Приговор по госзаказу

Спор о том, быть или не быть федеральному закону о гос­закупках, вчера продолжился на всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ-2011». Высокие договаривающиеся стороны снова дали понять, что остаются при своем мнении. Напомним, что в ноябре прошло­го года в своем Послании Феде­ральному Собранию президент страны высказался о том, что в системе госзаказа не все ладно, воровство бюджетных денег до­стигает триллиона рублей и что закон о госзакупках нуждается в серьезном совершенствовании.

 

Исторически так сложилось, что у этого закона два куратора - Минэкономразвития и Федераль­ная антимонопольная служба. Пять лет назад они дружно его со­чинили, постоянно улучшали, от­бивали от нападок недобросовестных чиновников и коммерсан­тов. И вот сегодня два ведомства оказались принципиальными оппонентами. Антимонополыцики убеждены, что при всех недостат­ках закон имеет несомненное до­стоинство, которое ни в коем слу­чае нельзя потерять. Если закон начинать писать с чистого листа, то потери неизбежны. Поэтому, определив болевые точки, ФАС решила пойти по пути совершенс­твования закона. Экономисты же считают, что о 94-ФЗ надо забыть и все, что связано с госзакупками, прописать в законе «О федераль­ной контрактной системе» (ФКС), над которым сейчас и ра­ботает Минэкономразвития.

 

От детальной аргументации своей позиции стороны вчера воздержались, остановились на самом важном. Глава ФАС Игорь Артемьев не мог не подчеркнуть главные достоинства современ­ной практики госзаказов. Во-первых, это создание единого элект­ронного портала госзакупок, ко­торый с начала этого года зарабо­тал по полной программе.

 

В этом смысле, по мнению Ар­темьева, проект носит безусловно инновационный характер, что со­ответствует идеологии развития страны. По его словам, «он нас просто за уши вытаскивает из прошлого века». На едином пор­тале уже зарегистрировано 100 тысяч компаний и порядка 200 тысяч заказчиков. И в ближай­шее время количество предпри­нимателей, участвующих в элект­ронных торгах, по прогнозу ФАС, увеличится до полутора-двух миллионов. По мнению Игоря Артемьева, закон о госзакупках безусловно способствовал разви­тию конкуренции. Если до него к государственному (муниципаль­ному) заказу допускались в основном свои, «записные» компа­нии, то сейчас на рынок активно выходят новые люди, в том числе малого бизнеса, который в про­шлом году освоил 800 млн. бюджетных средств.

 

Чиновников заставят экономить?

О минусах закона глава ФАС тоже не умолчал. «Заказчики продолжают затачивать заказ под кон­кретного исполнителя», — при­знал он. «Думаю, что в 2011 году мы сможем предъявить обществу уголовные процессы за каратель­ную деятельность в этой сфере», — отметил он. (Напомним: ранее «РГ» сообщала, что ФАС совмест­но с правоохранительными органами уже расследует несколько та­ких дел в Москве.)

 

Одна из главных проблем, ко­торая пока не решена законом о госзакупках, определение началь­ной цены контракта. Но, похоже, ни у ФАС, ни у Минэкономразви­тия пока нет бесспорных рецептов решения этой проблемы. Другие решить проще. ФАС, в частности, предлагает: отказаться от запроса котировок, запретить покупать чиновникам товары премиум-класса, определить минимальные требования к качеству товаров, чтобы не покупать рухлядь. При этом ФАС готова отказаться от не­которых своих функций для боль­шей объективности принимаемых решений. В частности, при нару­шении процедур проведения торгов, решение о расторжении конт­ракта, по мнению антимонопольщиков, должна принимать не ФАС, а специальная межведомс­твенная комиссия. И еще Игорь Артемьев убежден, что у членов закупочных комиссий (должна быть мотивация что-либо экономить). Сейчас они в этом никак не заинтересованы — надо, считает Артемьев, предложить заказчикам большую премию за экономию бюджетных средств. Резюме главы ФАС: если мы не начнем демонти­ровать то, что создали, то уже че­рез 5—6 месяцев сможем получить очень хорошие результаты эффективного расходования бюджетных средств. Он призвал коллег закан­чивать споры и развивать закон о госзакупках.

 

Вне контроля

 

Со своей стороны, замминист­ра экономического развития Алексей Лихачев считает, что полноценный запуск единого портала — дело действительно большое и оно должно развиваться. Но на­стоящий прорыв это план феде­ральной контрактной системы, «это новое качество и новое пони­мание регулирования госзаказа». Если 94-ФЗ регулирует только часть процесса закупок, то ФКС — весь цикл, от планирования заку­пок до реального исполнения заказа под прозрачным обществен­ным контролем за ценами. Пока, по мнению замминистра, в этом цикле есть серые неконтролируе­мые зоны. Менее всего они конт­ролируются в таких сложных сфе­рах, как НИРы, НИОКРы, где очень трудно объективно оценить потенциального исполнителя. Все эти темные и серые пятна Минэко­номразвития берется выбелить в законе о федеральной контракт­ной системе.

Заказ по-столичному

 

«В целом система госзаказа в России заработала эффективно, но еще требует донастроек», — заявил вчера мэр Москвы Сергей Собянин, открывая форум. Уже половина бюджета мегаполиса - 600 миллиардов рублей - распределяется через его систему. «Это колос­сальный ресурс не только для по­лучения услуг, но и для тех, кто ее производит — для строителей, промышленности, торговли и не только Москвы, но и всей страны в целом», — подчеркнул Собянин. Система городского заказа в сто­лице с каждым годом совершенс­твуется. Число конкурсов с одним участником в последнее время со­кратилось с 35 до 25 процентов что означает, «конкуренция в Москве растет». В среднем на один лот приходится 5-6 заявок, хотя еще недавно — не более 3,5. Сначала года на торгах начальные цены снизились почти на 10 процентов, а по прогнозам, за весь год удастся понизить затраты города более чем на 12 процентов. С 1 июля 2010 года Москва первой в стране пере­шла на торги через Интернет, вна­чале — на площадке правительства столицы, а теперь, как и остальные субъекты Федерации, пользуется общероссийским официальным сайтом, И вот результат: если, в прошлом году поставщиков было более 28 тысяч, то в этом их число выросло в разы.

 

Мэр отметил, что с начала года 96 процентов госзаказа столицы размещалось на электронных тор­гах. «Электронные площадки, тор­ги — это вершина того айсберга, который должен делать госзаказ, — пояснил он. — В электронной системе мы видим, кто из заказчи­ков как работает, можем следить за качеством работ».

 

Справка «РГ»

 

Годовой объем госзаказа составляет 4 триллиона рублей. За счет проведения торгов по процедурам 94-ФЗ эконо­мия бюджетных средств в 2009 году составила 219 мил­лиардов рублей, в 2010 году - 269 миллиардов рублей. За 5 лет действия закона удалось сэкономить 1 триллион 68 миллиардов рублей.