Протокол от 21 сентября 2022 года
ЧУВАШСКОЕ УФАС РОССИИ
ПРОТОКОЛ
ОЧНОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ЧУВАШСКОМ УФАС РОССИИ
21 сентября 2022 г. № 2
Председательствовал Кустарин И.В.
участвовали:
Члены Совета: |
Андреев Е.А., Иккерт А.В., Разумова И.В., Андриенко К.А., Яруткин А.В., Паладьев В.Д.
|
|
|
Приглашенные: руководитель Чувашского УФАС России Котеев В.В., заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокурова Н.Ю., Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Рыбаков А.Н.
|
|
I. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства за первое полугодие 2022 года
(Котеев В.В., Кустарин И.В.)
В первом полугодии 2022 года Чувашское УФАС России рассмотрело 198 заявлений по признакам нарушения Закона о защите конкуренции (в I полугодии 2021 г. – 362).
В 7 раз уменьшилось количество обращений на действия (бездействие) органов власти (статьи 15 и 16). Жители Чувашии жаловались на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, установление ограничений в выборе продавцов и т.п. По остальным направлениям деятельности показатели остались на уровне прошлого года или уменьшились.
Из общего количества заявлений в 188 случаях Управление отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (в I полугодии 2021 г. – 350).
За отчетный период Управление выдало 4 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (в I полугодии 2021 г. – 7) и 1 предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. Из всех выданных предупреждений 3 исполнены (в I полугодии 2021 г. – 6), остальные в стадии исполнения.
По результатам рассмотрения поступивших заявлений и по собственной инициативе Чувашское УФАС России возбудило в общей сложности 8 дел о нарушениях Закона о защите конкуренции (в I полугодии 2021 г. – 6). По одному делу установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.
Управление за отчетный период вынесло 22 постановления о наложении административных штрафов (в I полугодии 2021 г. – 19). Общая сумма штрафов в сфере контроля антимонопольного законодательства составила 11 млн 731 тыс. руб. (в I полугодии 2021 г. – 6 млн 63,4 тыс. руб.). За 6 месяцев текущего года по данному направлению Чувашское УФАС России взыскало 7 млн 442,2 тыс. рублей (в I полугодии 2021 г. – 2 млн 278,7 тыс. руб.).
По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступило 26 жалоб (в I полугодии 2021 г. – 25), из них 7 признаны обоснованными и 7 – необоснованными (в I полугодии 2021 г. – 4 и 11 соответственно), 12 – возвращены, отозваны заявителями и направлены по подведомственности (в I полугодии 2021 г. – 10). Управление выдало 4 предписания (в I полугодии 2021 г. – 4), к настоящему времени все они исполнены.
Решили:
- Принять к сведению доклад руководителя Чувашского УФАС России Котеева В.В.
II. Проблемные вопросы в рамках национальных проектов
(Винокурова Н.Ю., Яруткин А.В., Котеев В.В., Рыбаков А.Н.)
В Чувашское УФАС России за 9 месяцев 2022 года поступило 22 жалобы на осуществление закупок в рамках реализации Национальных проектов, 6 из которых были возвращены, отозваны или направлены по подведомственности. По результатам рассмотрения жалоб 8 были признаны необоснованными и 8 обоснованными.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08 мая 2019 года № 2) Чувашское УФАС России ежемесячно осуществляет внеплановые проверки проводимых конкурентных процедур в рамках реализации национальных проектов. Так, в 2022 году Управление осуществило внеплановые проверки 17 закупок, размещенных в рамках реализации национальных проектов, по результатам 13 проверок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.
