Чувашский госуниверситет признан виновным в установлении монопольно высоких цен

Как уже сообщалось ранее, 28 апреля Комиссия Чувашского УФАС России рассмотрела дело в отношении ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»  и признала университет нарушившим антимонопольное законодательство. 14 мая, в установленные законом сроки, подготовлены в полном объеме решение и предписание по данному делу.

По заявлению Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики о необоснованном росте цен на платные образовательные услуги в Чувашском госуниверситете Управление провело анализ платных образовательных услуг Чувашской Республики и возбудило дело в отношении ЧГУ им. И.Н. Ульянова.

Стоимость обучения одного студента 1 курса  дневной формы обучения в университете в 2008-2009 учебном году согласно приказу  колеблется от 45500 на географическом факультете до 95000 рублей на стоматологическом факультете. В то время как в 2007-2008 учебном году стоимость обучения  составляла соответственно от 22800 до 43000 рублей – рост цен от 70% до 230%.

В ходе анализа рынка платных образовательных услуг Чувашской Республики установлено, что университет занимает доминирующее положение на рынке платных образовательных услуг по 43 специальностям дневной формы обучения, 21 заочного и 12 вечернего отделения.

Для выявления   наличия в действиях университета признака установления монопольно высокой  цены Управлением проведен сравнительный анализ цен на платные образовательные услуги университета с иными высшими учебными заведениями Чувашской Республики и Российской Федерации. Анализ показал, что цена за обучение в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на 2008/2009 годы превышает цену, установленную хозяйствующими субъектами на сопоставимых рынках.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции Управлением также проанализировано формирование цены по указанным специальностям для выявления суммы, необходимой Чувашскому госуниверситету для оказания образовательных услуг расходов и прибыли.

Цена обучения одного студента, рассчитываемая в плановой калькуляции платной образовательной деятельности, определяется путем деления суммы расходов университета за год в разрезе факультетов на количество студентов, обучающихся только за счет средств бюджета, и полученный результат увеличивается на 20% прибыли. Затем цена обучения дифференцируется в зависимости от формы обучения, курса, факультета и специальности.

Представленная университетом в рамках рассмотрения дела калькуляция распределения доходов и расходов по видам деятельности университета не отражает распределение расходов университета по дополнительным образовательным услугам, конференциям, услугам общежития, послевузовскому обучению, подготовке специалистов в филиалах. Обоснованные расходы по указанным дополнительным видам деятельности университетом также не представлены. При исчислении стоимости платной образовательной  услуги в качестве базы принимаются все расходы университета.

Комиссия не сочла обоснованным и возможным отнесение расходов на  послевузовское обучение, дополнительное образование, подготовку иностранных студентов, столовую,  затраты на обслуживание общежитий на стоимость обучения студентов, как не относящиеся к процессу обучения. Включение указанных расходов в стоимость обучения студентов является экономически необоснованным и приводит к  превышению  стоимости платной образовательной услуги над суммой необходимых для их оказания расходов и прибыли.

При планировании калькуляции платной образовательной деятельности на 2008 год университетом  значительно завышены коммунальные расходы, которые увеличены на 57,8% по сравнению с фактическими расходами за 2007 год. Эта цифра значительно превышает утвержденные предельные уровни тарифов  Федеральной и Республиканской службами по тарифам.

Из имеющихся материалов дела следует, что при определении стоимости обучения одного студента вся сумма расходов университета делится на приведенное количество студентов-бюджетников, студенты коммерческой формы обучения в расчет не берутся. Университетом не представлены исчерпывающие доказательства обоснованности указной формы расчета стоимости обучения одного студента.

Комиссия пришла к выводу, что установленный университетом уровень рентабельности в 20%, а также фактически получаемая рентабельность значительно превышает обоснованный уровень рентабельности, принятый обычаями делового оборота.

Комиссия признала в действиях ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высоких цен на платные образовательные услуги 1 курса обучения по 43 специальностям дневного отделения, 18 специальностям заочного отделения и 10 специальностям вечернего отделения и предписала университету прекратить нарушения антимонопольного законодательства, осуществив и обеспечив раздельный учет по основным видам деятельности вуза, филиалам  университета и факультетам, а также исключить из расходов  университета, относимых на стоимость обучения студентов, необоснованно заложенные расходы, наличие которых увеличивает стоимость платной образовательной услуги;  объективно и обоснованно рассчитать калькуляцию и определить стоимость одного студента с учетом исполнения требований предписания, а также руководствуясь индексами дефляторами, утверждаемыми Министерством экономического развития РФ,  предельными уровнями тарифов, утверждаемыми Федеральной и Республиканской службами по тарифам и обоснованным уровнем рентабельности.   

Материалы дела направлены должностному лицу Чувашского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.