Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2014 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2014 год

 

Введение

Обгоняй, не расталкивая и не оттесняя. 

Всеволод Михальцев

 

Общественно-консультативный совет при Чувашском УФАС России в тесном сотрудничестве и взаимодействии с представителями бизнеса, общественных организаций и ассоциаций способствует развитию конкуренции в Чувашской Республике, доказывая, что конкуренция является двигателем экономического прогресса.

Рыночное соперничество приводит к успеху только тогда, когда предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает их цену, уменьшая затраты на производство единицы продукции, расширяет ассортимент товаров, улучшает обслуживание покупателей. В этом и заключается положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

Организационная работа Совета

В 2014 году состоялись 5 заседаний Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России. На заседаниях Совета участвовали от 6 (43%) до 12 (86%) членов ОКС из 14. Количество приглашенных лиц колебалось от 2 до 14 человек. Активность присутствующих варьировалась от 50% до 67% от общего количества участников заседаний.

Необходимо также отметить, что членами Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России являются только те представители предпринимательских союзов, некоммерческих организаций и общественных объединений, которые хотят работать и заинтересованы в совершенствовании деятельности антимонопольных органов и антимонопольного законодательства. С этой целью состав Совета ежегодно пересматривается. Из его состава исключаются члены, которые не посещают заседания и не принимают активного участия в обсуждении актуальных для республики проблем, и приглашаются новые лица, которые хотят и могут работать над развитием добросовестной конкуренции в республике. 

 

Заседания Совета: разнообразие рассмотренных проблем и активность членов

В 2014 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил нужную и важную для общественности деятельность. В отчетном периоде многие члены Совета проявили инициативу и выступили с докладами о проблемах, которые волнуют предпринимательское сообщество.

За рассматриваемый год организовано 5 заседаний Совета. Первое заседание ОКС состоялось 19 марта. На нем были рассмотрены наиболее значимые и распространенные нарушения антимонопольного законодательства за 2013 год. В частности, руководитель Чувашского УФАС России Борисов В.А. рассказал об итогах Управления. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Иванов В.Н. выступил с докладом «Преимущественное право продления договоров аренды земельных участков». Кроме того, в ходе данного заседания был пересмотрен состав Совета, а также принят План работы на 2014 год.

Второе заседание ОКС состоялось 13 мая. На заседании обсуждена тема «О проверках малого и среднего предпринимательства». По итогам обсуждения принято решение рассмотреть на следующих заседаниях Совета вопрос «Влияние проверок малого и среднего предпринимательства на конкурентную среду республики» с приглашением представителей Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары. Члены ОКС также провели мониторинг нарушений антимонопольного законодательства и приняли Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2013 год.

Очередное заседание Совета состоялось 29 июля. На мероприятии рассмотрен вопрос «Об административных барьерах. О влиянии проверок малого и среднего предпринимательства на конкурентную среду республики». После обсуждения Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике совместно с ТПП ЧР предложено провести разъяснительные семинары с налогоплательщиками – участниками малого и среднего бизнеса республики.

Следующее заседание ОКС состоялось 29 октября. Члены Совета рассмотрели вопрос «Об эффективности реализации положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также о проблемах их применения» с участием представителя ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары». По итогам обсуждений члены единогласно решили, что документ требует доработки и указали свои предложения в протоколе Совета.

На этом же заседании изучены темы «О благоустройстве прилегающих к зданию территорий на территории г. Чебоксары» и «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции». Члены Совета решили продолжить обсуждение данных вопросов в следующем году.

16 декабря состоялось последнее за 2014 год заседание ОКС. Члены Общественно-консультативного совета обсудили размещение нестационарных торговых объектов и практику применения Закона о контрактной системе,  экспертных организаций в соответствии с 44-ФЗ.

 

 

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

Контроль антимонопольного законодательства

В 2014 году в Чувашское УФАС России поступило 759 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, на 53% больше по сравнению с прошлым годом. По некоторым статьям Закона о защите конкуренции количество поданных в Управление заявлений увеличилось в разы, в частности, по статьям 10 и 11.

