• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Выписка из аналитической записки по обзору рынка деятельности бань по предоставлению общегигиенических услуг в помещениях общего пользования в городе Чебоксары

I. Общие положения

 

Настоящий анализ рынка проведён в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Настоящий обзор проведен в целях определения положения и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке деятельности бань на территории города Чебоксары Чувашской Республике, в связи с обращением гражданина «…» (вх. № 04-05/105 от 10.10.2016) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Сывлах», выразившееся в увеличении цен на услуги посещения общего отделения бани № 8, гражданина «…» (вх. № 04-05/7714 от 20.11.2017) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Сывлах», выразившееся в увеличении цен на услуги посещения общего отделения бани № 2.

В ходе проведения анализа рынка использовались следующие материалы:

– данные администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Чувашстата при определении участников рынка деятельности бань и душевых города Чебоксары;

– данные, полученные на основании запроса Управления от Открытого акционерного общества «Сывлах» (далее – ОАО «Сывлах»), предоставляющего услуги бань и душевых на территории города Чебоксары Чувашской Республики за 2015 год, 2016 год, 2017 год;

- заполненные анкеты потребителей банных услуг, представленные ОАО «Сывлах» на основании запроса Управления в рамках оказания содействия при проведении опроса потребителей банных услуг.

  Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

3. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности»;

4. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2014 г. № 420-ст «Об утверждении Межгосударственного стандарта  ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия»;

5. Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июня 1993 г. № 163 «Об утверждении Общероссийского классификатора услуг населению».

 

II. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

  В соответствии с Порядком, определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

Интервал исследования определен в пределах 2015, 2016, 2017 годов. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

            Определение товара (услуги).

Предварительное определение товара (услуги) – общегигиенические услуги, предоставляемые банями в помещениях общего пользования (далее – также банные услуги общего пользования).

Определение бани закреплено в Межгосударственном стандарте ГОСТ 32670-2014, введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 года «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия. ГОСТ 32670-2014», утверждённом приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2014 г. № 420-ст.

Баня - организация (исполнитель), оказывающая услуги по очищению и оздоровлению тела потребителя воздействием воды и горячего воздуха или пара или теплых поверхностей в специально устроенных и оборудованных парильных или жарких помещениях общего или индивидуального пользования.

Понятие «Сауна» как вид деятельности нормативными документами не определено. Можно дать такое определение: «Сауна» - организация (исполнитель), оказывающая услуги по очищению и оздоровлению тела посетителя воздействием сухого жара в специально устроенных и оборудованных парильных или жарких помещениях индивидуального пользования с предоставлением различных дополнительных услуг, связанных с отдыхом и лечебно-оздоровительными процедурами.

Душевые - организация (исполнитель), оказывающая услуги по удовлетворению гигиенических потребностей человека в помещениях индивидуального пользования (кабинах закрытого типа с душем, ванной) и поддержанию здоровья за счет воздействия горячего воздуха или пара в помещении общего пользования.

Согласно ГОСТу 32670-2014:

Услуги бань и душевых: результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей посетителя.

По характеру объединения посетителей услуги бань подразделяют для:

- общего пользования;

- индивидуального пользования (помещения с кабинами закрытого типа);

- группового пользования (посетитель определяет круг лиц, группу посетителей, желающих воспользоваться услугами банного отделения банно-оздоровительного комплекса или номеров бани в течение заказанного им (ими) времени).

Услуги саун предоставляются в основном для группового пользования, когда посетитель сам определяет круг лиц, группу посетителей, желающих воспользоваться услугами сауны в течение заказанного им (ими) времени.

Настоящее исследование проведено в продуктовых границах - предоставление общегигиенических услуг банями по характеру объединения посетителей - для общего пользования.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июня 1993 г. № 163 (отменен с 01.01.2017 в связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст в ред. от 26.08.2016)), к бытовым услугам относятся услуги бань, душевых и саун (ОКУН 019100), данные услуги подразделяются, в том числе на услуги бань и душевых (ОКУН 019101), услуги саун (ОКУН 019102).

