Начальник отдела контроля органов власти и рекламы УФАС по Чувашии ответила на вопросы форумчан

Вот и пришло время получить ответы на интересующие вопросы по закону и по существу. А получили мы их от Людмилы Анатольевны Железиной - начальника отдела контроля органов власти и рекламы. Кто, если не она, смог бы дать разъяснения по неправомерным действиям на рекламном рынке.
И вот что из этого вышло...


Вопрос #1.Начнем с примера: "Человек с высшим медицинским образованием, но без опыта в хирургии вряд ли сможет сделать сложную операцию больному. Соответственно, для того, чтобы принимать правильные взвешенные решения основываясь на Закон РФ «О рекламе», нужно, кроме всего прочего иметь опыт работы в этой сфере."
Планирует ли УФАС по ЧР привлекать для работы в своих комиссиях специалистов, проработавших в рекламной отрасли много лет и имеющих значительный опыт?


Ответ #1.Возбуждение и рассмотрение дел по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется Федеральной антимонопольной службой России (далее - ФАС России) и ее территориальными органами в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ, утвержденными Правительством Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила) и административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/2012 (далее –Регламент).

Пунктами 1.2, 3.40. Регламента установлено, что непосредственное рассмотрение дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляет Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) под руководством Председателя Комиссии. В состав Комиссии включаются работники антимонопольного органа. Включение в состав Комиссии иных лиц данными нормативными актами не предусмотрено.
Но при этом, пунктом 1.6 Регламента определено, что Комиссия вправе привлекать к рассмотрению дел экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Таким образом, при необходимости установления обстоятельств, требующих специальных познаний в какой-либо сфере деятельности, Комиссия может привлечь к участию в деле вышеперечисленных лиц.
Необходимо также отметить, что при Чувашском УФАС России действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. За этот год он уже собирался три раза для рассмотрения вопроса: этична та или иная реклама или нет.

Вопрос #2. Городом не проводятся торги на право изготовления и размещения социальной рекламы. Кто и на каком праве ее изготавливает, финансирует и размещает? И почему (в нарушении закона о рекламе) подобные торги не проводятся?

Ответ #2. Понятие «социальная реклама»
В статье 10 Закона о рекламе установлены специальные требованиям к ее размещению. В качестве рекламодателей социальной рекламы указываются физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, не входящие в структуру органов местного самоуправления.

Названные органы власти в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о рекламе осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку социальная реклама в смысле положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» представляет собой государственную или муниципальную нужду, закупка этих работ и услуг для соответствующих целей должна осуществляться заказчиком на основании положений Закона N 94-ФЗ. То есть исполнитель данной услуги должен выбираться на торгах.
Ответы на вопросы кто и на каком праве ее изготавливает, финансирует и размещает и почему такие торги не проводятся следует адресовать к заказчикам социальной рекламы.

Вопрос #3. Ранее на сайте УФАС сообщалось, чтоООО «Благодать» оштрафовано за нарушение законодательства о рекламе и за непредставление документов по требованию антимонопольного органа
Но это же рекламное объявление была размещено уже после наложения штрафа в газете Теленеделя .Значит ли это, что прибыль от размещенной рекламы покрывала все штрафы УФАС? Или же предписания о запрете дальнейшего распространения недостоверной рекламы не было?

Ответ #3. Чувашское УФАС России, осуществляя государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, возбудило и рассмотрело 2 дела по фактам распространения ненадлежащей рекламы, содержание которых определило ООО «Благодать». Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

За установленные факты нарушений ООО «Благодатель» были назначены административные наказания в виде штрафов. При привлечении лиц, к административной ответственности, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано учитывать наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность за совершенное правонарушение.

Повторное совершение однородного административного правонарушения, за совершение которого, лицо уже подвергалось административному наказанию и по которому не истек срок давности, относится к отягчающим обстоятельствам (статья 4.6 КоАП РФ). В связи с этим административное наказание ужесточается, что и было учтено при назначении второго наказания ООО «Благодать».

Вопрос #4. Немного о правомерности мелкого шрифта в рекламе. Что Вы скажете о подобном творчестве рекламистов? Можно ли отнести этот баннер к акту недобросовестной конкуренции (учитывая то, что аптека находится в месте «повышенной конкуренции»)?
опубликованное пользователем изображение

Ответ #4. Представленная в данном виде реклама аптеки «Терра биони» содержит признаки нарушения законодательства о рекламе. После изучения всех обстоятельств, установления лица, распространяющего данную рекламу, Чувашское УФАС России примет решение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Вопрос #5. В газете PRO Город Чебоксары/Новочебоксарск (и других регионах) объявления подобного плана идут постоянно (страницы с однотипной рекламой окон, потолков и т.д.)
Публикуются явные нарушения, типа:
опубликованное пользователем изображение
опубликованное пользователем изображение

Реклама печатается с одними и теми же телефонами и адресами почти каждый раз от разных ИП/ООО. Можно ли применить санкции к конкретному выгодоприобретателю печатаемой рекламы. Вместо того, чтобы выносить постановления в отношении подставных ИП, от чьего имени опубликована реклама?