62% из всех заявителей жаловались на деятельность монополистов (статья 10). По данной статье на рынке теплоснабжения установлено 6 нарушений, на рынке страховых услуг – 2, на рынке автомобильного транспорта – 2.

По-прежнему высок процент (18%) тех, кого не устраивает работа органов власти (статьи 15, 16). Чаще всего заявители жалуются на незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции (выявлено 14 нарушений), на необоснованное препятствование осуществлению деятельности (выявлено 11 нарушений).

Количество заявлений о фактах недобросовестной конкуренции (статья 14) увеличилось на 47%, а количество выявленных нарушений – на 25%. Подобные нарушения выявлены на таких рынках как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (5), автомобильный транспорт (4), жилищно-коммунальное хозяйство (4), рынок банковских услуг (1) и на прочих сферах деятельности (2). В трех случаях потребители водились в заблуждение, один факт связан с продажей товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступила 109 жалоб, из них 39 признаны обоснованными, 69 – необоснованными, одна жалоба отозвана заявителем (в 2013 г. – 51, из них 26 признаны обоснованными и 23 – необоснованными). Управление выдало 29 предписаний (в 2013 г. – 18).

97 заявлений послужили поводом для антимонопольного разбирательства (в 2013 г. – 123). Всего выявлено 113 нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2013 г. – 121).

В 2014 году Чувашское УФАС России выдало 34 предупреждения (в 2013 г. – 25), из них 32 исполнены (в 2013 г. – 22), по двум – возбуждены антимонопольные дела. Кроме того, Управление за отчетный период выдало два предостережения.

К административной ответственности привлечены 89 физических и юридических лиц (в 2013 г. – 93). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 268 млн. 864 тыс. 500 руб. (в 2013 г. – 103 млн. 906 тыс. 500 руб.), из них 559 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2013 г. – 601 тыс. руб.).

Контроль в сфере закупок

В 2014 году Чувашское УФАС России  в соответствии с 44-ФЗ рассмотрело 406 жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Необоснованными признало 173 жалобы (43%). Количество обоснованных обращений составило 82 (20%), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 80 предписаний. Все они исполнены.

 Из 406 поступивших жалоб 28 – отозваны, 123 – возвращены в соответствии с действующим законодательством. Значительное увеличение количества возвращенных жалоб связано с неверно выбранным способом их подачи. Согласно разъяснениям Минэкономразвития России жалобы, поданные посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной цифровой подписи, признаются не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.

Управление в ходе рассмотрения жалоб и внеплановых, плановых проверок выявило 286 нарушений.

За рассматриваемый период Чувашское УФАС России рассмотрело 727 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, из них 617 (85%) согласованы, по 110 (15%) отказано в согласовании. Кроме того, Управление рассмотрело 67 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика, в 25 из них антимонопольный орган выявил нарушения действующего законодательства.

В отчетном периоде Чувашское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 31 участнике закупок: 18 из них уклонились от заключения контракта, с 11 контракт расторгнут по решению суда и с 2 в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Чувашское УФАС России выдало 74 постановления о наложении штрафов на общую сумму 590 тыс. рублей.

 

В 2014 году Чувашское УФАС России  в соответствии с 94-ФЗ рассмотрело 39 жалоб участников размещения заказов на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Необоснованными признало 15 жалоб (38%). Количество обоснованных обращений составило 7 (18%), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 4 предписания. Все они исполнены. Из 39 поступивших жалоб 8 – отозваны, 9 – возвращены в соответствии с действующим законодательством.

Управление в ходе рассмотрения жалоб и внеплановых проверок выявило  21 нарушение.

В отчетном периоде Чувашское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 16  участниках размещения заказа, из них 6 уклонились от заключения контракта, у 10 контракты расторгнуты по решению суда и в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Всего на данный момент в реестре по 94-ФЗ числятся 18 недобросовестных поставщиков.

За рассматриваемый период Чувашское УФАС России выдало 12 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 119,8 тыс. рублей.

 

За рассматриваемый период по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Чувашское УФАС России поступило 39 жалоб, из них 13 признаны обоснованными и 25 – необоснованными, одна жалоба возвращена. Управление выдало 7 предписаний.

Чувашское УФАС России рассмотрело 16 административных дел, выдало 15 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 198 тыс. рублей.

