ГИБДД и прокуратура вернут жителям Чувашии полисы ОСАГО через Москву

5-6 июня в Москве пройдет XII международная конференция по страхованию. Один из пунктов программы мероприятия называется «Кризис ОСАГО – пути преодоления и варианты развития рынка» и не обойдется без резких выступлений со стороны контролирующих органов. Пресловутый «кризис ОСАГО» со всей серьезностью накрыл и Приволжский федеральный округ и для большинства автолюбителей материализовался в виде хронического «отсутствия» бланков полисов ОСАГО в страховых компаниях. В Чувашии на стороне автолюбителей уже выступили в УФАС, а в конце апреля руководители местной ГИБДД публично сообщили страховщикам, что заявления о совершении ими противоправных действий собраны и направлены в центральный аппарат МВД. На федеральном уровне свою консолидированную позицию Центробанк, Роспотребнадзор и ФАС выработали на специальном совещании 18 апреля, а 24 апреля на медиафоруме Общероссийского народного фронта проблему довели до президента страны – но страховщики продолжают утверждать, что ОСАГО для них убыточно. Услуга, в свое время озолотившая страховщиков, теперь превратилась в яблоко раздора и, по большому счету, не нужна никому.

Несмотря на попытки президиума и присутствующих журналистов добиться от страховых компаний ответа, их представители хранили молчание, а своим мнением согласились поделиться лишь на условиях анонимности.

«ОСАГО действительно стало убыточным, особенно в Чувашии. У нас низкие ставки ОСАГО, люди страхуются здесь, а потом едут в Москву и там въезжают в мерседесы. Мы теряем на этом виде страхования – вот и приходится навязывать допуслуги или говорить, что полисов нет», – рассуждает один из страховщиков.

Поначалу автолюбители пытались добиться справедливости через местное УФАС. В отношении лидера рынка, «Росгосстраха», ведомство Вячеслава Борисова дошло до стадии возбуждения дела по признакам нарушения закона «О конкуренции». Очередное рассмотрение дела назначено на 5 мая. Но ситуация явно серьезнее, и на недавней пресс-конференции журналисты поинтересовались у руководителя управления, будут ли попытки привлечь и всех остальных страховщиков за картельный сговор.

«Не так давно произошли изменения в законодательстве, и несколько изменилось понятие «Согласованные действия». Нынче это значит, что один из участников рынка должен объявить о своем решении, а остальные, согласившись, действовать аналогично ему. И только данный факт можно считать согласованным действием. Но подобных публичных заявлений в нашем случае не было. В ходе проведенных опросов компании отрицали, что были действия по навязыванию дополнительных услуг и отсутствию бланков. То есть признаки нарушения установить не удалось. По старым правилам мы бы сговор доказали», – ответил Борисов.

На медиафоруме региональных журналистов, организованном Общероссийским народным фронтом, людское возмущение дошло до президента страны.

«Это безобразие в полном смысле этого слова. Ведь у нас ещё и монополизация рынков происходит подчас, особенно на региональном уровне. Вот я говорил о контроле со стороны Центрального банка, но необходимо ещё и усилить работу со стороны антимонопольной службы. Нас точно услышат. И я вам обещаю, соответствующий сигнал я пошлю», – ответил журналистам Владимир Путин.

Возвращаясь к взаимодействию страховщиков с ГИБДД, необходимо отметить, что пресловутое «отсутствие бланков» – лишь один эпизод «кризиса ОСАГО». Еще одной важной проблемой является вопрос применения так называемого европротокола.

По словам начальника УГИБДД по Чувашии Владимира Романова, до взрывного роста автомобилизации населения в местной ГИБДД рассматривали по 5-6 ДТП в день. Сейчас 14 экипажей вынуждены «отрабатывать» по 60 ДТП ежедневно (а в начале зимы – до 160), причем в подавляющем большинстве случаев ДТП мелкие, и их оформление вполне можно провести по закону без вызова сотрудников ГИБДД.

«При оформлении материалов ДТП к нам приходят две стороны и говорят: дайте нам справку, что ДТП имело место, от нас этого требует страховая компания. Да, говорят, мы не оформляли ДТП с вызовом сотрудников ГИБДД, а только с помощью аварийного комиссара. А потом, общаясь на форуме, они друг другу говорят: ни в коем случае не оформляйте сами ДТП, вызывайте ГИБДД. Пусть это будет час, два – но так хотя бы получите страховую выплату», – сокрушается заместитель начальника УГИБДД МВД по Чувашии Олег Федоров.

На эти претензии страховщики отвечать публично не боятся. «Нужно разграничивать договоры ОСАГО и КАСКО. По условиям договора имущественного страхования КАСКО, есть важный момент, согласованный обеими сторонами сделки, а именно вызов сотрудников ГИБДД на место происшествия. Это если ДТП, а если налицо действия неустановленных лиц – то полиция. Есть причинитель вреда, вину которого необходимо установить и кому предъявить иск о возмещении ущерба. А так называемые аварийные комиссары сейчас в законодательстве никак не закреплены. Не говоря уже о том, что когда аварийные комиссары приезжают на место ДТП, то вместо оказания помощи занимаются саморекламой: скупка долгов, раздача визиток. Конечно, страховая компания не заинтересована в привлечении третьих лиц на место происшествия», – рассуждает представитель компании «РЕСО-гарантия» Андрей Романов.

В проблему «отсутствия бланков» тем временем вмешался даже федеральный Минфин. Ведомство Антона Силуанова в размещенном на сайте министерства документе предлагает страхователям направлять письменные оферты страховщикам и в случае неполучения ответа в течение 30 дней обращаться с жалобами в Центробанк, ФАС, Роспотребнадзор и судебные инстанции. С похожими разъяснениями выступили в Роспотребнадзоре и ФАС. Тем временем эксперты уверяют, что с 1 июля тарифы ОСАГО могут вырасти на 25-40% – и проблема отпадет сама собой.

Андрей Иванов