Согласно ОКВЭД группировка «деятельность физкультурно-оздоровительная» (код 96.04) включает:

- деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг;

- деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п.

Определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Для определения перечня услуг, которые являются потенциальными заменителями услуг общего отделения бани был проведен опрос потребителей услуг ОАО «Сывлах» на территории города Чебоксары.

Для того чтобы мнение выбранных опрошенных покупателей отражало мнение всей совокупности покупателей необходимо правильно определить ее численность. Численность выборки зависит от объема генеральной совокупности, чем больше объем, тем больше должен быть объем выборки.

Существуют некоторые оптимальные усредненные объемы выборки в зависимости от объема генеральной совокупности, например, «…» рекомендует следующие объемы выборки:

 

Объем генеральной совокупности

500

1000

2000

3000

4000

5000

10000

100000

Более 100000

Объем выборки

222

286

333

350

360

370

385

398

400

 

Численность населения г. Чебоксары составляет 489 498 человек, невозможно определить количество населения пользующееся услугами бани, таким образом, объемом генеральной совокупности определяем численность населения города, которая составляет более 100 000 человек.

В опросе участвовало 436 человек.

Опрос проводился среди потребителей услуг общественных бань города Чебоксары. Аудиторию опрошенных составили потребители банных услуг разных возрастов. Более 45% опрошенных - работающее население, более 35 % - пенсионеры.

Основной целью посещения бани более 60 % опрошенных указали оздоровление, также потребители указали, что посещают баню с целью отдыха, общения и для удовлетворения общегигиенических потребностей.

Более 40 % потребителей посещают баню по одному, более 30 % ходят вдвоем, около 20 % потребителей посещают баню компанией более двух человек.

Основная часть опрошенных (более 60 %) посещает баню каждую неделю, более 30 % - каждый месяц, и лишь 5 % опрошенных посещают баню раз в два месяца и реже.

 

Также проведен опрос потребителей об услугах заменителях услуг общего отделения бани. На вопрос: услуги общего отделения бани, какими услугами вы заменяли, были даны следующие ответы:

 

Не заменяли услуги общего отделения бани

84,17%

Сауна

11,93%

Душ

0,69%

Индивидуальные кабинки

0,23%

Деревня

0,46%

Дача

1,15%

Не ответили

1,38%

 

Таким образом, согласно результатам опроса потребителей потенциальными заменителями услуг общего отделения бани являются:

1. Сауна

2. Душ

3. Индивидуальные кабинки в общественных банях

4. Баня в деревне

5. Баня на даче

В соответствии с п. 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара).

Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».

В Российской Федерации понятие услуги было определено в статье 2 федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-ФЗ:

Услуги — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Так как баню на даче и баню в деревне нельзя отнести к услугам, то соответственно они не могут быть рассмотрены на взаимозаменяемость с услугами общего отделения бань.

Количество потребителей, которые заменяют услуги общего отделения бань на услуги душевых и индивидуальных кабинок бань составляет менее 1 %, в связи с малочисленностью потребителей данные услуги невозможно отнести к взаимозаменяемым.

Согласно п. 3.8. Порядка при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов: «тест гипотетического монополиста», анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен, расчет показателя перекрестной эластичности спроса.

При выявлении взаимозаменяемых товаров рассматриваемого товарного рынка использован «тест гипотетического монополиста».

«Тест гипотетического монополиста» позволяет выяснить, сможет ли небольшой, но существенный для покупателей долговременный рост цены товара побудить покупателей приобретать взамен него другой товар.

Опрос потребителей банных услуг показал следующее: был задан вопрос - «Если бы цена в общее отделение бани увеличилась на 10% (например, с 210 р. до 230 р.), Ваши действия:

 

Все равно пойду в общее отделение бани

334 чел.