Ответ #5. Относительно привлечения к ответственности за ненадлежащую рекламу «Наружные потолки» компаний «Фабричные потолки», «Теплый свет» выгодоприобретателя, а не подставных индивидуальных предпринимателей, считаю необходимым сообщить, что статьей 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о рекламе в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях только для рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Установление выгодоприобретателя для этого случая не требуется. Кроме того, полномочиями на осуществление оперативной розыскной деятельности антимонопольный орган не наделен.

Вопрос #6. Жителей города так же волнует ситуация с нелегальными рекламными штендерами у магазинов, минищитами на столбах и асфальтными объявлениями. Город несет убытки от подобной рекламы. Одни делают все по закону: заключают договор, размещают объявления, а другие просто выставляют вдоль дороги штендеры и ничего не платят за это. Мониторите и пресекаете ли вы подобные нарушения?

Ответ #6.Рекламные конструкции

В случае если конструкция не размещается стационарно и не присоединяется к имуществу на длительный срок, то такая конструкция не подпадает под регулирование этой статьи.В случае же, если конструкция располагается стационарно, т.е. прочно связана с землей, зданиями, строениями и сооружениями (опоры линий электропередачи), и не предназначена для перемещения, такая конструкция признается рекламной и соответственно ее размещение должно осуществляться с учетом требований статьи 19 Закона о рекламе.

В данном случае, к выносным стендам указанные квалифицирующие признаки наружной рекламы не применимы, в связи с чем, на мой взгляд, такие конструкции нельзя считать средствами наружной рекламы, которые возможно устанавливать и эксплуатировать только при наличии разрешения органа местного самоуправления, выдаваемого в порядке, установленном Законом о рекламе.

Вопрос #7. «За последние 1,5 месяца в почтовый электронный ящик поступает спам от одной иногородней организации, настойчиво (по несколько раз в день) рекламирующей зеленый зерновой напиток для похудения. Отписок от спама у них нет, форм обратной связи нет, фильтры мало помогают (рассылка идет от "левых" адресов). На сайте указаны реквизиты ООО». Что делать в таких ситуациях? Можно ли справиться с проблемой электронного спама?

Ответ #7. Технические возможности порождают новые проблемы. В Вашем случае предоставлять свой адрес кому-либо следует с осторожностью, т.е. только тем лицам, которым Вы доверяете, в противном случае поступление нежелательной рекламы не избежать.

Вопрос #8. Множество вопросов поступило касательно надоевших смс-рассылок. Какие меры сейчас предпринимает УФАС для борьбы с этой проблемой? Начинаются ли дела по собственной инициативе УФАС?

Ответ #8. Что касается нежелательных СМС-рассылок по сетям радиотелефонной связи, то по данной категории антимонопольный орган возбуждать такого рода дела по собственной инициативе не может, в силу того, что направление рекламы таким способом всегда осуществляется определенному лицу, которое может давать, может не давать согласия на получение рекламы.

По принимаемым мерам, направленным на прекращение такого рода нарушений, можно сообщить, что в настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на Аndгоid, позволяющая гражданам при получении нежелательного СМС-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). К такому заявлению в автоматическом режиме необходимо присоединять изображение СМС-сообщения, а также фотографию (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также должен содержаться почтовый адрес гражданина и информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи.

В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи, оказывающего ему услуги связи, об оказанных услугах, в том числе о получении рекламного СМС-сообщения, указанного в обращении гражданина, антимонопольный орган может запросить у оператора связи, указанного в обращении, информацию о том, с какого номера и от какого лица (в случае нахождения данного номера в объеме нумерации, выделенной данному оператору связи) поступило СМС-сообщение, или о том, какому оператору связи принадлежит номер, с которого поступило СМС-сообщение (для дальнейшего запроса у данного оператора связи сведений о лице, которому был передан данный номер). При отсутствии в заявлении гражданина указания оператора связи, данную информацию можно получить на сайте Россвязи.

В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи об оказанных услугах, или согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях, антимонопольный орган будет лишен возможности направить соответствующий запрос оператору связи, в связи с чем в ответ на такое заявление гражданину будет дано разъяснение о порядке подачи в антимонопольный орган заявления о признаках нарушения статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Аналогично гражданину будет направлено соответствующие разъяснение о невозможности возбуждения дела, в случае поступления заявления, в котором отсутствует фотография (изображение) поступившего СМС-сообщения с нежелательной рекламой.

Вопрос #9. И напоследок, часто ли рекламные агентства обращаются за советами в УФАС, дабы предупредить нарушения?

Ответ #9. На данный вопрос сообщаю, что законодательством о рекламе не предусмотрено полномочие по даче разъяснений положений законодательства о рекламе ни для ФАС России, ни тем более для ее территориальных органов. По общему правилу, такие разъяснения может давать только законодатель. Исходя из сложившейся практики Чувашского УФАС России, других территориальных органов, судебной практики можно самостоятельно определить мнение контролирующих органов и сделать соответствующие выводы.

P/S Уважаемые форумчане, будьте бдительны! О замеченных нарушениях рекламы сообщайте УФАС Чувашии.