Как купить полис без дополнительных услуг?

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чувашии продолжают отстаивать право автовладельцев на страхование гражданской ответственности без дополнительных услуг. Об истории взаимоотношений ведомства с компанией «Росгосстрах» и о том, как же водителям получить желанный полис ОСАГО, журналу «Авторынок Чувашии» рассказывает Ксения Сергеева, и.о. заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков.

«В июне прошлого года мы рассмотрели дело о навязывании «Росгосстрахом» дополнительных видов страхования и выдали предписание об устранении нарушений, - вспоминает представитель антимонопольного комитета. - Компания обратилась в арбитражный суд, но тот 22 октября 2014 года постановил оставить наши предписания в силе. Ровно как и апелляционный суд во Владимире, состоявшийся уже в этом году, 28 января. Тогда страховщики отчитались об устранении нарушений и возврате денег автовладельцам, но навязывание услуг не прекратилось. В итоге общество привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 300 тысяч рублей».

Надо сказать, что этот случай – не единственный, когда «Росгосстрах» попадает в поле зрения антимонопольного комитета. В том же 2014 году им рассматривалось дело о неправильном исчислении компанией коэффициента бонус-малус. Выписали соответствующее предписание, организация отчиталась об устранении нарушений, но заявления от граждан продолжали поступать. В итоге страховщик был наказан снова – административным штрафом в 300 тысяч рублей. Данный штраф был обжалован обществом в вышестоящем органе - ФАС, но был признан законным. Сегодня «Росгосстрах» планирует обжаловать это решение в суде.

Впрочем, несмотря на попытку затянуть финал истории, страховщики в какой-то мере идут навстречу своим клиентам. Так, в адрес Чувашского УФАС поступило письмо, в котором компания сообщила о введении «периода охлаждения» в три дня – в течение этого срока при приобретении полиса РГС-Фортуна Авто страхователи вправе расторгнуть договор по любой причине с возвратом уплаченной страховой премии. Тем не менее, уменьшения количества жалоб антимонопольщики пока не видят. Если в 2013 году к ним поступило 30 обращений от автовладельцев, в 2014-м – 197, то в январе 2015-го – 30, в феврале – 39. «Никакого прекращения навязывания допуслуг мы не видим, - отмечает Ксения Сергеева. – В конце февраля на общество были наложены штрафы. Однако граждане пишут нам все так же: в марте и апреле было 43 и 47 обращений соответственно. Продолжаются обращения и в мае».

Неисполнение предписаний антимонопольного органа повлекло за собой новое административное дело (от 30 апреля) и новые штрафы. Так, сам «Росгосстрах» наказали на сумму в 400 тысяч рублей, а его директора – на 16 тысяч рублей. Компанию обязали устранить нарушения и отчитаться об этом до 26 мая.

КАК БЫТЬ?

«Просим сообщать нам обо всех нарушениях. Мы разберемся отдельно с каждым фактом навязывания дополнительных услуг и потребуем от «Росгосстраха» разъяснений, - обращается с просьбой к водителям представительница антимонопольного органа. – И, пожалуйста, будьте внимательными при подаче заявлений. Часто в бумагах не указаны даже время и дата, когда в страховой компании пытались навязать дополнительные услуги».

ufas 3Вмешательства ФАС при этом бывает достаточно – в ответ на запрос страховщики сообщают, что автовладельцу предложено прийти в компанию и забрать переплаченные деньги. Причем по бумагам – даже раньше запроса антимонопольщиков. В Чувашском УФАС также отмечают – если навязывание услуг страховщиками будет продолжаться, в дальнейшем будет идти речь о дисквалификации директора. Еще один вариант для автовладельцев при навязывании услуг - обращаться в суд. При этом стоит привлекать в качестве третьего лица антимонопольный орган для подтверждения факта нарушения законодательства о защите конкуренции. Так больше шансов получить положительное решение.

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Помимо небольших для крупной компании штрафов в 300-400 тысяч рублей, на «Росгосстрах» наложены и довольно чувствительные оборотные штрафы. Так, 22 апреля за навязывание диагностики аккумулятора у ИП Макарова страховщиков наказали на сумму в 18 миллионов рублей, а 4 марта 2015 за навязывание допуслуг – на сумму более 26 миллионов. Правда, единственный штраф, который на сегодня оплатила компания в 650 тысяч рублей (от 17 июня 2014), – за неправильное исчисление коэффициента бонус-малус.

ufas 4Все эти попытки наказать «Росгосстрах» рублем страховщиков, видимо, не сильно волнуют. Продолжается навязывание диагностики, страхования жизни, появился и вовсе экзотический «довесок» к полису ОСАГО – ритуальные услуги… Также автовладельцев продолжают обязывать проходить ТО в конкретном месте: 19 мая состоялось первое заседание по этому делу, возбужденному в отношении ООО «Росгосстрах» и индивидуального предпринимателя Анатолия Макарова по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. На этот раз заявителями выступили не только физические лица, но и юридические – операторы техосмотра. При этом они недовольны не только тем, что лишились части своих клиентов, но и тем, что страховщики выдают автовладельцам частично заполненные бланки ТО. То есть осмотр транспорта фактически не производится.

На этот раз рассмотрение дела отложили – для более полного его изучения и сбора всех документов. Следующее заседание суда состоится 25 июня, в 9 часов утра, по адресу: Московский проспект, 2. Присутствовать на нем могут все желающие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В этом году антимонопольным органам России исполняется 25 лет. Все это время антимонопольное регулирование постепенно меняется: совершенствуется законодательство, приобретается опыт правоприменения - благодаря деятельности ФАС меняется ситуация в целых отраслях.

Заглянув в справочники, можно узнать, что 14 июля 1990 года был создан предтеча Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). Уже в 1991 году приняли первый антимонопольный закон – Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

22 сентября 1998 года Комитет упразднили, вместо него появилось Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

9 марта 2004 года состоялась административная реформа, в результате которой Министерство было ликвидировано, а функции антимонопольного органа контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к новому ведомству - Федеральной антимонопольной службе.

В 2006 году был принят Закон о защите конкуренции, который продолжает эффективно работать вплоть до сегодняшнего дня: его своевременность и востребованность поддерживается пакетами поправок.