76,60%

Пойду в сауну или индивидуальные кабинки бань

70 чел.

16%

Прекращу ходить в баню

29 чел.

6,70%

Не ответили

3 чел.

0,70%

 

Таким образом, более 2/3 потребителей даже при значительном увеличении цены услуг общего отделения бани, не готовы заменить данные услуги на услуги саун или индивидуальных кабинок бань.

Также необходимо отметить о значительной разнице в цене посещения общих отделений бань и саун, индивидуальных кабинок общественных бань.

Максимальная цена услуг бань общего пользования в г. Чебоксары (за 2 часа посещения в будние дни/выходные дни) – 240 руб./340 руб.;

Средняя цена услуги саун, индивидуальных кабинок общественных бань в     г. Чебоксары (за 1 час посещения в дневное время/в вечернее время) – 550 руб./1000 руб. (в выходные и праздничные дни цена посещения повышается) (использовались сведения из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Поэтому при исследовании рынка деятельности бань по предоставлению общегигиенических услуг общего пользования не исследовались услуги саун и та часть услуг общественных бань, предоставляемых для индивидуального пользования, группового пользования с определенным кругом лиц посетителей.

Таким образом, продуктовые границы рынка определены как общегигиенические услуги, предоставляемые общими отделениями бань.

Для осуществления деятельности по предоставлению услуг бань и душевых согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на данный вид услуг не требуется.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

   Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

- методом «тест гипотетического монополиста», который проводится в соответствии с пунктом 4.6 Порядка;

- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете. В случае использования метода «тест гипотетического монополиста» такое обоснование не требуется. Выбор методов исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.

Для определения географических границ рассматриваемого товарного рынка использован «тест гипотетического монополиста».

Опрос потребителей банных услуг показал следующее: был задан вопрос - «Если бы цена в общее отделение бани г. Чебоксары увеличилась на 10 % с 210 р. до 230 р. а в других населенных пунктах осталась прежняя Ваши действия:

 

Пойду в баню в г. Чебоксары

383 чел.

87,9 %

Пойду в баню в другом населенном пункте (указать)

49 чел.

11,2 %

Не ответили

4 чел.

0,9 %

 

Таким образом, более 85 % потребителей даже при значительном увеличении цены услуг общего отделения бани, не готовы заменить данные услуги в г. Чебоксары на услуги общих отделений бань в другом населенном пункте, в частности потребители указывали г. Новочебоксарск.

Также, географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Исходя из того, что основными покупателями банных услуг общего пользования являются жители города Чебоксары, географическими границами рынка деятельности бань по предоставлению общегигиенических услуг в помещениях общего пользования являются административные границы муниципального образования - город Чебоксары Чувашской Республики.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

            В ходе проведенного анализа данных, полученных от Администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Чувашстата, на рынке деятельности бань по предоставлению общегигиенических услуг в помещениях общего пользования на территории города Чебоксары осуществляет деятельность 1 хозяйствующий субъект - ОАО «Сывлах».

ОАО «Сывлах» г. Чебоксары (юридический адрес: 428003, г. Чебоксары, ул. Ильбекова, 5).

В состав данного предприятия входят 11 бань.

Баня № 1 - г. Чебоксары, ул. Ярославская, д. 25;

Баня № 2 - г. Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д. 20;

Баня № 3 - г. Чебоксары, ул. Ильбекова, д. 5;

Баня № 4 - г. Чебоксары, пос. Лапсары;

Баня № 5 - г. Чебоксары, ул. Тенистая, д. 1;

Баня № 6 - г. Чебоксары, ул. Магнитского, д. 1;

Баня № 1 - г. Чебоксары, ул. Хмельницкого, д. 40;

Баня № 8 - г. Чебоксары, пр. М. Горького, д. 8;

Баня № 10 - г. Чебоксары, ул. О. Кошевого, д. 5;

Баня № 11 - г. Чебоксары, пос. Сосновка;

Баня № 12 - г. Чебоксары, пос. Северный.

