Протокол от 15 февраля 2019 года

ЧУВАШСКОЕ УФАС РОССИИ

 

ПРОТОКОЛ

 

ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ ЧУВАШСКОМ УФАС РОССИИ

                                                                                 

 

 15 февраля 2019 г.                                                                                                № 1          

 

 

Председательствовали:                                                                               Кустарин И.В.

Борисов В.А.

 

присутствовали:

 

Члены ОКС

Андриенко К.А., Моисеева Е.Г., Данилова А.В., Иккерт А.В., Иванов И.Г., Рыбаков А.Н., Сухарев А.В., Андреев Е.А.

 

 

Приглашенные             заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля

 закупок Чувашского УФАС России Винокурова Н.Ю., начальник

 отдела контроля органов власти Сергеева К.В., представитель  

 Ассоциации предприятий нефтегазового обеспечения по    

 Чувашской Республике Хорькова М.Б., консультант

 Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской

 Республике Григорьева О.Л.

                

 

 

 

I. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства

(Борисов В.А., Рыбаков А.Н., Кустарин И.В.)

 

В 2018 году в Чувашское УФАС России поступили 739 заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства, на 11% меньше по сравнению с прошлым годом (в 2017 г. – 831).

 Количество поступивших заявлений на монополистов (статья 10) по-прежнему высоко – 159 (21,5% из всех поступивших заявлений). По сравнению с прошлым годом данная цифра уменьшилась на 13,5%, однако количество выявленных нарушений увеличилось на 28,5% и количество выданных предупреждений – на 2,5 раза. По данной статье установлены нарушения на рынках водоснабжения и водоотведения – 3; жилищно-коммунального хозяйства – 3; газа – 2; теплоснабжения – 1. Нарушения: необоснованное сокращение или прекращение производства товара (4), установление, поддержание монопольно высокой цены товара (2), навязывание невыгодных условий договора (1), необоснованный отказ от заключения договора (1), нарушение порядка ценообразования (1).

В три раза уменьшилось количество возбужденных дел и выявленных нарушений по статье 11 (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов).

По недобросовестной конкуренции (статьи 14.1-14.8) также на 15% уменьшилось количество поступивших заявлений, при этом в разы увеличились количества выявленных нарушений и выданных предупреждений, в 3 и в 4 раза соответственно.

 57% из всех заявителей жаловались на деятельность органов власти (статьи 15, 16). Выявленные нарушения: незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 6; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозсубъектов – 3; прочие нарушения – 2. Однако по сравнению с прошлым годом количество поступивших заявлений  и выявленных нарушений уменьшилось на 14% и 20% соответственно.

Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предупреждения и предписания для их устранения. За отчетный период выданы 8 предписаний, которые находятся в стадии исполнения.

В 2018 году Чувашское УФАС России выдало 135 предупреждений (в 2017 г. – 109), из них 121 исполнено (в 2017 г. – 92), по 11 возбуждены антимонопольные дела (в 2017 г. – 17). Выдано также 5 предостережений по статьям 10, 11, 16 (в 2017 г. – 2 по статье 16).

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступили 214 жалоб (в 2017 г. – 82), из них 28 признаны обоснованными (в 2017 г. – 22), 80 – необоснованными (в 2017 г. – 49), 106 отозваны заявителями и возвращены (в 2017 г. – 11). Управление выдало 25 предписаний (в 2017 г. – 16), все они исполнены.

К административной ответственности привлечены 94 физических и юридических лица (в 2017 г. – 132). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 9 млн 599,1 тыс. руб. (в 2017 г. – 2 млн 497,5 тыс. руб.), из них 150 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2017 г. – 380 тыс. руб.). В отчетном периоде за нарушения антимонопольного законодательства физические и юридические лица оплатили штрафы на сумму 3 млн 886,1 тыс. рублей.

Также в 2018 году возбуждено 22 дела по признакам нарушения статьи 9.21 КоАП РФ (в 2017 г. – 7), из них 15 в отношении субъектов естественной монополии (в 2017 г. – 3). Из 22 дел по 7 вынесено решение о прекращении производства (в 2017 г. – 2), по 1 делу выдано предупреждение, по 14 делам должностные лица привлечены к административной ответственности (в 2017 г. – 5), наложены штрафы на общую сумму 230 тыс. рублей (в 2017 г. – 50 тыс. рублей). Нарушения в действиях субъектов естественных монополий выразилось в препятствовании перетоку через объекты электрической энергии для потребителей и в отказе в технологическом присоединении к сетям.

 

Решили:       

  1. Принять к сведению доклад руководителя Чувашского УФАС России Борисова В.А.

 

II. Внедрение антимонопольного комплаенса в Чувашском УФАС России

(Винокурова Н.Ю., Борисов В.А., Кустарин И.В.)

1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности территориального органа ФАС России.

1.1. Результаты проверки коллегиальным органом ФАС России решений Чувашского УФАС России на соответствие единообразию в применении норм антимонопольного законодательства, а также результаты судебного обжалования решений Чувашского УФАС России.

