Услуга в нагрузку

В отдельную тему были выделены на пресс-конференции в Чувашском управлении Федеральной антимонопольной службы нарушения при заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Немало автолюбителей, оформляя страховку на случай ДТП, попутно соглашались оплачивать и другие услуги. Но не всегда по собственному желанию.

В Чувашское УФАС поступало и поступает немало жалоб от граждан на то, что им отказывают в предоставлении полиса ОСАГО без страхования, к примеру, жизни и здоровья. И это при том, что по российскому законодательству выдача полиса является обязанностью страховщика, а вот заключение иных договоров — это добровольное волеизъявление людей.

Как уточнил руководитель ведомства Вячеслав Борисов, за девять месяцев этого года из всех поданных в Чувашское УФАС заявлений по признакам несоблюдения закона о защите конкуренции (их 551) почти 150 — о нарушениях на этом рынке.

Предписание по этому поводу солидная страховая компания опротестовывала в суде. И вот решение принято, проинформировал журналистов Вячеслав Борисов. Росгосстраху отказано в удовлетворении искового заявления (пока вердикт не вступил в силу, то есть у компании есть право обжаловать решение в апелляционной инстанции). «Надеемся, что Росгосстрах, учитывая решение суда первой инстанции, начнет исполнять наши предписания», — уточнил руководитель Чувашского УФАС.

С августа этого года действует норма, по которой за необоснованный отказ страховщиков от заключения обязательных договоров страхования или за навязывание дополнительных услуг на должностных лиц налагается штраф в размере 50 тысяч рублей (статья 15.34.1 КоАП). В случае недобросовестной конкуренции для компаний предусмотрены довольно крупные оборотные штрафы — до 15 процентов от сумм всех продаж на рынке.

УФАС продолжает принимать заявления недовольных потребителей страховых услуг. А после вступления в силу решения суда пострадавшим следует передать в Росгосстрах заявление о возврате излишне уплаченных сумм.

Как уточнили специалисты антимонопольной службы на пресс-конференции, возвращаются и средства, связанные с неверным расчетом коэффициента бонус-малус (скидка за безаварийную езду) при заключении договоров ОСАГО. Когда в Чувашское УФАС стали поступать многочисленные жалобы автовладельцев, специальная комиссия выявила нарушение в порядке ценообразования, в результате чего Росгосстрахом завышалась страховая премия, которую страхователь обязан внести страховщику (то есть занижались скидки по коэффициенту). А это тоже несоблюдение закона о защите конкуренции (статья 10 о злоупотреблении доминирующим положением). Антимонопольная служба назначила Росгосстраху крупный штраф за нарушение законодательства.

Есть в УФАС и жалобы на действия, которые можно квалифицировать по статье 11 вышеуказанного закона, сообщил Вячеслав Борисов. Так, при заключении договора ОСАГО клиентам предлагалось пройти техосмотр аккумуляторной батареи у определенного индивидуального предпринимателя. По этому факту возбуждено антимонопольное дело, это можно трактовать как сговор (согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию).

Проверки свидетельствуют, что нарушений в этой сфере немало, подчеркнул глава Чувашского УФАС. Так что водители, не стесняйтесь — обращайтесь в антимонопольную службу, если считаете, что ваши права ущемлены. И доводите дело до конца. «Важна активная позиция людей в суде, — подчеркнул Вячеслав Борисов. — Чтобы нарушители не сказали: мы не навязывали, а только предлагали».

Поднимались на пресс-конференции и другие вопросы.

Управляющие компании. Жилищный кодекс позволяет собственникам жилья выбрать другую организацию по обслуживанию своего дома. Но не всегда прежняя управляющая компания передает новой необходимые документы. За девять месяцев этого года в Чувашском УФАС возбуждено 4 таких дела: по двум вынесены решения, еще два находятся на рассмотрении. Такие нарушения расцениваются как препятствование осуществлению предпринимательской деятельности и оказанию услуг жильцам.

СМС-рассылка рекламного характера. В закон о связи внесены изменения: теперь с письменного согласия получателя рекламу по мобильникам может рассылать не рекламораспространитель, а рекламодатель. Отчасти это решает проблему: распространителя найти нелегко, а вот рекламодателя значительно проще. Поток жалоб на такие СМС-рассылки большой. Из 134 заявлений в УФАС, касающихся рекламы, около ста – именно об этом (данные за январь-сентябрь).

Александр ВОСКАНОВ