Таким образом, для целей определения состояния конкурентной среды на данном товарном рынке выявлен 1 хозяйствующий субъект - ОАО «Сывлах». 

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке

 

Услуги бань и душевых являются коммерческой деятельностью. В стоимость таких услуг входят налоги, заработная плата, тариф на электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение и другие расходы.

Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлён на основании определения показателя объема продаж оказанных услуг.

Общая стоимость оказанных услуг общими отделениями бань ОАО «Сывлах» на территории г. Чебоксары составила:

2015 г. – «…» тыс. рублей, обслужено 349 тыс. чел;

2016 г. – «…» тыс. рублей, обслужено 329 тыс. чел;

2017 г. – «…» тыс. рублей, обслужено 332 тыс. чел;

Тариф - система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами физическим лицам, фирмам и учреждениям.

В настоящее время действуют тарифы на услуги бань и душевых, оказываемые в банях ОАО «Сывлах», утвержденые приказом ОАО «Сывлах» от 01 ноября 2017 г. № 72 «Об установлении тарифов на услуги бань, предоставляемые ОАО «Сывлах» с 07.11.2017».

Тарифы на услуги бань (общее отделение), оказываемые в банях ОАО «Сывлах» в исследуемый период:

№ пп

Номер Бани

Время оказания услуг

Тариф (руб.) с 15.10.2015

Тариф (руб.) с 03.10.2016

Тариф (руб.) с 07.11.2017

Рабочие дни

Выходные дни (СБ, ВС)

Рабочие дни

Выходные дни (СБ, ВС)

Рабочие дни

Выходные дни (СБ, ВС)

Общее отделение Бани с плавательным бассейном

1

Баня № 2

1 ч. 30 мин.

210

220

220

270

240

280

 

 

2 ч.

-

293

-

340

-

340

Общее отделение Бани без плавательного бассейна

2

Баня № 1

1 ч. 30 мин.

195

195

210

230

230

230

3

Баня № 3

1 ч. 30 мин.

195

195

210

230

230

230

4

Баня № 4

1 ч. 30 мин.

185

185

200

200

 

230

230

5

Баня № 5

1 ч. 30 мин.

185

185

210

210

230

230

6

Баня № 6

1 ч. 30 мин.

185

185

200

200

230

230

7

Баня № 7

1 ч. 30 мин.

185

185

210

210

230

230

8

Баня № 8

1 ч. 30 мин.

205

215

230

270

240

280

9

Баня № 10

1 ч. 30 мин.

185

185

210

210

230

230

10

Баня № 11

1 ч. 30 мин.

-

195

-

250

-

200/250

11

Баня № 12

1 ч. 30 мин.

-

185

-

200

-

170/200

 

 

Тарифы на услуги бань (общее отделение), оказываемые в банях ОАО «Сывлах», для пенсионеров по возрасту в исследуемый период:

 

№ пп

Номер Бани

Время оказания услуг

Тариф (руб.) с 15.10.2015

Тариф (руб.)

с 03.10.2016

Тариф (руб.) с 07.11.2017

Рабочие и выходные дни

Рабочие и выходные дни

Рабочие и выходные дни

Общее отделение Бани с плавательным бассейном

1

Баня № 2

1 ч. 30 мин.

200

210

230

Общее отделение Бани без плавательного бассейна

2

Баня № 1

1 ч. 30 мин.

185

200

220

3

Баня № 3

1 ч. 30 мин.

185

200

220

4

Баня № 4

1 ч. 30 мин.

175

190

220

5

Баня № 5

1 ч. 30 мин.

175

200

220

6

Баня № 6

1 ч. 30 мин.

175

190

220

7

Баня № 7

1 ч. 30 мин.

175

200

220

8

Баня № 8

1 ч. 30 мин.

