будет обозначено разли­чие в осуществлении соглаше­ний и действий.

 

За согласованные действия хотят привлекать только к ад­министративной ответственно­сти, причем не в виде оборот­ных штрафов, а фиксированных сумм.

 

Сферу применения понятия «согласованные действия» хотят сузить. Под действие ст.11.1 не подпадут согласованные дей­ствия хозяйствующих субъек­тов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20% и при этом доли каждого из них на товарном рынке не превышает 8%.

 

Правда, введут еще один кри­терий для признания действий согласованными для этого не­обходимо, чтобы они были за­ранее известны каждому из участвующих в них субъектов в связи с публичным заявлени­ем одного из них о совершении таких действий.

 

Группа лиц

 

Уточнят признаки отнесения лиц к «группе лиц». Этот круг существенно сузят по сравнению с действующей редакцией закона. В частности, предлага­ется отказаться от таких свя­зей, объединяющих лиц в одну группу, которые сложно устано­вить или которые в настоящее время не используются на прак­тике.

 

Монопольно высокая цена

 

ФАС России предлагает при определении монопольно вы­сокой цены учитывать бирже­вые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

 

Кроме того, планируется вве­сти восемь условий, при одновре­менном соблюдении которых це­на товара не будет признаваться монопольно высокой. Например, хозяйствующий субъект, занима­ющий доминирующее положение на рынке и участвующий в тор­гах, должен будет предоставить товарной бирже список аффилированных лиц в порядке, уста­новленном ФАС России, а также реализовывать товар на бирже регулярно с равномерным рас­пределением объема по торго­вым сессиям в течение месяца.

 

Отдельно оговаривается, что не будет признаваться моно­польно высокой цена товара, установленная в соответствии с согласованным антимонопольным органом порядком формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.

 

Новые полномочия ФАС

 

По мнению ФАС России, либе­рализация законодательства не может обойтись без усиления контроля со стороны ее подраз­делений.

 

Для этого полномочия анти­монопольных органов расши­рят. В частности, у них появятся право направлять письменные предостережения о недопу­стимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйству­ющих субъектов, публично за­являющим о планируемом пове­дении на товарном рынке, если такое поведение может при­вести к нарушению антимоно­польного законодательства. Эти предостережения будут носить рекомендательный характер.

 

У хозяйствующих субъектов, в свою очередь, появится возможность получения от антимо­нопольного органа разъяснений по решениям и предписаниям, выданным комиссиями по рас­смотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также им позволят исправлять описки, опечатки и арифметические ошибки.

 

Предлагается ввести возмож­ность рассмотрения антимоно­польным органом дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Плановые и внеплановые про­верки согласно предложениям ФАС России будут проводить­ся в форме не только выездных, но и документарных проверок. Дополнительными основания­ми для проведения внеплановой проверки кроме установленных в настоящее время законом ста­нут самостоятельное обнаруже­ние с согласованным антимонополь­ным органом признаков нарушения антимо­нопольного законодательства, а также поручения Президен­та РФ и Правительства РФ.

 

Изменится и сама процеду­ра проведения проверки в ча­сти истребования у проверяемого лица необходимых для нее документов и информации. Это связано с введением докумен­тарной проверки. В связи с этим при ее проведении должност­ные лица антимонопольного ор­гана получат право направлять проверяемому лицу требование о представлении документов и информации по почте с уведом­лением о вручении. При прове­дении выездной проверки такое требование по-прежнему может быть вручено исключительно под роспись.

 

Еще одна важная поправ­ка: сейчас к административ­ной ответственности привлека­ют за отказ проверяемого лица от представления запрошен­ных документов и информации или непредставления их в уста­новленный срок. Но ее можно избежать, если представить в указанный срок заведомо недо­стоверные сведения и информа­цию и уже потом — реально за­прошенные. Если законопроект примут, то за такие проделки придется тоже отвечать.

 

Антимонопольные органы бу­дут вести реестр лиц, привле­ченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законода­тельства, а также хозяйствую­щих субъектов (за исключени­ем финансовых организаций), имеющих долю на рынке в раз­мере более чем 35% или занима­ющих доминирующее положе­ние. Порядок формирования и ведения такого реестра устано­вит Правительство РФ.

 

Запрет антиконкурентных действий власти

 

Требования к действиям органов власти также ужесточат. А имен­но предлагается введение запре­та на создание дискриминаци­онных условий хозяйствующим субъектам (ст. 15 Закона «О за­щите конкуренции»). Кроме того, нарушением законодательства будет признаваться установле­ние органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также указания органов власти хозяйствующим субъектам на приобретение конкретного то­вара, за исключением случаев, предусмотренных законодатель­ством. Закон дополнят новой ст. 18.1, устанавливающей поря­док рассмотрения жалоб на нару­шение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

 

Поправки в КоАП

 

В КоАП РФ закрепят положение о том, что административный штраф может выражаться в ве­личине, кратной стоимости предмета торгов, но не более поло­вины максимальной стоимости предмета торгов (ст. 3.5).

 

Особое внимание стоит обра­тить на изменения в ст. 14-31— 14.33 КоАП РФ.

 

Статья 14.31 в новой редакции состоит не из одной, а из двух частей: по первой квалифици­руются действия хозяйствую­щих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые недопустимы в соответ­ствии с антимонопольным законодательством.

За них будет взыскиваться штраф от 300 000 до 1 млн руб.

 

Во второй части речь идет о тех же действиях, но в том слу­чае, когда они повлекли (или мо­гут повлечь) такие негативные последствия, как недопущение, ограничение, устранение конку­ренции. В этом случае минималь­ный штраф для организаций - 100 000 руб., максимальный — 2% совокупного размера суммы вы­ручки правонарушителя от ре­ализации всех товаров (работ, услуг). При этом выручка от реа­лизации определяется в соответ­ствии со ст. 248 и 249 НК РФ.

 

Вводится новая статья 14.31.2 «Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)».

 

При этом предлагается вве­сти в Кодекс перечни особых смягчающих и отягчающих ад­министративную ответствен­ность обстоятельств, приме­нимых только к ст. 14.31—14.33 КоАП РФ.