Антимонопольная служба – не карательный орган

Сегодня в гостиной парламентского издания – руководитель Чувашского Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашии В.А. Борисов. Темой нашей беседы стали основные приоритеты работы и ряд других интересных моментов.

– Вячеслав Аркадьевич, расскажите об основных направлениях деятельности УФАС...

– Круг задач достаточно широк. Основными приоритетами остаются борьба с картелями (так называют союзы или соглашения предпринимателей, которые организованы для урегулирования условия сбыта или производства товаров, устранения или ослабления свободной конкуренции между отдельными предприятиями) и пресечение злоупотреблений со стороны монополий, антиконкурентных действий представителей власти. К наиболее актуальным проблемам можно отнести сговоры на торгах, навязывание со стороны монополий невыгодных условий потребителям и нарушения при проведении торгов.

– Довольны ли вы качеством работы подведомственного вам управления? По каким критериям прежде всего оцениваете эффективность?

– По каждому направлению несколько критерий оценок, которые позволяют ФАС понять, насколько хорошо справляется тот или иной территориальный орган с возложенными на него обязанностями. По итогам каждого года составляется рейтинг. Последние два года мы входим в десятку лучших, и ФАС по итогам и 2010, и 2011 годов наградила нас Почетными грамотами.

В этом году большое внимание уделяем качеству проводимых расследований. Ведь именно от качества проведенной нами работы будет зависеть, сможем ли мы добиться улучшения конкурентной среды или нет.

Значительный вклад в эффективность труда, постоянное улучшение показателей вносят наши молодые специалисты, которые проявляют живой интерес к работе. Это очень важно, к тому же из года в год нагрузка на каждого сотрудника только возрастает.

– Антимонопольная служба – это больше карательный орган или же является защитником тех, чьи права и интересы в области антимонопольного законодательства нарушены?

– Антимонопольная служба по своей сути никогда не была карательным органом. Перед нами стоят совсем другие задачи, такие, как защита конкуренции, пресечение проявлений монополизма во всех его видах для защиты интересов предпринимателей и потребителей, а также повышение конкурентоспособности экономики Чувашии.

– Насколько мы знаем, в общей инфляции в стране доля тарифов естественных монополистов занимает примерно четверть. Возможно ли что-либо предпринять на уровне отдельно взятой республики для того, чтобы необоснованно не повышались тарифы?

– В Управление постоянно поступают жалобы на тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, хотя это часто вне рамок нашей компетенции. Тарифы на услуги естественных монополий, предоставляемые населению, регулируются государством, в частности, тарифными службами субъектов и самой Федеральной тарифной службой. Сотрудники Чувашского УФАС принимают участие в совещаниях рабочих групп по установлению тарифов субъектов естественной монополии. Также мы стараемся оперативно реагировать на поступающие обращения, учитывая, конечно же, наши полномочия в этом вопросе.

– Как часто у нас в республике удается выявлять картели? И какое наказание ждет тех, кто таким образом объединился и сговорился (наверняка, чаще всего – в области ценообразования, но допускаю, встречаются факты и в сфере влияния)?

– Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений и согласованных действий между хозяйствующими субъектами и федеральными, региональными или муниципальными органами власти является одним из важнейших направлений деятельности антимонопольных органов. Подобное поведение между бизнесом и властью не только препятствует созданию условий для развития добросовестной конкуренции, но и в ряде случаев приводит к ее устранению.

Количество таких дел невелико в связи со сложностью сбора доказательств заключения подобных соглашений. Только силами Управления выявить и доказать общественно-опасные сговоры на торгах, а также картелей невозможно. Инструменты и методы, которыми обладает антимонопольный орган, не позволяют в полном объеме раскрыть и пресечь их дальнейшую деятельность. А суды требуют от нас прямые улики, к примеру, протоколы сговора, письменные соглашения и другие документы.

– С какими нарушениями антимонопольного законодательства приходится сталкиваться чаще всего? Как думаете, почему?

– Увеличение количества заявлений наблюдается по многим статьям Закона о защите конкуренции. Возросло и количество нарушений в сфере рекламы и размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. И по многим направлениям за последние 5 лет увеличение жалоб произошло в разы. И, как мне кажется, такая ситуация связана с тем, что и предприниматели, и жители Чувашии стали грамотнее в вопросах антимонопольного законодательства, узнали про нашу службу и наши полномочия. Мы делаем все возможное для этого. У нас есть официальный сайт, где каждый может узнать последние новости Управления, прочитать вынесенные решения и предписания антимонопольного органа. Чувашское УФАС присутствует в социальных сетях, проводит различные семинары, круглые столы, пресс-конференции, «Дни конкуренции» в городах республики.

Предприниматели уже не боятся указывать на злоупотребления монополистами своим положением, жаловаться на недобросовестную конкуренцию, к примеру, на распространение конкурентами ложных сведений. Заявители выражают недовольство работой отдельных представителей органов власти, указывают на нарушения организаторов торгов. Все заявления и жалобы мы рассматриваем в установленные законом сроки, при наличии признаков нарушения законодательства – возбуждаем дело. Ни одно обращение граждан и предпринимателей не остается без внимания антимонопольного органа.

– Из уст руководителей малых предприятий порой можно услышать нарекания, что им не всегда открыт путь к госзаказу. Исходя из вашей практики, как вы оцениваете ситуацию?

– Согласно статье 15 Закона о размещении заказов заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства. При этом объем заказа не может быть меньше 10, а также превышать 20 процентов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определенного Правительством России, если согласно действующему законодательству субъекты малого предпринимательства являются участниками размещения заказа по проводимым торгам и запросам котировок. Таким образом, их участие в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд является открытым и доступным.

– Вячеслав Аркадьевич, вы были в ранге замминистра, министра, руководителя Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, сейчас – руководителя Управления ФАС. Кем быть, вернее, трудиться легче и почему?

– Говорить, что кем-то быть или где-то было легче не совсем правильно. Везде есть сложные вопросы, проблемы и нюансы. Будучи заместителем министра, я занимался корпоративными отношениями, приватизацией. В должности руководителя Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству стояла задача – обеспечить сохранение на плаву те предприятия, которые стали финансово неплатежеспособными и контроль за правильностью ввода в гражданский оборот имущества организаций, которые объявлены банкротами. В должности министра я ввел конкретные направления – это транспорт, дорожное хозяйство и, соответственно, инфраструктура транспортного и дорожного хозяйства, создание конкурентной среды в этих областях. Сегодняшняя моя работа связана с защитой конкурентных отношений в республике. Каждое направление интересно по-своему, но в то же время и сложное.

– Как думаете, какой вы руководитель?

– Судить об этом, конечно же, не мне. Во-первых, насколько я эффективный руководитель в нашем регионе, справляюсь ли с теми полномочиями, которые возложены на наше Управление, может сказать только руководство центрального аппарата. Именно ФАС оценивает деятельность нашего Управления в целом и непосредственно его руководителя. И, во-вторых, эту оценку могут дать жители республики и предприниматели, чьи интересы и законные права мы защищаем.

– Расскажите вкратце о вашей семье и о вашем хобби читателям газеты «Республика» Госсовета Чувашии.

– Женат, двое детей: дочка и сын. Из увлечений могу отметить «тихую охоту». Когда в тихую и хорошую погоду собираешь в лесу хороший урожай в виде грибов, отдыхаешь и душой, и телом. Так что душевный комфорт очень даже немаловажен. Этого желаю и нашему дружному коллективу.

Подготовили Вера ЭВЕРККИ,

Елена МОИСЕЕВА.