• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Выписка из аналитической записки по анализу состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания

I. Общие положения

Настоящий анализ конкуренции на товарном рынке проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №10/04-АМЗ-2018, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Инфолинк» (адрес: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Маркса, д.60А) по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального    закона    от   26.07.2006г.  N 135-ФЗ   "О защите конкуренции", выразившегося в использовании обозначения«FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018» с одновременным изображением на нем товарного знака, правообладателем которого является Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA, в отсутствие соответствующего разрешения правообладателя.

Данный анализ проведен с учетом особенностей, установленных пунктом 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам возбужденным по признакам нарушения статей 14.1.-14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Анализ состояния конкуренции на товарном рынке по таким делам включает в себя следующие этапы:

а)определение временного интервала исследования товарного рынка;

б)определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе, в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в)определение географических границ товарного рынка;

г)определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

В ходе проведения анализа рынка использовались:

данные, предоставленные ООО «Инфолинк» письмом от 12.07.2018 №Д181;

данные, содержащиеся в Выписке из ЕГРЮЛ  об ООО «Инфолинк» от 09.07.2018;

данные, содержащиеся в письме Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии от 23.01.2018 №437-03/21 об операторах связи, оказывающих телематические услуги связи (предоставление доступа к сети Интернет) и услуги связи для целей кабельного вещания на территории Чувашской Республики;

данные, содержащиеся в письме Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии от 25.07.2018 №5704-03/21 об операторах связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания на территории города Чебоксары и города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

3. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

4. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

5. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст «Об утверждении ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности".

 

П. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком, определение временного интервала исследования товарного рынка осуществляется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Согласно пункту 2.3 Порядка при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики товарного рынка, в том числе периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством приобретателей в эти периоды.

Использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком FIFA, связанным с популярным среди потребителей мероприятием - крупнейшим спортивным соревнованием FIFA, осуществлялось в период  проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года с 14 июня по 25 июня 2018 года.

Статья 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что периодом подготовки чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года признается период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до даты начала отсчета месяца до даты проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года; периодом проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - период проведения спортивного соревнования) - период с даты окончания периода подготовки спортивного соревнования до даты, которая наступит через месяц после даты проведения последнего матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Дата начала отсчета месяца до даты проведения первого матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (дата окончания периода подготовки спортивного соревнования) – 01.06.2018.

Дата, которая наступит через месяц после даты проведения последнего матча чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года – 15.08.2018.

В связи с этим периодом проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года признается период с 01.06.2018 по 15.08.2018.

Когда анализ состояния конкуренции проводится в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, которое на момент рассмотрения  дела прекращено, временной интервал  исследования определяется путем проведения ретроспективного анализа.

Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

  Таким образом, настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования и в период использования товарных знаков  FIFA 2018 года.

Использование товарных знаков  FIFA осуществлялось в период с 14.06.2018 по 25.06.2018, в связи с чем нарушение прекращено ООО «Инфолинк» 25.06.2018.

Таким образом, в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» временной интервал исследования определен в пределах – с 01.06.2018 по 25.06.2018.

 

 

III. Продуктовые границы рынка

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуги связи для целей кабельного вещания.

Деятельность, осуществляемая ООО «Инфолинк», включает такие виды экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст,  как деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД – 61.10), деятельность в области телевизионного вещания (ОКВЭД – 60.20).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи и телевизионному вещанию подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

ООО «Инфолинк» имеет лицензию №159553 от 26.12.2017 на право осуществления деятельности по оказанию услуг связи для целей кабельного вещания, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Место действия лицензии –  Чувашская Республика – Чувашия: г.Чебоксары, г.Новочебоксарск.

Информация, размещаемая ООО «Инфолинк» в сети Интернет (https://cheb.info-link.ru, https://vk.com/wall-36949251_3077, https://www.facebook.com/groups/ limelimeru/ permalink/2127385070814932/) с использованием товарных знаков «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018», направлена на продвижение телекоммуникационных и телевизионных услуг общества, а именно услуг связи для целей кабельного вещания.

Таким образом, для целей настоящего исследования продуктовые границы данного товарного рынка определены как услуги связи для целей кабельного вещания.

 

 

IV. Географические границы рынка

1. Предварительно географическими границами товарного рынка является город Чебоксары Чувашской Республики (локальный рынок), так как местонахождение потребителей услуг ООО «Инфолинк» определено г.Чебоксары Чувашской Республики.

Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

- методом «тест гипотетического монополиста», который проводится в соответствии с пунктом 4.6 Порядка;

- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете. В случае использования метода «тест гипотетического монополиста» такое обоснование не требуется. Выбор методов исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.

