Сети инфляции

Антимонопольщики нашли виноватых в росте цен

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла причины роста цен на продовольствие. Виноваты торговые сети: розничная цена формируется не только из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара, но и несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей, делают вывод специалисты службы в своем докладе.

Сведения были получены в результате контрольной проверки соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов торговых сетей «Пятерочка» (ОАО «Агроторг»); «О'кей» (ООО «О'кей»); «Дикси» (ЗАО «Дикси-Петербург»); «Лента» (ООО «Лента») с поставщиками продукции на рынке розничной торговли Санкт-Петербурга.

Как выяснила ФАС, доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. При этом из года в год идет увеличение объемов выплат поставщиков товаров в пользу торговых сетей.

Кроме того, в последние три года увеличилась отсрочка платежей поставщикам за реализованный торговыми сетями товар. Отсрочки в 2005 году в среднем составили 21-25 банковских дней. Отсрочки платежей хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц Х5 Retail Group N.V., в 2008 году увеличились до 45-50 дней, в ряде случаев доходили до 65 дней. Отсрочка платежей, по сути, представляет собой краткосрочный коммерческий кредит. Таким образом, если поставщики товара осуществляют коммерческую деятельность за счет заимствования денежных средств у кредитных организаций: происходит перекредитование поставщиками торговых сетей.

«Суммарное давление на конечную цену товаров всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20 до 60%», - отмечает ФАС. Кризис не изменил ситуацию.

«Опрос поставщиков по состоянию на 1 марта 2009 года показал, что тенденция роста выплат сохранилась и в договорной практике 2009 года. Так, к примеру, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи сети ОАО «Агроторг» в 2009 году в сравнении с предыдущим годом составил от 50 до 70%», - заключает ФАС.