Контроль рекламной деятельности

В 2014 году в Чувашское УФАС России поступило 86 заявлений о распространении ненадлежащей рекламы (в 2013 г. – 73). Управление возбудило 59 дел по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2013 г. – 55), из них 5 по инициативе антимонопольного органа и 54 по заявлениям жителей Чувашии (в 2013 г. – 13 и 42 соответственно). По 14 делам производства прекращены в связи с не установлением фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2013 г. – 15). В остальных случаях Комиссия антимонопольного органа признала факт нарушения и выдала 18 предписаний (в 2013 г. – 21). Все они исполнены.

Всего за 12 месяцев работы Управление выявило 65 нарушений Закона о рекламе (в 2013 г. – 74). Специалисты антимонопольного органа 15 раз устанавливали распространение рекламного информационного продукта без указания классификации (ч. 10.1 ст. 5). 14 фактов связаны с отсутствием в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что вводило потребителей в заблуждение (ч. 7 ст. 5). В 7 случаях Чувашское УФАС России выявило ненадлежащее рекламирование финансовых услуг, к примеру, с не указанием наименования или имя лица, оказывающего подобную услугу, либо же в рекламе отсутствовала часть существенной информации (ч. 1 и ч. 2 ст. 28). Кроме того, Комиссия Управления установила и факты распространения недостоверной рекламы (ч. 3 ст. 5) – 6 раз; ненадлежащей рекламы по сетям электросвязи (ч. 1-4 ст. 18) – 9 раз.

  За этот же период по фактам нарушения Закона о рекламе Управление возбудило и рассмотрело 34 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (в 2013 г. – 37).  Общая сумма назначенных штрафов –  494 тыс. рублей (в 2013 г. – 1 млн. 114 тыс. рублей).

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

Чувашское УФАС России ежегодно проводит мероприятия по адвокатированию конкуренции с целью разъяснения общественности пользы конкуренции и ее развития. Управление регулярно информирует граждан об изменениях в законодательстве, размещает на официальном сайте информацию о возбужденных и рассмотренных делах, принятых санкциях, об исполненных предписаниях и предупреждениях.

Адвокатированием конкуренции занимаются и члены Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России, которые распространяют полученную на заседаниях ОКС информацию среди предпринимателей и в деловых кругах Чувашской Республики, благодаря чему с каждым годом растет уровень и качество информированности людей, предпринимателей и общества в целом. В частности, на официальном сайте Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики в разделе «Новости партнеров» регулярно размещается информация о деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России.

Для адвокатирования конкуренции используются различные формы – это и ежедневная рассылка пресс-релизов в СМИ для дальнейшей их публикации (за 2014 год – 500), и пресс-конференции, и брифинги (за 2014 год – 4), и заседания ОКС с участием журналистов и иных заинтересованных лиц, и размещение социальной рекламы на телевидении, и проведение семинаров с представителями бизнеса, власти и общественных организаций (за 2014 год – 9), и научная деятельность специалистов Управления.

В 2014 году о деятельности Чувашского УФАС России вышло более 1000 материалов и сюжетов в печатных и Интернет-СМИ, на радио и телевидении.

Задача на 2015 год по адвокатированию конкуренции заключается в сохранении информационной открытости антимонопольного органа, а также в нахождении новых способов адвокатирования конкуренции, в частности, размещение наружной социальной рекламы, издание тематических брошюр и т.п.  

 

Заключение

Задачи Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России на 2015 год заключаются в разработке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики; привлечении некоммерческих организаций к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства; во всестороннем информировании предпринимательского сообщества, некоммерческих организаций и граждан о целях, задачах и полномочиях Чувашского УФАС России; вовлечении некоммерческих организаций к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования.

В 2015 году ОКС, в частности, планирует обсудить на заседаниях Совета такие актуальные вопросы как «О стандарте развития конкуренции в субъектах РФ», «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции», «О благоустройстве прилегающих к зданию территорий на территории г. Чебоксары», «Развитие конкуренции. История и перспективы», «Об административных барьерах» и другие.

 

 

Дата проведения Совета: 
9 июня 2015, 10:00