Согласно информации, размещенной ООО «Инфолинк» в сети Интернет (https://cheb.info-link.ru, https://vk.com/wall-36949251_3077, https://www.facebook.com/ groups/limelimeru/ permalink/2127385070814932/), общество предлагает приобрести пакет телеканалов для домашнего использования. То есть услуга предоставляется стационарно (посредством подключения к кабелю или установки специального оборудования) по месту нахождения приобретателей – г.Чебоксары. Таким образом, отсутствует экономическая целесообразность, а также техническая возможность  приобретения услуг из иных населенных пунктов, кроме города Чебоксары Чувашской Республики.

В том случае, если расчет экономической целесообразности приобретения исследуемого товара у поставщиков из иных территориальных единиц кроме предварительно определенной показывает отсутствие экономической целесообразности, осуществлять доставку другим потребителям (поставщикам), «тест гипотетического монополиста» не проводится.

В качестве дополнительного метода определения географических границ товарного рынка, или в случаях, когда проведение «теста гипотетического монополиста» невозможно, может быть использован метод установления фактических районов продаж (местоположения потребителей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом рынке (в предварительно определенных географических границах).

Для определения географических границ рассматриваемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж.

Местоположением потребителей услуг общества является город Чебоксары Чувашской Республики, так как в приложении к лицензии на вещание оператора связи указывается территория вещания минимально – как населенный пункт, поэтому географические границы установлены границами муниципального образования, то есть город Чебоксары Чувашской Республики.

Таким образом, в соответствии с функциональным назначением товара и лицензионными условиями, географические границы рынка определены городом Чебоксары Чувашской Республики (локальный рынок).

2. Предварительно географическими границами товарного рынка является и город Новочебоксарск Чувашской Республики (локальный рынок), так как местонахождение потребителей услуг общества определено и в г.Новочебоксарск Чувашской Республики.

Как указано выше, согласно информации, размещенной ООО «Инфолинк» в сети Интернет, общество предлагает приобрести пакет телеканалов для домашнего использования, то есть услуга предоставляется стационарно (посредством подключения к кабелю или установки специального оборудования) по месту нахождения приобретателей – г.Новочебоксарск. Таким образом, отсутствует экономическая целесообразность, а также техническая возможность  приобретения услуг из иных населенных пунктов, кроме города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Для определения географических границ рассматриваемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж.

Местоположением потребителей является и город Новочебоксарск Чувашской Республики, так как в приложении к лицензии на вещание оператора связи указывается территория вещания минимально – как населенный пункт, поэтому географические границы установлены границами муниципального образования, то есть город Новочебоксарск Чувашской Республики.

Таким образом, в соответствии с функциональным назначением товара и лицензионными условиями, географические границы рынка определены городом Новочебоксарск Чувашской Республики (локальный рынок).

Исходя из проведенного анализа фактических районов продаж (местоположения приобретателей), установлено, что ООО «Инфолинк» реализует услуги кабельного вещания, то есть заключает договоры на оказание услуг связи кабельного вещания в пределах территории город Чебоксары и в пределах территории город Новочебоксарск.

Таким образом, исходя из того, что основными потребителями услуг, оказываемых ООО «Инфолинк», являются граждане, находящиеся на территории города Чебоксары и на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, географические границы рынка услуг связи для целей кабельного вещания определены как территория города Чебоксары (локальный рынок) и территория города Новочебоксарска (локальный рынок).

 

V. Состав хозяйствующих субъектов

Поставщиками на рынке услуг связи для целей кабельного вещания являются любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг кабельного вещания в сегменте товарного рынка.

При выявлении хозяйствующих субъектов, действующих на рынке реализации продовольственных товаров Управление руководствовалось пунктом 5.2 Порядка.    

В настоящем анализе конкуренции на рынке услуг связи для целей кабельного вещания рассматривается хозяйствующий субъект – Общество с ограниченной ответственностью «Инфолинк», а также иные хозяйствующие субъекты, приведенные в Таблице 1.