Основные нарушения, выявленных в рамках контрольных мероприятий по реализации Национальных проектов:
– статья 33 (указание в Техническом задании дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ. При этом в Техническом задании отсутствует обоснование необходимости использования данных характеристик);
– часть 4 статьи 31 (предъявление требований к наличию опыта, несоответствующее предмету аукциона);
– часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 31 (требование о наличии у участников закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники, при этом с 01 января 2022 года лицензия на деятельность по производству медицинской техники не требуется);
– часть 5 статьи 42 (ненадлежащее оформление разъяснения извещения);
– пункт 3 части 12 статьи 48 (необоснованный отказ в допуске в связи с нахождением участника в Реестре недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ);
– часть 8 статьи 31 и пункт 3 части 12 статьи 48 (необоснованный допуск при отсутствии подтверждения опыта);
– подпункт а) пункта 1 части 5 статьи 49 (необоснованное отклонение);
– статья 96 (ненадлежащее установление требований к размеру аванса при казначейском сопровождении контракта);
– часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе (несвоевременное опубликование информации об исполнении контракта);
– часть 3 статьи 24 (неверный способ закупки (неправомерная закупка у единственного поставщика));
– часть 1 статьи 34 (срок выполнения работ не позволяет осуществить работы);
– часть 11 статьи 34 (установление в проекте контракта положений о представлении декларации соответствия на поставляемый товар, при этом медицинское изделие – аппарат суточного мониторирования артериального давления – не включено в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии);
– часть 30 статьи 34 (в контракте не отражена ответственность за непредставление нового обеспечения исполнения контракта при отзыве лицензии).
Решили:
- Принять к сведению сообщение заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокуровой Н.Ю.
Ш. О правоприменительной практике Чувашского УФАС России по деятельности субъектов естественных монополий
(Шевченко А.В., Андреев Е.А., Котеев В.В., Рыбаков А.Н., Кустарин И.В., Разумова И.В.)
Одним из направлений деятельности Чувашского УФАС России в соответствии с возложенными полномочиями является осуществление контроля за деятельностью субъектов естественной монополии.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность субъектов естественной монополии за нарушения правил недискриминационного доступа и порядка технологического присоединения объектов.
В сфере электроэнергетики за текущий период этого года на нарушение правил недискриминационного доступа поступило 63 обращения.
В 35 случаях отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основной причиной отказа в возбуждении дела является не представление заявителем достаточных документов и доказательств, свидетельствующих о совершении правонарушения, в виду наличия запрета на проведение проверок.
Возбуждено 28 дел об административном правонарушении с проведением административного расследования. Из них 17 дел прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, 5 дел находятся в стадии рассмотрения, в 4 случаях установлено нарушение сроков договора технологического присоединения (мероприятия не совершены в срок), сетевые организации привлечены к административной ответственности.
В конце 2021 года Управление вынесло 17 постановлений о наложении штрафа на ПАО «Россети Волга» в лице Чебоксарского филиала «Чувашэнерго» за нарушение порядка технологического присоединения потребителей (нарушение сроков мероприятий технологического присоединения).
В настоящее время 11 постановлений признаны судами апелляционной инстанции законными.
В адрес Управления поступило 2 обращения в части технологического присоединения к сетям газораспределения. По результатам административного расследования состав административного правонарушения в действиях АО «Газпром газораспределения Чебоксары» не установлен.
На нарушение порядка технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения подано 4 обращения, по результатам рассмотрения которых принято одно решение об отказе в возбуждении дела (заявитель обратился не на то лицо) и проведены три административных расследования: 1 в стадии рассмотрения, 2 прекращены в связи с отсутствием состава (отказ в выдаче ТУ был правомерен).
В ходе осуществления антимонопольного контроля управлением установлены следующие проблемы на рынках:
– отсутствие актуальной информации у органов местного самоуправления об объектах коммунальной инфраструктуры на территории, а также о лицах, владеющих такими объектами;
– бездействие органов местного самоуправления по выбору гарантирующей организации в коммунальной сфере;
– злоупотребление лицами, занимающие доминирующее положение на рынке, находящимся в состоянии естественной монополии (теплоснабжение).
Решили:
- Принять к сведению сообщение заместителя председателя Чувашского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Андреева Е.А.
- Принять к сведению доклад врио заместителя руководителя Чувашского УФАС России Шевченко А.В.
IV. Подведение итогов деятельности Общественного совета при Чувашском УФАС России за 2019-2022 годы
(Кустарин И.В.)
Решили:
- Одобрить работу Общественного совета при Чувашском УФАС России за 2019-2022 годы.
- Поблагодарить членов Совета за совместную плодотворную работу.
V. Разное
(Иккерт И.В., Кустарин И.В.)
Решили:
- Принять к сведению сообщение председателя Совета Ассоциации участников алкогольного рынка при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики Иккерта И.В. о наличии в Чувашской Республике легальных объектов реализации алкогольной продукции.
Председатель
Общественного совета
при Чувашском УФАС России Кустарин И.В.
Ответственный секретарь
Общественного совета
при Чувашском УФАС России Шевченко А.В.
Протокол вела Шевченко А.В.