Протокол от 11 сентября 2015 года

ПРОТОКОЛ

 

внеочередного заседания Консультативно-экспертного совета по развитию добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок при Управлении Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республике – Чувашии (с использованием средств видео-конференцсвязи)

 

11 сентября 2015 года                                                                  г. Чебоксары

 

Председательствовал:

Котеев В.В. - заместитель руководителя Чувашского УФАС России;

Присутствовали:

Сотрудники Чувашского УФАС России:

 

Чагина Г.В. – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Чувашского УФАС России,

 

Данилова С.Г. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Чувашского УФАС России,

 

Сергеева К.В. – и.о. заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков Чувашского УФАС России,

 

Железина Л.А. – начальник отдела контроля закупок и торгов  Чувашского УФАС России,

 

Бубенова Т.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов Чувашского УФАС России (секретарь).

 

Сотрудники Хакасского УФАС России:

 

Лебедева К.А. – руководитель Хакасского УФАС России

 

Широкова О.В. – заместитель руководителя Хакасского УФАС России,

 

Тукачева А.А. – главный специалист-эксперт Хакасского УФАС России,

Чиж Д.А. – главный специалист-эксперт Хакасского УФАС России,

Марова О.О. – специалист-эксперт Хакасского УФАС России.

 

Повестка дня:

Вопрос поэтапного перехода от существующих регулярных перевозок в связи с принятием 220-ФЗ, в том числе по торгам, в так называемый переходный период.

  1. Проведение конкурсных процедур, объявленных ранее.
  2. Вопрос формирования маршрутной сети (лотов).
  3. Вопрос возможной монополизации рынка в связи с принятием 220-ФЗ.
  4. Вопросы формирования документа планирования маршрутной сети.
  5. Подготовка начальной (максимальной) цены при проведении закупок по 44-ФЗ.
  6. Разное.

Котеев В.В.:

  • Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, простой и сложный одновременно.

Новый Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - 220-ФЗ), принятый 13 июля 2015 года, уже сейчас вызывает много споров и привлекает внимание общественности и правоприменителей.

Лебедева К.А.:

  • Хакасское УФАС России выступило модератором семинара- совещания, в котором приняли участие представители прокуратуры, республиканских министерств транспорта и труда и социального развития, органов местного самоуправления.

По итогам данного совещания было установлено, что на сегодняшний день возникает ряд вопросов, которые связаны с применением 220-ФЗ. В связи с чем, совместно с Чувашским У ФАС России было принято решение о необходимости проведения совместного совещания для выработки единого мнения территориальных управлений, занимающихся специализацией по делам на рынке пассажирских перевозок.

 

 

1. Вопрос поэтапного перехода от существующих регулярных перевозок в связи с принятием 220-ФЗ, в том числе по торгам, в так называемый переходный период.

 

Котеев В.В.:

Возникает вопрос правомерности проведения торгов в настоящий момент по тем маршрутам, по которым истекли сроки проведенных ранее

процедур.

Лебедева К.А.:

Предложение Хакасского УФ АС России — объявить такие торги на период до вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ и с учетом следующих сроков:     180 дней со дня официального опубликования

настоящего Федерального закона и приведения в соответствие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов с положениями настоящего Федерального закона + 60 дней на проведение новых конкурентных процедур.

Обращаем внимание, что положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок вступят в силу 11 января 2016 года. Положения, связанные с использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, - 15 июля 2016 года.

 

 

  1. Проведение конкурсных процедур, объявленных ранее.

Лебедева К.А.:

- Рассмотрение второго вопроса повестки дня связано с первым. Законом определены условия беспрепятственного осуществления пассажирских перевозок (переходные положения):

  • индивидуальные предприниматели, юридические лица, право на осуществление перевозок у которых не истекло - выдаются карты маршрутов на срок, установленный договором;
    • индивидуальные предприниматели, юридические лица, срок на право осуществления перевозок у которых не установлен либо истек - выдаются карты маршрутов до 14.07.2016 г.

В остальном алгоритм действий таков - объявление торгов с учетом следующих сроков:                         180 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона + 60 дней на проведение новых конкурентных процедур.

 

 

 

  1. Вопрос формирования маршрутной сети (лотов).

Лебедева К.А., Котеев В.В.:

- По данному вопросу в Хакасском и Чувашском территориальных управлениях существуют проблемы (в Хакасии - на рынке муниципальных перевозок; в Чувашии - на рынке межмуниципальных перевозок), поскольку маршрутная сеть разработана следующим образом: маршрут - выход - лот.

Тогда как законом установлено, что ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления.

Формирование маршрутной сети (лотов) будет напрямую связано с так называемым документом планирования регулярных перевозок, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок.

Установление тех или иных маршрутов регулярных перевозок зависит от потребностей населения того или иного населенного пункта и определяется либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления.

Таким образом, теряет свою актуальность в связи с принятием данного Федерального закона такое развитие маршрутной сети как лот - выход. Следовательно, органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо начать свою работу с вопроса формирования маршрутов, после чего проводить соответствующие торги на право осуществления данных перевозок.

 

 

  1. Вопрос возможной монополизации рынка в связи с принятием 220-ФЗ.

Лебедева К.А., Котеев В.В.:

- Закон предусматривает такую форму совместной деятельности хозяйствующих субъектов, как простое товарищество, то есть определенную совокупность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, являющихся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Однако любое укрупнение хозяйствующих субъектов, как показывает практика, ведет к ограничению конкуренции.

