Тема «с бородой»: Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России вернулся к проблеме продления договоров аренды земли под нестационарными торговыми объектами

16 декабря Общественно-консультативный совет при  УФАС РФ по Чувашии  вновь обсудил острый для предпринимателей вопрос, касающийся  аренды земли у муниципалитетов.  В заседании принимали участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Владимир Иванов, президент Торгово-промышленной палаты Чувашии Игорь Кустарин, руководитель УФАС РФ по Чувашии Вячеслав Борисов, сотрудники управления и предприниматели.            

Аренда земли у муниципалитетов - «больная тема» для ряда бизнесменов  республики, обозначил проблему Владимир Иванов. 

«Сегодня в Канаше предприниматели провели пикет. Администрация города отказала им продлить договоры аренды под нестационарными павильонами, так как срок истек. Городские власти  готовы заключить новые договоры, но после проведения аукционов, как того требует закон. В итоге в Канаше возникла напряженность», - пояснил бизнес-омбудсмен, напомнив, что раньше правоприменительная практика была такова, что после окончания сроков договоров местная власть пролонгировала их. 

Предпринимателей тревожит, что на торгах стоимость земли вырастет в разы, в таком случае им придется забыть о предпринимательской деятельности.  Нечто подобное уже происходит на рынке наружной рекламы, когда аукционы в состоянии потянуть, как правило, крупные игроки. В таком случае что делать и как быть малому и среднему предпринимательству, о поддержке которому все время говорится с высоких трибун?      

В прошлом году в институт Уполномоченного поступило немало обращений и от предпринимателей столицы – г. Чебоксары. Ситуация один в один с Канашом. 

«Сейчас стало спокойнее, но складывается ощущение, что это затишье перед бурей», - выразил обеспокоенность Владимир Иванов и призвал совместными усилиями, наконец,  разрубить этот гордиев узел.   

Есть пример Новочебоксарска, где администрация нашла способ продлевать договоры аренды  без проведения торгов на так называемый переходный период, причем предпринимателям, вложившим значительные средства в реконструкцию или полное обновление своих нестационарных павильонов.  Словом, местная власть приняла соответствующее постановление, а такой опыт можно было бы растиражировать  по всей республике.

Согласно документу сроки продления договора  от 1 года до 10 лет устанавливаются  в зависимости от рыночной стоимости нестационарных объектов: до 100 тысяч рублей - срок действия договора 1 год, до 500 тысяч –  3 года, более 2 миллионов – 10 лет.  Однако к данному документу появились вопросы у антимонопольной службы.  

 «Мы считаем, что постановление содержит дискриминационные условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующие субъекты, которые без торгов и на длительный срок могут получить  право на  размещение нестационарных торговых объектов. Таким образом, создаются неравные условия для субъектов, желающих также оказывать услуги в сферах общественного питания, досуга, отдыха. Есть признаки нарушения антимонопольного законодательства части 1 статьи 15», - заявила начальник отдела контроля органов власти и рекламы УФАС РФ по Чувашии Галина Чагина. 

Все, что касается объектов «нестационарки», прописано в законе о регулировании торговой деятельности, продолжил руководитель Чувашского УФАС России Вячеслав Борисов. Он, в частности,  заметил: «Позиция ФАС России уже была изложена. После вступления в силу закона его действие на объекты, по которым срок  договоров аренды не истек,  не распространяется, по всем остальным  – да. Переходным периодом нам предлагается считать тот момент, когда муниципалитеты приняли свой порядок, но это не совсем правильно, да и решения их (муниципалитетов) вызывает много вопросов. Что значит определение срока продления договора аренды земельных участков, исходя из рыночной или балансовой стоимости объекта?  Если до 100 тысяч рублей – продление договорных отношений на 1 год, более 2 миллионов – на 10 лет? Кто будет определять рыночную стоимость нестационарного объекта?», добавив, что в таком подходе закладывается и коррупциогенный фактор.

Вместе с тем, Вячеслав Борисов похвалил администрацию Новочебоксарска за то, что «отмежевались от аренды земельных участков». По его мнению, не нужно привязывать  объекты нестационарной торговли к земельным правоотношениям, поскольку между ними  и землей нет «непосредственной связи», а потому не требуется увязки договоров аренды с земельными участками, из-за чего возникает загвоздка. Нужно «торговать право торговли».  И такой путь предлагали администрации города Чебоксары.

Президент Торгово-промышленной палаты Игорь Кустарин напомнил, что члены Общественно-консультативного совета в свое время рекомендовали столичной власти один из возможных вариантов решения проблемы – прописать оказание преференций ряду бизнесменов в муниципальной программе поддержки малого и среднего предпринимательства, а потом представить и обсудить  с депутатским корпусом.   

«Поначалу это, вроде, вдохновило представителей администрации города, но со временем эта тема почему-то резко увяла. Казалось бы, совсем не сложно – переписать всех предпринимателей, которые имеют нестационарные объекты в районе нового автовокзала,  зафиксировать, что они в течение 5, а то и более лет ведут там свой бизнес, и включить их в программу поддержки малого и среднего предпринимательства, чтобы удалить образовавшийся тромб.   Но городские власти почему-то вдруг притормозили…», -  отметил Игорь Кустарин.

Против предоставления преференций в рамках специальной программы не возражают и антимонопольщики с единственной оговоркой.  «На земельные отношения это не может распространяться, потому что в Земельном кодексе не сделано исключений по порядку предоставления  земли. Что касается размещения нестационарных торговых объектов, там нет такого жесткого порядка, как в Земельном кодексе, поэтому вполне можно прописать в программе поддержки», - резюмировал Вячеслав Борисов.