 

№№

Организация

Адрес местонахождения

Телефон

Территория оказания услуг

1

ПАО «Ростелеком»

г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.15 (адрес филиала в ЧР - г.Чебоксары, пр.Ленина, д.2)

(8352)62-43-04

г.Чебоксары, г.Новочебоксарск

2

ООО «Орионет»

ЧР, г.Чебоксары, пр. М. Горького, д.10

(8352)62-43-04

г.Чебоксары

3

ООО «АКВИЛОН»

ЧР, г.Чебоксары, пр. Гоголя, д.5, к.1, пом.14

(8352)48-61-50

г.Чебоксары

4

ООО «Новое Кабельное Телевидение»

ЧР, г. Новочебоксарск, ул. Советская, д.45а

(8352)74-28-28

г.Чебоксары

5

ООО «Связьтелеком сервис»

ЧР, г.Чебоксары, б-р Миттова, д.20, ком.86а

(8352)31-66-31

г.Чебоксары

6

ООО «Шупашкартранс –К»

ЧР, г.Чебоксары, пр. И. Яковлева, д.2а-225

(8352)23-42-34

г.Чебоксары, г.Новочебоксарск

7

ООО «Новочебоксарское Кабельное Телевидение»

ЧР, г. Новочебоксарск, ул. Советская, д.45а

(8352)74-28-28

г.Новочебоксарск

8

ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг»

г. Москва, пер. Оружейный, д.41, офис 511

89373957080

г.Чебоксары, г.Новочебоксарск

9

АО «Санаторий «Чувашия»

ЧР, г.Чебоксары, п. Сосновка, ул. Санаторная, д.5

(8352)30-05-05

г.Чебоксары

10

АО «ЭР-Телеком Холдинг»

Пермский край, г. Пермь, ш. Космонавтов, д.111, корп. 43 (филиал в ЧР – г.Чебоксары, пр. М. Горького, д.16)

(8352)56-55-00

г.Чебоксары, г.Новочебоксарск

11

ООО «Инфолинк»

ЧР, г.Чебоксары, ул. К. Маркса, д.60А

(8352)22-01-80

г.Чебоксары, г.Новочебоксарск

12

ООО «СвязьСтрой-21»

ЧР, г.Чебоксары, п. Сосновка, ул. К. Маркса, д.60А

(8352)22-00-41

г.Чебоксары

 

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке и являющихся конкурентами ООО «Инфолинк», представлен в Таблице 1.

Исходя из содержания указанной информации, можно прийти к выводу о том, что на территории города Чебоксары конкурентами на рынке услуг связи для целей кабельного вещания являются: ПАО «Ростелеком», ООО «Орионет», ООО «АКВИЛОН», ООО «Новое Кабельное Телевидение», ООО «Связьтелеком сервис», ООО «Шупашкартранс –К», ООО«Нэт Бай Нэт Холдинг», АО «Санаторий «Чувашия», АО «ЭР-Телеком Холдинг», ООО«Инфолинк», ООО «СвязьСтрой-21», а на территории города Новочебоксарска - ПАО«Ростелеком», ООО «Шупашкартранс –К, ООО «Новочебоксарское Кабельное Телевидение», ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг», АО «ЭР-Телеком Холдинг», ООО«Инфолинк».

Количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В целях определения хозяйствующих субъектов-конкурентов на товарном рынке Управлением использованы письма Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике от 23.01.2018 №437-03/21, от 25.07.2018 №5704-03/21.

 

Выводы:

По результатам проведенного анализа конкуренции на товарном рынке, в котором действует хозяйствующий субъект - Общество с ограниченной ответственностью «Инфолинк» за период с 01.06.2018 по 25.06.2018 установлено следующее:

1. Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги связи для целей кабельного вещания.

2. Географическими границами рынка услуг связи для целей кабельного вещания являются территория г.Чебоксары (локальный рынок) и территория г.Новочебоксарск (локальный рынок).

3. Из проведенного анализа рынка услуг связи для целей кабельного вещания можно сделать вывод о том, что в данном сегменте товарного рынка в пределах локального рынка город Чебоксары действуют 11 хозяйствующих субъектов – конкурентов, а в пределах локального рынка город Новочебоксарск – 6 хозяйствующих субъектов – конкурентов.

Использование одним из таких хозяйствующих субъектов обозначения, сходного до степени смешения с широко известным товарным знаком, связанным с популярным среди потребителей мероприятием, может вызвать повышенный интерес потребителей к услугам на рынке услуг связи для целей кабельного вещания, поскольку среди потребителей таких услуг на данном рынке создается впечатление о причастности продавца товара к соответствующим мероприятиям FIFA, что в свою очередь, может повлечь за собой перераспределение потребительского спроса к услугам хозяйствующего субъекта, использующего такое обозначение, и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов – конкурентов.

Таким образом, предложения ООО «Инфолинк» об оказании услуг кабельного вещания с использованием обозначения, правообладателем которого является FIFA, в период использования такого товарного знака могла привести к увеличению количества приобретателей в указанный период.

 

«…»