 

Согласно положениям статьи 17 Закона № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Наличие так называемых свободных цен (тарифов) влечет за собой определенные риски, связанные с заключением соглашения между хозяйствующими                                                      субъектами-конкурентами, осуществляющими пассажирские перевозки, которые приведут к установлению и поддержанию цен - стоимости проезда и провоза багажа, что является нарушением статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Предложение Хакасского У ФАС России - рассмотрение действий простого товарищества как хозяйствующего субъекта, осуществляющего пассажирские перевозки на одном маршруте в случае установления, поддержания монопольно высокой цены товара, в качестве нарушения антимонопольного законодательства - запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Интересным для дальнейшего обсуждения представляется вопрос о возможной конкуренции между перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, что возможно бы исключило бы вменение статьи 10 Закона о защите конкуренции, но в случае если данные перевозчики не совпадут в одном лице (группа лиц).

С целью развития конкуренции и недопущения установления и поддержания монопольно высокой цены проезда и провоза багажа было принято решение о направлении рекомендаций как органам местного самоуправления, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации относительно хотя бы частичного совпадения маршрутов регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам на межмуниципальных и муниципальных маршрутах.

  1. Вопросы формирования документа планирования маршрутной сети.

 

Котеев В.В.:

- Предложение Чувашского УФАС России:

  • заказчикам разработать до 11 января 2016 года в соответствии с требованиями закона, учитывая потребности населения и возможности бюджетов, план развития пассажирских перевозок, распределение маршрутной сети (регулируемыми и нерегулируемыми);
  • разработать «дорожные карты» проведения конкурсов, исходя из предыдущего пункта и привести нормативные акты в соответствии с федеральными, обеспечить безопасность перевозок, развитие конкуренции и непрерывность пассажирских перевозок;
  • предусмотреть предупреждение возможного сговора перевозчиков, монополизации рынка в «дорожных картах» и планах развития пассажирских перевозок, разработать механизмы, препятствующие этому (распределение «стволовых» маршрутов и экономически обоснованное объединение лотов (маршрутов) и т.д.).

 

  1. Подготовка начальной (максимальной) цены при проведении закупок по 44-ФЗ.

Лебедева К.А.:

- В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Вместе с тем, открытым остается вопрос об определении начальной максимальной цены (далее - НМЦ) такого контракта, в том числе с учетом или без учета субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.

Предложение Хакасского У ФАС России - определить НМЦ в соответствии с количеством лиц, обладающих льготами на проезд, и стоимостью проезда и провоза багажа, установленную действующим законодательством.

Вместе с тем, в данном случае возникает другая проблема, а именно проблема учета количества перевезенных пассажиров.

Котеев В.В.:

  • В Чувашии данная проблема решается следующим образом: предприниматели берут на себя обязательства установить электронные терминалы учета пассажиров, что позволяет отслеживать объективную численность пассажиропотока на том или ином маршруте, пассажиру установка электронной формы оплаты выгодна, ибо тариф меньше. Кроме того, принятие постановления, регулирующего тариф, обязывает перевозчиков предоставить возможность оплаты проезда электронной платежной транспортной картой.

 

Лебедева К.А.:

  • Предлагаю перенять опыт коллег и предложить формат такой работы Администрации г. Абакана, а также Министерству труда и социального развития Республики Хакасия.

Также хотелось бы отметить, что заключительные положения Закона призваны создать условия для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок и обеспечить поэтапную реализацию его положений. Для этого лица, осуществляющие регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, а затем уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления должны совершить ряд действий по приведению существующего сложившегося положения с требованиями нового закона.

В некоторых регионах, в частности в Хакасии, при отборе перевозчиков на конкурс выставлялись лоты, сформированные исходя из конкретного «выхода» на маршруте, а не маршрута в целом, как того требует новый закон.

Предложенная законодателем схема розыгрыша маршрутов регулярных перевозок (один маршрут - один лот) будет способствовать выработке единой позиции у правоприменителей.

В связи с этим, необходимо осуществлять контроль за действиями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в переходный период, когда этапы вступления в силу положений закона не наступили, а указанные органы принимают решение, например, о проведении конкурса на основании ранее принятых нормативных правовых актах, об отказе во включении сведений о перевозчиках реестр маршрутов регулярных перевозок для выдачи в дальнейшем карты маршрутов, поскольку ещё не утверждены соответствующие реестры маршрутов регулярных перевозок.

Не вызывает сомнений тот факт, что Закон 220-ФЗ содержит в себе много спорных, неразрешенных вопросов, вместе с тем, его принятие - значительный шаг в развитии законодательства о пассажирских перевозках.

 

  1. Разное

 

Хакасским и Чувашским территориальными управлениями было
высказано мнение об обращении в ФАС России с предложением об
объединенной работе по специализации Управлений в рамках создания
формата Межрегиональной специализации и совместной работе Хакасского
и Чувашского УФАС России по данной теме, что будет способствовать
наиболее эффективному использованию механизмов правоприменения за
счет быстрого и надежного обмена данными и координации действий между
территориальными управлениями.

 

 

Председатель

Консультативно-экспертного совета                                                   В.В. Котеев

 

 

Дата проведения Совета: 
11 сентября 2015, 10:00