Цены взяли с потолка?

28 апреля комиссия Чувашского УФАС России рассмотрела дело в отношении ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» и признала университет нарушившим антимонопольное законодательство.

По заявлению Минэкономразвития и торговли Чувашской Республики о необоснованном росте цен на платные образовательные услуги в Чуваш­ском госуниверситете Управление провело анализ платных образовательных услуг, в итоге возбудило дело в отношении ЧГУ им. И.Н. Ульянова.

В ходе проверки выяснилось, что стоимость обучения одного студента первого курса дневной формы обучения в университете в 2008-2009 учебном году согласно приказу колеблется от 45500 на географическом факультете до 95000 рублей на стоматологиче­ском. В то время как в 2007-2008 учебном году стоимость обучения составляла соответственно от 22800 до 43000 рублей. Рост цен — от 70 до 230 проц.

В ходе анализа рынка платных образовательных услуг в Чувашии установлено, что университет занимает доминирующее положение на этом рынке по 43 специальностям дневной формы обучения, 21 — заочного и 12 — вечернего отделения.

Для выявления в действиях университета признака установления монопольно высокой цены Управлением проведен сравнительный анализ цен на платные образовательные услуги в Чувашской Республике и Российской Федерации. Он показал, что цена за обучение в ЧГУ на 2008-2009 год превышает цену, установленную хозяйствующими субъектами на сопоставимых рынках.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона «О защите конкуренции» Управлением также проанализировано формирование цены по указанным специальностям для выявления суммы, необходимой Чуваш­скому госуниверситету для оказания образовательных услуг.

Комиссия не сочла обоснованным и возможным отнесение расходов на послевузовское обучение, дополнительное образование, подготовку иностранных студентов, на столовую, обслуживание общежитий к стоимости обучения студентов как не относящие­ся к процессу обучения.

При планировании калькуляции платной образовательной деятельности на 2008 год университетом значительно завышены коммунальные расходы, которые увеличены на 57,8 проц. по сравнению с фактическими расходами за 2007 год. Эта цифра значительно превышает утвержденные предельные уровни тарифов Федеральной и Республиканской службами по тарифам.

Из имеющихся материалов дела следует, что при определении стоимости обучения одного студента вся сумма расходов университета делится на приведенное количество студентов-бюджетников, студенты коммерческой формы обучения в расчет не берутся. Университетом не представлены исчерпывающие доказательства обоснованности указанной формы расчета стоимости обучения одного студента.

Комиссия пришла к выводу, что установленный университетом уровень рентабельности в 20 проц., а также фактически получаемая рентабельность значительно превышают обоснованный уровень.

Комиссия признала в действиях ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высоких цен на платные образовательные услуги первого курса обучения по 43 специальностям дневного отделения, 18 — заочного и 10 — вечернего и предписала университету прекратить нарушения антимонопольного законодательства, осуществив и обеспечив раздель­ный учет по основным видам деятельности вуза, филиалам университета и факультетам, а также исключить из расходов университета, относимых на стоимость обучения студентов, необоснованно заложенные расходы, наличие которых увеличивает стоимость платной образовательной услуги; объективно и обоснованно рассчитать калькуляцию и определить стоимость одного студента с учетом исполнения требований предписания, а также руководствоваться индексами-дефляторами, утверждаемыми Мини­стерством экономического развития РФ, предельными уровнями тарифов, утверждаемыми Федеральной и Республиканской службами по тарифам, и обоснованным уровнем рентабельности.

Материалы дела направлены должностному лицу Чувашского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении.