Пресекли основной инстинкт

На этой неделе чувашское управление ФАС признало ритейлеров «Магнит» и «Перекресток» виновными в дискриминации поставщиков гречки и других продуктов. В компаниях говорят, что сами боролись с высокими ценами на крупу. Ритейлеры пока официального решения ФАС не видели и прокомментировать его не смогли. Эксперты отмечают, что активность ФАС в отношении участников продовольственного рынка — признак оживления экономики, а также считают, что ритейлеры будут менять форматы магазинов, чтобы минимизировать действия регулятора.


Комиссия управления ФАС по Чувашии признала ЗАО «Тандер» (операционная компания розничной сети «Магнит» и ООО «Сладкая жизнь НН» (торговая сеть «Перекресток») нарушившим закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в части создания дискриминационных условий. В частности, в чувашских магазинах «Перекрестка» на крупу производителя ООО «Аграрные технологии» торговая наценка менялась от 20,1% до 25,1%, а на гречку ООО «Азбука вкуса» — торговая наценка от 8,5% снизилась до минусового уровня. Подобные действия ООО «Сладкая жизнь НН» по установлению разных уровней наценок на продовольственные товары одной группы запрещены «Законом о торговле», поскольку они могут привести к созданию дискриминационных условий для различных хозяйствующих субъектов — сообщили „Ъ“ в УФАС.

По данным антимонопольного ведомства на гречку, продаваемую в магазинах «Магнит», наценка для поставщика ООО «Ангстрем» составляла до 121%, в то время, как на этот же товар от ООО «ТД-Холдинг» не превышала 30%. По мнению руководителя Чувашского УФАС Вячеслава Борисова, ЗАО «Тандер» старалось извлечь для себя максимальную выгоду во время ажиотажного спроса на гречку. Как сообщили в УФАС, компаниям направлены уведомления об устранении нарушений. О том, планируются ли санкции в отношении нарушителей, — „Ъ“ в ведомстве не пояснили.

Как заявил „Ъ“ директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group N. V. (является владельцем торговой сети «Перекресток») Михаил Сусов, компания пока не получала от Чувашского УФАС России никаких документов и не имеет возможности дать объективный комментарий. В то же время господин Сусов отметил, что в период ажиотажного спроса на гречневую крупу «компания сталкивалась с фактами необоснованного завышения отпускных цен от поставщиков в ряде регионов». «Мы передавали эту информацию в территориальные органы УФАС, чтобы ведомство видело, кто является причиной роста цен по всей цепочке — от производителя до потребителя», — отметил он. Кроме того, по его словам, компания старалась сдерживать рост цен «путем смены поставщиков, завышающих отпускные цены, поиска новых поставщиков, установления минимальной, а по некоторым группам социально-значимых товаров — даже отрицательной наценки».

За 9 месяцев 2010 года в Чувашское УФАС поступило 207 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства (за 9 месяцев 2009 года — 155, рост составил 33,5%). Выявлено 104 нарушения ФЗ «О защите конкуренции», из них 51 — по инициативе управления. Только 18 нарушений закона (17,1%) устранено в добровольном порядке без возбуждения дел, остальные 86 (82,9%) — пресечены в результате возбуждения и рассмотрения 111 антимонопольных дел (в 2009 году за аналогичный период было рассмотрено только 37 дел — рост в 3 раза).



Как заявил „Ъ“ руководитель Чувашского УФАС России Вячеслав Борисов: «В этом году нарушений на продовольственном рынке было очень много. «Нисколько не умаляя естественное желание предпринимателей получить прибыль, наша служба осуществляет контроль за осуществлением ими добросовестной конкуренции», — отметил он. Господин Борисов затруднился уточнить „Ъ“, насколько изменится в текущем году число «привлеченных к ответственности хозсубъектов» по сравнению с прошлым. «Итоговые цифры будут известны лишь в январе. Если же нарушителей стало больше, то, скорее всего, одной из причин может быть рост цен на продовольственном рынке», — отметил руководитель ведомства.

 

«Увеличение работы у антимонопольщиков — признак восстановления экономики, торговые компании продолжают активно развиваться и конкурировать», — считает Андрей Иванов из ИК «Риком-Траст». В то же время федеральные ритейлеры, чтобы минимизировать влияние антимонопольных регуляторов, будут внедрять новые форматы магазинов, например, «магазин у дома», что позволит избегать обвинений при закупках и ценообразовании, — заметил господин Иванов.