195

220

230

9

Баня № 10

1 ч. 30 мин.

175

200

220

10

Баня № 11

1 ч. 30 мин.

185

240

190-240

11

Баня № 12

1 ч. 30 мин.

175

190

160-190

 

 

Тариф для пенсионеров (женщины – с 55 лет, мужчины – с 60 лет) действует в рабочие дни недели, кроме субботы и воскресенья (кроме заволжских бань № 11 и № 12).

Основанием для получения услуг общественных бань (общее отделение) по льготным тарифам является пенсионное удостоверение, паспорт.

При продолжительности услуги более 1,5 часа – дополнительно взимается плата, пропорциональная от установленного тарифа для всех категорий граждан (без скидки).

 

Тарифы на услуги бань (общее отделение), оказываемые в банях ОАО «Сывлах», для детей до 14 лет в исследуемый период:

 

№ пп

Номер Бани

Время оказания услуг

Тариф (руб.) с 15.10.2015

Тариф (руб.)

с 03.10.2016

Тариф (руб.) с 07.11.2017

Рабочие/выходные дни

Рабочие/выходные дни

Рабочие/выходные дни

Общее отделение Бани с плавательным бассейном

1

Баня № 2

1 ч. 30 мин.

126

140/170

140

 

 

2 ч.

176

210

190

Общее отделение Бани без плавательного бассейна

2

Баня № 1

1 ч. 30 мин.

117

130/140

140

3

Баня № 3

1 ч. 30 мин.

117

130/140

140

4

Баня № 4

1 ч. 30 мин.

111

120

140

5

Баня № 5

1 ч. 30 мин.

111

130

140

6

Баня № 6

1 ч. 30 мин.

111

120

140

7

Баня № 7

1 ч. 30 мин.

111

130

140

8

Баня № 8

1 ч. 30 мин.

123

140/170

140

9

Баня № 10

1 ч. 30 мин.

111

130

140

10

Баня № 11

1 ч. 30 мин.

117

150

120/150

11

Баня № 12

1 ч. 30 мин.

111

120

110/120

 

 

Основанием для получения услуг общественных бань (общее отделение) по тарифу для детей от 7 лет до 14 лет является копия свидетельства о рождении.

Детям в возрасте до 7 лет услуги общественных бань (общее отделение) предоставляются бесплатно.

При продолжительности услуги более 1,5 часа – дополнительно взимается плата, пропорциональная от установленного тарифа для всех категорий граждан (без скидки).

 

Тарифы на услуги бань (общее отделение), оказываемые в банях ОАО «Сывлах», для льготной категории граждан в исследуемый период:

 

 

 

№ пп

Номер Бани

Время оказания услуг

Тариф (руб.) с 15.10.2015

Тариф (руб.)

с 03.10.2016

Тариф (руб.) с 07.11.2017

Рабочие и выходные дни

Рабочие и выходные дни

Рабочие и выходные дни

Общее отделение Бани с плавательным бассейном

1

Баня № 2

1 ч. 30 мин.

105

110

120

Общее отделение Бани без плавательного бассейна

2

Баня № 1

1 ч. 30 мин.

97,5

105

115

3

Баня № 3

1 ч. 30 мин.

97,5

105

115

4

Баня № 4

1 ч. 30 мин.

92,5

100

115

5

Баня № 5

1 ч. 30 мин.

92,5

105

115

6

Баня № 6

1 ч. 30 мин.

92,5

100

115

7

Баня № 7

1 ч. 30 мин.

92,5

105

115

8

Баня № 8

1 ч. 30 мин.

102,5

115

120

9

Баня № 10

1 ч. 30 мин.

92,5

105

115

10

Баня № 11

1 ч. 30 мин.

75/97,5

100/125

100/125

11

Баня № 12

1 ч. 30 мин.

75/92,5

85/100

85/100

 

 

Тариф для льготной категории граждан действует в рабочие дни недели, кроме субботы и воскресенья (кроме заволжских бань № 11 и № 12).

