Бензиновый прилив

С 2012 года цена нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке станет более справедливой, а возможности монополистов злоупотреблять своим доминирующим положением будут сведены к минимуму. К такому результату должны привести разработанные Федеральной антимонопольной службой законопроекты, которые в ближайшее время будут представлены в правительство. Об этом вчера сообщил журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

 

Один из них называется «О ры­ночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ». Главное его положение — введе­ние трех индексов цен, использу­емых при крупнооптовой торгов­ле моторным топливом, мазутом и авиакеросином: индексы цен сопоставимых зарубежных рын­ков, индексы цен внебиржевого внутреннего рынка и индексы биржевых цен.

Авторы законопроекта пред­лагают нехитрые формулы. На­пример, для базовых экспортных нефтепродуктов и нефтепродук­тов, для которых существуют цены сопоставимых зарубежных рынков, за основу берется цена маркерного нефтепродукта в од­ном из центров мировой торгов­ли, вычитается цена транспорт­ной логистики, а также экспорт­ная пошлина и прибавляется ве­личина российских налогов (НДС, акцизы).

 

Сопоставимыми зарубежны­ми рынками предлагается счи­тать Северо-Западную Европу, Средиземное море, Сингапур.

 

В качестве индексов цен вне­биржевого внутреннего рынка предлагается использовать ре­гистрируемые на бирже внебир­жевые сделки (законопроект тре­бует обязательной регистрации на товарной бирже всех внебир­жевых сделок с нефтепродуктами), а также регулярные публи­кации информационно-аналитических агентств о ценах на нефть и нефтепродукты.

 

В качестве индексов бирже­вых цен будут использоваться биржевые цены, которые не при­знаны монопольно высокими (как ни странно, в нашей практи­ке и на бирже случаются моно­польные цены). Кстати, законо­проект вводит четкое требование для крупнооптовых продавцов — продавать на биржевых торгах не менее 15 процентов объемов про­изведенных за год нефтепродук­тов (сейчас эта цифра не превы­шает 7—8 процентов).

 

Для развития биржевой торговли, совершенствования правил такой торговли и обеспече­ния контроля предлагается со­здать Биржевой комитет. В него войдут представители Федераль­ного Собрания, ФСФР, ФАС, Ми­нэкономразвития, а также пред­ставители продавцов и покупате­лей биржевого товара и инфра­структурных организаций.

 

Второй законопроект — «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ», задача которого — разви­тие конкуренции на этом рынке. Он, в частности, вводит ограниче­ния на совершение сделок слия­ний и приобретений на рознич­ных рынках. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую или розничную торговлю моторным топливом и занимаю­щим доминирующее положение на рынке (35 процентов), с 1 ян­варя 2012 года будет запрещено совмещать оптовую и розничную продажу автобензина и дизель­ного топлива, а также реализа­цию авиатоплива с нефтеперера­батывающего завода и реализа­цию его авиакомпаниям.

 

«Эти законопроекты позволят сделать ситуацию на рынке более прозрачной и снизить риски не­конкурентного поведения игро­ков, что в последнее время участилось», — сказал Анатолий Голомолзин. Он напомнил, что недавно возбуждена третья волна антимонопольных дел в отношении крупнейших игроков, допус­тивших злоупотребления на рын­ке дизтоплива и авиакеросина. По первой и второй волне в прошлом году в федеральный бюджет поступило около 5 мил­лиардов рублей. В этом году, по подсчетам Голомолзина, по уже вступившим в силу судебным решениям поступит еще около 10 миллиардов.