Маршрутки в законе

Маршрутная проблема в Чебоксарах тянется с 2008 года: именно тогда городские власти издали протокол о нецелесообразности проведения конкурса на организацию маршрутных перевозок и заключили договоры без объявления конкурса.

На деле получилось так, что были продлены сроки действия договоров, заключенных еще в 2003 году. Спустя три года, в 2011 году, по многочисленным жалобам предпринимателей, желающих оказывать услуги маршрутных такси, в дело пришлось вмешаться антимонопольной службе. Было возбуждено дело о нарушении законодательства и выдано предписание об обязательном проведении конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки. По данным городской администрации, на объявленный зимой 2011 года конкурс было выставлено 28 маршрутов, в результате договоры были заключены по пяти маршрутам, по остальным итоги конкурса не были подведены из-за поступивших жалоб и исков в суды. Согласно федеральному законодательству, в этих условиях мэрия решила привлечь на маршруты временных перевозчиков (сроком не более чем на полгода) без проведения конкурса. С тех пор на рынке маршрутных перевозок столицы Чувашии периодически возникают настоящие войны, в которых принимают участие как конкурирующие между собой предприниматели, так и городские чиновники, пытающиеся фактически в ручном режиме навести долгожданный порядок.

Сегодня в Чебоксарах действуют 33 маршрута и только по десяти из них заключены долговременные пятилетние договора. Как отмечают в администрации города, речь идет о предпринимателях и организациях, чьи возможности полностью удовлетворяют условиям проведения конкурсов. По остальным маршрутам проведенный в этом году конкурс провалился: ни один из перевозчиков не был допущен к участию. Одни не смогли правильно оформить документы, другие не давали гарантий по предоставлению автобусов необходимой вместимости – от 18 пассажирских мест. В итоге по 23 маршрутам продолжают работать временные перевозчики, которые не несут полноценной ответственности за оказываемые услуги.

– За последние годы юридически поднаторели практически все участники рынка. Мы сегодня столкнулись с практикой, когда решения администрации обжалуются перевозчиками. В итоге судебные тяжбы идут с 2011 года. Чаще всего обращения дублируются сразу во всевозможные инстанции, в следствии чего мы вынуждены приостанавливать проведение конкурсов до выяснения всех обстоятельств, - объясняет одну из причин сложившейся ситуации глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков.

Интересно, но далеко не всегда эти жалобы напрямую относятся к решениям, принимаемым чиновниками. Нередки случаи, когда такими юридическими приемами конкуренты пытаются вырвать уже завоеванный кем-то маршрут. По словам руководителя управления госавтодорнадзора по Чувашии Юрия Титова, в преддверии каждого конкурса всплывают целые реки обращений с жалобами на того или иного участника конкурса. Причем разбираться между собой предприниматели пытаются не только с помощью контролирующих органов, но и  приемов, популярных в 90-е года. Полтора года назад в интернете появилась запись о том, как владельцы маршрутных такси, работающих на одном маршруте, пытались «договориться» с помощью бейсбольных бит и ломов.

Между тем события последних недель, в частности авария с участием микроавтобуса под Пензой, унесшая жизни 10 жителей Чувашии, показали, что терпеть и дальше такое положение дел не должны ни чиновники, ни перевозчики. В этих условиях администрация города Чебоксары разработала «Порядок определения и назначения перевозчика на маршрут регулярных перевозок пассажиров» без проведения конкурса сроком до шести месяцев. Документ предполагает заключение краткосрочных договоров, пока не определится основной перевозчик. Временных перевозчиков в этом случае назначает специальная рабочая группа, которая на основании рекомендаций решает, кому отдать тот или иной маршрут. Интересно, что такая схема, кстати, предусмотренная федеральным законодательством, вызвала бурю возмущений уже среди самих автоперевозчиков. Перевозчиков прежде всего не устраивает отсутствие конкретных критериев, по которым комиссия выбирает операторов маршрутов.

– Нет критериев, нет представления о том, почему именно этот предприниматель получил в свое распоряжение маршрут, – говорит перевозчик Александр Сорокин, – невольно возникают мысли о коррупции.

Чиновники с такой позицией не согласны. «Мы не можем поставить в порядок определения временного перевозчика критерии, потому что это будет уже конкурс. А итоги конкурса вы опять начнете обжаловать», – считает Алексей Ладыков.

В администрации города решили отклонить заявки в случае предоставления документов на автобусы, государственные регистрационные номера которых совпадают в документах других заявителей.  Должен быть представлен нормальный договор аренды транспорта или свидетельства о владении машинами. Никаких справок и поручительств, а тех, кто дублирует машины на разные маршруты, и тех, кто готов свои машины предоставлять для работы на маршрутах разным предпринимателям, будут наказывать.

По данным мэрии, в Чебоксарах в целом перевозки автобусами малой и средней вместимости составляют 36 процентов всего объема пассажироперевозок, это 45 миллионов человек в год.

Александр Кузин, Чебоксары