В 2018 году Чувашским УФАС России принято 32 решения о нарушении антимонопольного законодательства и 8 предписаний. Решения и предписания по делам о нарушении антимонопольного законодательства коллегиальным органом ФАС России в 2018 году не рассматривались. В 2017 году Чувашским УФАС России принято 40 решений о нарушении антимонопольного законодательства и 2 предписания, 5 из которых обжалованы в судебном порядке. Решения и предписания по делам о нарушении антимонопольного законодательства коллегиальным органом ФАС России в 2018 году не рассматривались. В 2017 году коллегиальным органом ФАС России рассмотрено на соответствие единообразию в применении норм антимонопольного законодательства 1 решение Чувашского УФАС России о прекращении рассмотрения дела по заявлению общества «АБС ЗЭиМ Автоматизация» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства по статье 14.6 закона о защите конкуренции. По результатам рассмотрения решение признано соответствующим нормам антимонопольного законодательства (решение коллегии ФАС от 01.08.2017).

Из общего количества решений и предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенных в 2018 году в судебном порядке обжаловано 7 решений. Окончательные судебные акты по указанным делам судом не вынесены.

В 2018 году судом приняты окончательные судебные акты по 4 делам об оспаривании решений антимонопольного органа, вынесенных в 2017 году. По результатам рассмотрения 4 решений отменено 1 решение. Также 1 решение, принятое в 2017 году, на конец 2018 года находится в стадии судебного обжалования.

Основанием для отмены решения по делу А79-12766/2917 по иску АО «Водоканал» послужило неправильное применение Комиссией норм материального права в связи с недостаточной подготовкой Комиссией к рассмотрению дела в антимонопольном органе, т.к. по мнению суда общество не допустило умышленного злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

Также в 2018 году судами были вынесены 2 судебных акта (А79-8650/2017 и А79-8935/2017) об отмене решений комиссии Чувашского УФАС России о прекращении рассмотрения дела по статье 14.6 закона о защите конкуренции. 

Основанием для отмены решения по делу А79-8650/2017 по иску акционерного общества «Чебоксарский электроаппаратный завод» послужило не представление заявителем всех документов Комиссии антимонопольного органа, т.к. решение отменено в связи с представлением в суд новых документов и доказательств, которые не были представлены в административный орган и которые оказали влияние на существо судебного акта, а, следовательно, как указал суд, при отсутствии нарушения именно антимонопольным органом прав Завода.

Решение антимонопольного органа, отмененное судом в рамках дела А79-8935/2017 по иску общества «АБС ЗЭиМ Автоматизация» было ранее предметом рассмотрения апелляционной коллегии ФАС России, которой решение УФАС от 04.05.2017 по делу N 10/04-АМЗ-2016 было признано законным и обоснованным (решение коллегии ФАС от 01.08.2017). Основанием для отмены решения послужило неправильное применение комиссией антимонопольного органа норм материального права.

1.2. Результаты проверки органами прокуратуры решений территориального органа ФАС России, принятых по результатам рассмотрения заявлений, обращений граждан о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2018 году Прокуратурой Чувашской Республики на основании обращения ООО «Элитстрой» 01.11.2018 принято решение о проведении поверки исполнения требований законодательства Чувашским УФАС России при проведении проверок, связанных с осуществлением деятельности ООО «Элитстрой» за 2017-2018 года. В ходе проведения проверки нарушений законов, относящихся к предмету проверки, Прокуратурой ЧР не выявлено (акт проверки от 19.11.2018).

1.3. Результаты проверки соблюдения административного регламента в деятельности Чувашского УФАС России.

Чувашским УФАС России в 2018 году по 1 факту несвоевременного ответа заявителю   в нарушение требований административного регламента № 339 от 25.05.2012 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» проведены  служебные проверки в отношении 2 работников Чувашского УФАС, по итогам которых  к указанным лицам применено дисциплинарное наказание в виде замечания. Условиями возникновения указанного нарушения явилась недостаточная координация процесса со стороны начальника структурного подразделения управления и чрезмерная загрузка работника.

Решили:   

  1. Принять к сведению сообщение заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокуровой Н.Ю.
  2. Предложить членам Совета, которые входят в Общественные советы органов власти выносить на рассмотрение Совета антимонопольные комплаенсы в органах исполнительной власти.

III. Об изменениях, внесенных в федеральное законодательство о защите конкуренции в части продления без торгов договоров аренды государственного и муниципального имущества, заключенных по результатам проведения торгов или без их проведения

(Рыбаков А.Н., Сергеева К.В.)

 

Решили:       

  1. Принять к сведению доклады Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Рыбакова А.Н. и начальника отдела контроля органов власти Чувашского УФАС России Сергеевой К.В.

 

IV. О Приказе ФАС России от 26.12.2018 № 1865/18 «Об утверждении Положения об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы

(Моисеева Е.Г.)

12 февраля 2019 года издан Приказ Чувашского УФАС России о создании Общественного совета при Чувашском УФАС России. Конкурс по отбору кандидатов в Общественный совет при Чувашском УФАС России будет объявлен Общественной палатой Российской Федерации. Членом Общественного совета при Чувашском УФАС России может стать гражданин Российской Федерации: а) достигший возраста 21 года; б) имеющий опыт работы по профилю деятельности Чувашского УФАС России не менее одного года; в) не имеющий конфликта интересов, связанного с осуществлением деятельности члена Общественного совета при территориальном органе.

Решили:       

  1. Принять к сведению сообщение секретаря Совета Моисеевой Е.Г.

 

 

Сопредседатели
Общественно-консультативного совета                                                                 Борисов В.А.
при Чувашском УФАС России                                                               Кустарин И.В.                                                          

Ответственный секретарь
Общественно-консультативного совета
при Чувашском УФАС России                                                                              Моисеева Е.Г.

Протокол вела Моисеева Е.Г.

Дата проведения Совета: 
15 марта 2019, 10:00