Смс-рассылки атаковали жителей Чебоксар

Спам-рассылка прочно оккупировала электронные почтовые ящики, теперь добралась и до сотовых телефонов. Ежедневно почти каждый из нас получает по несколько смс-сообщений рекламного характера. Спам рекламы товаров и услуг буквально засыпает мобильные устройства и становится проблемой, как для абонентов, так и операторов сотовой связи. Возможно ли избавиться от навязчивой рекламы на мобильный телефон и кто ее рассылает?

Оставляя свой номер сотового в магазинах, кафе, салонах при оформлении дисконтных карт мы фактически соглашаемся на получение информации о различных акциях и скидках. Такие сообщения оператор связи заблокировать не может, так как здесь существуют договорные отношения между абонентом и тем, кто отправляет смски. Согласие владельца сотового есть, значит, рассылка приходит в рамках закона. Другое дело – смс-спам.

Людмила Железина – начальник отдела органов власти и рекламы УФАС РФ по ЧР: “Что такое спам – это массовость рассылки. Неизвестно кому, лишь бы получили, владели этой информацией. Но отказ от нее в связи с тем, что нет обратного адреса невозможно. Законодательство о рекламе в частности статья 18 регулирует данные правоотношения и говорит, что без согласия абонента распространение рекламы по сетям связи не допускается, 2 пункт – не допускается посредством автоматической рассылки».

Нумерация операторов связи известна, находится в открытом доступе. Спам-рассылка идет по абонентской базе сотовых компаний. Этими знаниями могут пользоваться и мошенники. Попавших на их удочку в сводке полиции хватает. Едва оперативники раскусят одну схему, как появляются новые.

Специальные программы, которые позволяют ставить запрет на получение сообщений, как с коротких номеров, так и номеров, содержащих буквенные наименования. Все это предлагает своим абонентам любой оператор связи.

Дмитрий Бобиков – директор филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в ЧР: «Абоненты могут переслать нежелательные сообщения, и специалисты компании займутся этим и оградят от нежелательных сообщений. За 1 полугодие 2013-го было получено порядка 35 тысяч таких сообщений и результатом явилось то, что поток обращений снизился в 3 раза».

Владимир Данилов - директор чебоксарского филиала ОАО «ВымпелКом»: «Абоненты могут набрать комбинацию и подключить черные и белые списки, тогда наши абоненты не будут подключать платные смски».

Возможно ли защититься от спама на сотовый. В УФАС Чувашии с заявлением обратились около трёх десятков абонентов, которые получали рекламу услуг четырёх служб такси. Антимонопольщики выяснили, что смс распространяла одна из пермских компаний. Схема выстроена сложно: в цепочке были иные лица, у которых был доступ к базам номеров и к оборудованию, с которого и шла спам-рассылка.

Людмила Железина – начальник отдела органов власти и рекламы УФАС РФ по ЧР: «Отдельный договор о доступе к их смс-центрам и соответственно предоставляют 2 номера позволяют рассылать различного уровня рекламную информацию».

Собрать доказательную базу в таких случаях, говорят в УФАС, достаточно сложно. В данном деле удалось установить факты, подтверждающие, что смс распространялись без предварительного согласия абонентов. Налицо нарушение федерального закона о рекламе. При возложении ответственности на юридическое лицо штраф за нарушение может составить от 100 до 500 тыс. рублей. Так, впервые в Чувашии было вынесено антимонопольное решение по факту распространения смс-сообщений рекламного характера.

Анжелика Кириллова, Владимир Синдеев, Александр Яковлев

Видео