ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» устанавливало монопольно высокие цены на бензин

Как уже отмечалось ранее, 28 апреля Комиссия Чувашского УФАС России рассмотрела дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»  и признало общество нарушившим антимонопольное законодательство. 14 мая,  в установленные законом сроки, подготовлены в полном объеме решение и предписание по данному делу.

Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные обращения граждан в адрес Управления, а так же данные еженедельного мониторинга розничных и оптовых цен на нефтепродукты (автомобильные бензины, дизельное топливо).

ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» совместно с  ОАО «Чувашнефтепродукт» и индивидуальным предпринимателем А.И.Дельманом составляют на рынке розничной реализации нефтепродуктов на территории Чувашской Республики коллективное доминирование согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции».

Ценовым лидером среди розничных продавцов нефтепродуктов Чувашской Республики является ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Данное общество практически в течение всего исследуемого периода устанавливало наиболее высокие цены на нефтепродукты в Чувашской Республике – на  2% выше среднереспубликанских цен.

В ходе анализа информации, представленной «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», установлено, что закупочная и оптовая цены на нефтепродукты ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» с 3 июля 2008 по 9 февраля 2009 года постепенно снижались. К примеру, в июле закупочная стоимость тонны бензина АИ-92 составляла 26000 рублей, а в декабре – 8800 рублей. Снижение составило 66,15%. Оптовая стоимость данного вида бензина повторяет тенденцию снижения закупочной цены: с 3 июля 2008 по 21 января 2009 года снижение составило 57,19% – с 27.800 до 11.900 рублей. Однако общее снижение розничной цены за данный период составило всего 16,38%. Разница между закупочной и оптовой стоимостью бензина на протяжении исследуемого периода практически не менялась, находилась на уровне от 0,5 до 4,2 рублей с учетом перевода в литры. В то время как разница между закупочной и розничной стоимостью бензина росла на протяжении всего исследуемого периода и на 17 декабря 2008 составила 14,62 рублей. Для сравнения, в июле разница составила 3,78 рублей, то есть произошел рост почти в три раза. Таким образом, темп снижения оптовой цены превышает темп снижения розничной, при этом дополнительные расходы по розничной реализации у общества не возникали. В результате чистая прибыль от реализации бензина АИ-92 росла на протяжении всего исследуемого периода. Подобная ситуация выявлена также при анализе бензина АИ-95 ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Все вышеназванные обстоятельства указывают на то, что с ноября 2008 по февраль 2009 года происходило непропорциональное снижение розничных цен по отношению к закупочным. В результате, ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»  получило дополнительный, необоснованно высокий доход, превышающий необходимые для осуществления данной деятельности затраты и прибыль. В ноябре рентабельность АИ-92 составила 13,20%, в декабре – 30,19%, в январе – 37,63%, в феврале – 11,41%. На бензин АИ-95 рентабельность в ноябре – 3,73%, в декабре – 15,39%, в январе – 24,37%, в феврале – 15,34%. Таким образом, рентабельность ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» от розничной реализации бензина марки АИ-92, АИ-95 в указанные периоды превысила 10% (среднеотраслевой уровень рентабельности в пределах 7-10%) за исключением ноября месяца по бензину марки АИ-95.

В отмеченных случаях рост прибыли, опережающий рост затрат, необходимых для производства товаров основного вида деятельности, подтверждает установление и поддержание монопольно высокой цены, позволяющей предприятию получать сверхприбыль в результате злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Также в ходе еженедельного мониторинга цен на нефтепродукты Управлением выявлено, что с 24 ноября по 14 декабря 2008 года и с 16 марта  по 3 мая 2009 года стоимость бензина и дизельного топлива, устанавливаемая Обществом на АЗС г.Чебоксары, была различна.   Это свидетельствует о нарушении п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона  о защите конкуренции, запрещающего экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар.

Комиссия признала в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»  факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высоких цен на розничном рынке реализации бензина АИ-92 с ноября 2008 по февраль 2009 г. включительно и АИ-95  с декабря 2008 по февраль 2009 г. включительно в городах Чебоксары,  Новочебоксарск и Чебоксарском районе; п. 6  ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления экономически, технологически и иным образом не обоснованных различных цен на один и тот же товар. Обществу выдано предписание прекратить нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до   25 мая 2009 года установить в границах городов Чебоксары и Новочебоксарск, Чебоксарского района розничные цены на бензин марки АИ-92, АИ-95 в размере, не превышающем сумму необходимых для розничной реализации бензина расходов и прибыли, а также одинаковые розничные цены на бензин (по маркам) и дизельное топливо и впредь не допускать нарушения Закона о защите конкуренции.

Материалы дела направлены должностному лицу Чувашского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении.  

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.