Анализ фармацевтических рынков в 2008-2009 гг.

Сфера деятельности: Розничная торговля

Аналитический отчет

по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Чувашской Республике (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2008 и 2009 гг.

1. Общие положения

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен на основании Приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, Управления Росздравнадзора по ЧР.

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится по итогам 2008 и 2009 гг.

3. Продуктовые границы товарного рынка

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

4. Географические границы товарного рынка

Анализ проводится в географических границах муниципальных районов и городских округов (МР И ГО) Чувашской Республики.

Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения, тыс.чел.

2008

2009

Алатырский

18603

18270

Аликовский

19234

19020

Батыревский

39352

38940

Вурнарский

39439

39171

Город Алатырь

41786

41552

Город Канаш

46946

47069

Город Новочебоксарск

127161

127648

Город Чебоксары

456054

459545

Город Шумерля

33708

33412

Ибресинский

27117

26848

Канашский

41315

40987

Козловский

23701

23331

Комсомольский

27485

27251

Красноармейский

16359

16110

Красночетайский

19941

19788

Мариинско-Посадский

26082

26006

Моргаушский

36467

36339

Порецкий

15556

15345

Урмарский

27289

27058

Цивильский

37956

38004

Чебоксарский

59218

59431

Шемуршинский

14623

14356

Шумерлинский

12386

12321

Ядринский

31110

30488

Яльчикский

22621

22348

Янтиковский

17850

17714

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Покупателями на данном рынке являются физические лица.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В 2008 г. в Чувашской Республике осуществляли свою деятельность 62 хозяйствующих субъектов, имеющих 239 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 2123817,24 тыс.руб.

В 2009 г. в Чувашской Республике осуществляли свою деятельность 62 хозяйствующих субъектов, имеющих 242 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 2482737,35 тыс.руб.

В разрезе городских округов и муниципальных районов информация представлена ниже:

Таблица 3. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных учреждений и их суммарный товарооборот

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных учреждений

2008

2009

2008

2009

Город Чебоксары

22

23

114

116

Город Новочебоксарск

7

7

28

28

Город Канаш

5

5

11

11

Чебоксарский

6

6

7

7

Город Алатырь

8

8

15

15

Город Шумерля

6

6

7

7

Ядринский

3

3

7

7

Цивильский

3

3

4

4

Батыревский

3

3

4

4

Вурнарский

2

2

2

2

Урмарский

3

3

3

3

Яльчикский

2

2

2

2

Комсомольский

1

1

1

1

Ибресинский

2

2

2

2

Козловский

5

5

7

7

Порецкий

2

2

3

3

Канашский

2

3

2

3

Мариинско-Посадский

2

2

4

4

Моргаушский

1

1

1

1

Янтиковский

1

1

1

1

Шемуршинский

2

2

2

2

Аликовский

2

2

3

3

Красночетайский

3

3

3

3

Красноармейский

1

1

1

1

Шумерлинский

1

1

1

1

Алатырский

1

1

4

4

Всего по субъекту РФ

62

62

239

242

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Основными данными для расчета объема товарного рынка в географических границах каждого городского округа и муниципального района являются годовые товарообороты одиночных аптечных учреждений, аптечных учреждений, входящих в аптечные сети или в одну группу лиц, в соответствующем городском округе и муниципальном районе в 2008 и 2009 гг. Годовой объем рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений соответствующего городского округа и муниципального района в стоимостном выражении.

Источник получения данных по товарообороту - информация, представленная хозяйствующими субъектами, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в географических границах каждого городского округа и муниципального района рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта, действующих в каждом городском округе и муниципальном районе в стоимостном выражении, к годовому объему рассматриваемого товарного рынка соответствующего городского округа и муниципального района.

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов по каждому муниципальному району и городскому округу. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

8. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

Таблица 11. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных учреждений

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

Численность населения, тыс.чел.

Количество аптечных учреждений

Соотношение численности населения и количества аптечных учреждений, тыс.чел.

Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных учреждений

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

1

Алатырский

Высокий

Высокий

18603

18270

4

4

4650,75

4567,5

Нормальная плотность

Нормальная плотность

2

Аликовский

Высокий

Высокий

19234

19020

3

3

6411,33

6340

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

3

Батыревский

Высокий

Высокий

39352

38940

4

4

9838

9735

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

4

Вурнарский

Высокий

Высокий

39439

39171

2

2

19719,5

19585,5

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

5

Город Алатырь

Высокий

Высокий

41786

41552

15

15

2785,73

2770,13

Высокая плотность

Высокая плотность

6

Город Канаш

Высокий

Высокий

46946

47069

11

11

4267,82

4279

Нормальная плотность

Нормальная плотность

7

Город Новочебоксарск

Высокий

Высокий

127161

127648

28

28

4541,46

4558,86

Нормальная плотность

Нормальная плотность

8

Город Чебоксары

Умеренный

Умеренный

456054

459545

114

116

4000,47

3961,59

Нормальная плотность

Высокая плотность

9

Город Шумерля

Высокий

Высокий

33708

33412

7

7

4815,43

4773,14

Нормальная плотность

Нормальная плотность

10

Ибресинский

Высокий

Высокий

27117

26848

2

2

13558,5

13424

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

11

Канашский

Высокий

Высокий

41315

40987

2

3

20657,5

13662,33

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

12

Козловский

Высокий

Высокий

23701

23331

7

7

3385,86

3333

Высокая плотность

Высокая плотность

13

Комсомольский

Высокий

Высокий

27485

27251

1

1

27485

27251

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

14

Красноармейский

Высокий

Высокий

16359

16110

1

1

16359

16110

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

15

Красночетайский

Высокий

Высокий

19941

19788

3

3

6647

6596

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

16

Мариинско-Посадский

Высокий

Высокий

26082

26006

4

4

6520,5

6501,5

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

17

Моргаушский

Высокий

Высокий

36467

36339

1

1

36467

36339

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

18

Порецкий

Высокий

Высокий

15556

15345

3

3

5185,33

5115

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

19

Урмарский

Высокий

Высокий

27289

27058

3

3

9096,33

9019,33

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

20

Цивильский

Высокий

Высокий

37956

38004

4

4

9489

9501

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

21

Чебоксарский

Высокий

Высокий

59218

59431

7

7

8459,71

8490,14

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

22

Шемуршинский

Высокий

Высокий

14623

14356

2

2

7311,5

7178

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

23

Шумерлинский

Высокий

Высокий

12386

12321

1

1

12386

12321

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

24

Ядринский

Высокий

Высокий

31110

30488

7

7

4444,29

4355,43

Нормальная плотность

Нормальная плотность

25

Яльчикский

Высокий

Высокий

22621

22348

2

2

11310,5

11174

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

26

Янтиковский

Высокий

Высокий

17850

17714

1

1

17850

17714

Недостаток аптечных учреждений

Недостаток аптечных учреждений

Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок.

9. Барьеры входа на товарный рынок

Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная аптечными учреждениями.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2008-2009 гг. в Чувашской Республике барьеры входа на рынок не были указаны хозяйствующими субъектами.

10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в 1 МР и ГО (Город Чебоксары) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 23 МР и ГО (Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Город Алатырь, Город Канаш, Город Новочебоксарск, Город Шумерля, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таблица 13. Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Чувашской Республики

Состояние конкурентной среды

Наименование муниципального района или городского округа

Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке

Рынок с неразвитой конкуренцией

Аликовский

Программой развития конкуренции в Чувашской Республике предусмотрены мероприятия, в том числе по инициативе Чувашского УФАС России, по развитию конкуренции на розничных рынках фармацевтической продукции.

Батыревский

Вурнарский

Город Алатырь

Город Канаш

Город Новочебоксарск

Город Шумерля

Ибресинский

Канашский

Козловский

Комсомольский

Красноармейский

Красночетайский

Мариинско-Посадский

Моргаушский

Порецкий

Урмарский

Цивильский

Чебоксарский

Шемуршинский

Ядринский

Яльчикский

Янтиковский

Рынок с недостаточно развитой конкуренцией

Город Чебоксары

11. Выводы и предложения

По результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Чувашской Республики были выявлены новые хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, не вошедшие в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов.

Предлагаю включить в реестр следующие хозяйствующие субъекты:

  • ОАО «Первая фармацевтическая фирма» (2128707750), занимающее долю более 35 % на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Чебоксарского района Чувашской Республики в 2008 и 2009 гг.;

Предлагаю исключить из реестра следующие хозяйствующие субъекты:

  • ГУП Чувашская Республика «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии (2126003123), внесённое в реестр 09.09.2008 г. приказом № 78, как занимающее долю более 35 % на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами города Чебоксары;