Основанием для получения услуг общественных бань (общее отделение) по льготным тарифам является льготное удостоверение, паспорт.

При продолжительности услуги более 1,5 часа – дополнительно взимается плата, пропорциональная от установленного тарифа для всех категорий граждан (без скидки).

Таким образом, наблюдается тенденция увеличения тарифа в среднем на     10 %. 

В ряде бань произошло увеличение тарифа после 3 октября 2016 г. более чем на 20% (в выходные дни - обслуживание 1,5 ч.): Баня № 2, Баня № 8, Баня № 11.

 

Согласно информации, представленной ОАО «Сывлах», объемы оказанных банных услуг в стоимостном выражении составили: 

2015 г. – «…» тыс. рублей, доля на рынке 100%;

2016 г. – «…» тыс. рублей, доля на рынке 100%;

2017 г. – «…» тыс. рублей, доля на рынке 100%.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

 С целью оценки концентрации использовались коэффициенты СR3 и HHI.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации CR, определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, равен 100%.

Один участник рынка (ОАО «Сывлах») осуществляет 100% реализацию банных услуг в городе Чебоксары (CR3=100%).

Исходя из того, что индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) определяется как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, то индекс составил 10000.

 В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации CR3=100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000 и равен 10000, то рынок банных услуг общего пользования, действующих на территории города Чебоксары можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации, доминирующее положение на котором занимает ОАО «Сывлах» г. Чебоксары.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Услуги бань и душевых должны соответствовать требованиям Межгосударственного стандарта  ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия».

В частности, территория и расположение зданий бань и душевых, банно-оздоровительных комплексов, размещение в населенных пунктах и нормы расчета вместимости должны соответствовать требованиям СП 42.13330.2016 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Качество воды в банях и душевых должно соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды по ГОСТ Р 51232 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества», СанПин 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения».

            Руководствуясь требованиями СП 118.13330.2016 СНиП 2.08.02 «Общественные здания и сооружения», здания или отдельные помещения общего назначения (бань и душевых, банно-оздоровительных комплексов), предназначенные для непосредственного обслуживания населения, должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп посетителей.

Данные требования являются одними из основных барьеров входа на рынок банных услуг.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

            Рынок банных услуг общего пользования города Чебоксары относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Данный рынок во многом зависит от спроса населения города Чебоксары на банные услуги. В целом, исходя из анализа рынка, спрос населения на банные услуги общего пользования, несмотря на небольшое снижение посещения населением бань в 2016 году по сравнению с 2015 годом, прогноз посещения в 2017 году на повышение посещения населением бань.

В результате анализа конкурентной среды на рынке банных услуг общего пользования выявлены признаки доминирующего положения ОАО «Сывлах». Данный рынок является высококонцентрированным. В связи с чем, существует необходимость наблюдения за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта на рынке банных услуг общего пользования.

 

Выводы:

 

По результатам проведенного анализа рынка деятельности бань по предоставлению общегигиенических услуг в помещениях общего пользования в городе Чебоксары за период 2015, 2016, 2017 годы установлено следующее:

1. Продуктовые границы исследуемого рынка определены как товар (услуги) - общегигиенические услуги, предоставляемые общими отделениями бань.

2. Географическими границами являются административные границы муниципального образования «город Чебоксары».

3. На рассматриваемом рынке общегигиенических услуг, предоставляемых общими отделениями бань в городе Чебоксары Чувашской Республики, действует одна организация - ОАО «Сывлах», имеющая долю на рынке 100%.

4. Рынок общегигиенических услуг, предоставляемых общими отделениями бань в городе Чебоксары Чувашской Республики, является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

5. Основным препятствием развития конкурентной среды на исследуемом рынке является наличие жестких технических требований, требований пожарной безопасности, предъявляемых к зданиям бань, санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к качеству воды в банях.

 

«…»