Резкий разворот

Ставки по автокредитам начали падать

Процентные ставки по автокредитам после плавного роста с весны прошлого года в сентябре начали резко падать.
На рынке появилось много продуктов с нулевой ставкой.

Теплый сентябрь

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, за первые восемь месяцев 2009 года продажи пассажирского и легкого коммерческого
транспорта в России упали вдвое по сравнению с таким же периодом 2008 года. При этом, по оценке PricewaterhouseCoopers, в первом полугодии 2009 года средняя рублевая стоимость автомобилей выросла на 13%, а в кредит было куплено чуть меньше 20% всех реализованных в стране автомобилей.

Но, похоже, к банкам вернулся аппетит: они вслед за правительством начали стимулировать спрос на машины. В сентябре аналитики отметили ряд важных тенденций. Во-первых, стали расти сроки займов. К примеру, на днях на год - с 3 до 4 лет - увеличил максимальный срок предоставления заемных средств по стандартной программе Банк Москвы. «Увеличивая максимальный срок кредитования и снижая процентные ставки, мы делаем потребительские кредиты более доступными для клиентов, - отметил Андрей Лапко, вице-президент Банка Москвы. - Увеличение срока кредитования влияет на сумму кредита и размер ежемесячных платежей».

Во-вторых, в массовом порядке и довольно резко упали ставки: снизили ставки в рублях по кредитам на покупку иномарок Юникредит-Банк,Сведбанк. В рамках совершенствования программ автокредитования предложил новые условия клиентам Райффайзенбанк.

В-третьих, многие банки уменьшили размер первоначального взноса. В конце сентября принял решение о двукратном снижении первоначального взноса по автокредитам Сбербанк. Теперь минимальный первоначальный взнос составит 15%вместо 30%. Нововведение распространяется на все программы автокредитованиябанка. На этом маркетинговая активность банка не иссякла. В ближайшее время Сбербанк планирует рассмотреть вопрос резкого уменьшения первоначального взноса на приобретение автомобиля для тех, кто застраховал машину по системе КАСКО. Об этом сообщил журналистам в Нижнем Новгороде глава Сбербанка Герман Греф, который обсудил с руководством группы «ГАЗ» меры по стимулированию потребительского спроса на автомобили этой марки.

Стимуляция спроса

Чтобы стимулировать спрос на автомобили, Правительство РФ субсидирует часть ставки по автокредиту. Право на госсубсидии имеют пока только госбанки - Сбербанк, «ВТБ-24» и Россельхозбанк. Сначала заемщикам разрешили оформлять банковский кредит на покупку нового автомобиля отечественной сборки, стоимостью не более 350 тыс. рублей с первым взносом от 30%. При этом действующая ставка банка-кредитора снижается на 2/3 ставки рефинансирования Банка России (сейчас 10%), и расплатиться с долгом заемщику нужно не позднее 31 декабря 2011 года. В список моделей, составленный под эту программу, попала вся линейка ВАЗа, а также UAZ Patriot, Chevrolet Niva, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan и Skoda Fabia.

В середине лета список автомобилей увеличился до 50 моделей. При этом размер первого взноса снизился до 15%, а максимальная стоимость приобретаемого автомобиля выросла до 600 тыс. руб. Кроме того, кредит стало возможно оформить на три года вне зависимости от даты получения вместо предполагаемого ранее срока погашения до 31 декабря 2011 года.

Всего за время действия программы, по данным Минпромторга на 24 сентября, физические лица получили 36 325 льготных автокредитов. Причем за период с 10 по 24 сентября их количество выросло на 12,2%. На 24 сентября заявок на льготные автокредиты в уполномоченные банки поступило еще больше (66 740). Правда, вскоре к программе субсидирования ставок смогут подключиться и частные банки, чей капитал составляет не менее 70 млрд. руб.

Шире круг

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в Правительство РФ предложение о расширении перечня банков, которые будут участвовать в программе
субсидирования процентных ставок по автокредитам, сообщил замруководителя службы Андрей Кашеваров. По его словам, ведомство окончательно согласовало механизм
этой процедуры с Минпромторгом. «Все желающие банки в скором времени смогут подать заявку на участие в программе, и Минпромторг должен будет их аккредитовать», - заявил чиновник. Он подчеркнул, что расширение списка кредитных организаций, которым будет доступно госсубсидирование ставок по автокредитам, не несет никаких рисков для государства: «Организация сама выдает кредит, сама и рискует». Антимонопольный орган считает, что избирательная поддержка препятствует развитию конкуренции на финансовом рынке.
Кашеваров подчеркнул, что «некоторые банки, получившие в свое время средства господдержки, пытались переманить в связи с этим клиентов других банков, которые такой поддержки не получили, и делали это». В этом случае, заметил замруководителя ведомства, на государство ложится дополнительная финансовая нагрузка, так как тратятся средства на поддержку страховых вкладов.

К трем банкам, выдающим льготные кредиты, уже присоединился Газпромбанк. Готовы последовать за ним Банк Москвы и Юникредит-Банк.

В заключение добавим, что кредит можно получить и по более низким ставкам, чем предусматривается льготной госпрограммой. Причем как на автомобили из перечня Минпромторга, так и на большинство других. Производители уже не первый год разрабатывают с банками совместные программы с льготными условиями, а в августе и сентябре их стало заметно больше. На рынке немало спецпрограмм, по которым некоторые марки машин можно купить благодаря кредитам с нулевыми процентными ставками.