«Наружка» в Чебоксарах: кто виноват, и что делать?

11 декабря в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики состоялось заседание круглого стола на тему «Рынок наружной рекламы в Чебоксарах». Наступать на больную мозоль было тяжело — обсуждение вопроса местами переходило на повышенные тона.

Дабы избежать спорных моментов, первым делом всех присутствующих подробно ознакомили со статьей 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций» ФЗ «О рекламе». Людмила Железина, начальник отдела контроля органов власти и рекламы Чувашского УФАС, отметила, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной власти, должно осуществляться на основе торгов (в форме аукциона или конкурса). В Чебоксарах же, как признаются местные рекламисты, отдельным предпринимателям предлагают размещать рекламу на дружеской основе, а щиты других без оснований демонтируют.

- Закон «О рекламе» не вчера вступил в действие, - подчеркнула Людмила Железина. - Эта норма принята еще 1 июля 2008 года, а уже заканчивается 2012-й — за такой промежуток времени можно было столько документов подготовить! Никаких исключений законодательство не предусматривает. Закончился срок распространения рекламных конструкций - они должны выставляться на торги. Другого способа нет.

Но, как сказал председатель Гильдии рекламистов Чувашской республики Владимир Бахматов, подобный аукцион в Чебоксарах проводился всего один раз, в июне 2010 года. Кроме того, была предпринята попытка организации еще трех конкурсов в этом году. Собственники рекламных конструкций, у кого истекал срок разрешения, подавали заявки, но горадминистрация ни на одну заявку не ответила.

- Вместо этого мы получили повестки в суд для рассмотрения дела о демонтаже конструкций, а кому-то просто без комментариев все демонтировали, - возмутился Владимир Алексеевич.

Рекламисты утверждали, что почти все рекламные конструкции включая те, что принадлежат АУ «Городская реклама», стоят без разрешительной документации, и только 20 из них на сегодняшний день установлены по закону. А тем временем в городе появляются новые щиты.

- Администрация города сообщила, что рекламные щиты на пересечении ул. Пирогова и А. Крылова, по пр. Машиностроителей демонтированы, но они на месте! - Владимир Бахматов показывает фотографии, сделанные за день до круглого стола. - Насколько мы знаем, не объявлялись торги и аукционы на размещение на муниципальных землях стел новых автосалонов, а также «Букета Чувашии». Невозможно не заметить на улицах города установки для концертных афиш — новые рекламные объекты. Кроме того, еще летом 2012 года «Городская реклама» заключила с одним из рекламных агентств договор на размещение рекламы телекоммуникационной компании «Эзервей» на 320 панель-кронштейнах сроком на 4 года. Конструкции принадлежат «Городской рекламе», столбы уличного освещения и опоры троллейбусных линий — Горсвету и троллейбусному управлению, то есть это муниципальная собственность. Но торгов и аукционов никто не проводил.

- На кронштейны документация имеется, - возразил Борис Гончаров, руководитель АУ «Городская реклама». Концертные афиши и стелы на муниципальной земле Борис Геннадьевич не прокомментировал. - Схема размещения наружной рекламы в городе разработана, информация об этом опубликована на сайте горадминистрации. С самой картой можно ознакомиться у нас, в «Городской рекламе». Присутствующие решили сразу найти эту новость на сайте горадминистрации. «Прокрутили» несколько страниц, но так ничего и не обнаружили.

Сейчас контрольно-разрешительную документацию на установку и размещение рекламных конструкций выдает АУ «Городская реклама». По закону, этим обязана заниматься администрация города. «Администрация должна объявить торги, а рекламисты - располагать равными правами при участии в этих торгах», - взывала Людмила Железина.

Гильдия рекламистов предложила создать управление рекламы - некоммерческую организацию в структуре администрации города и каждую отдельную рекламную конструкцию наносить на карту наружной рекламы как отдельный лот. Иначе ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, повлечет за собой существенное увеличение стоимости размещения рекламы и, соответственно, подорожают товары для населения города.

- К счастью, в Новочебоксарске нет подобных проблем, - высказался в конце обсуждения Дмитрий, представлявший рекламное агентство «Реклама на щитах». - Почему бы не оставить щиты прежнему владельцу, если он своевременно платит налоги, добросовестно следит за своими рекламными конструкциями, а аукционы проводить на новые места? Зачем брать шашку и рубить? Как-то неразумно все это...