Выписка из аналитического отчета состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

I. Общие положения

 

Исследование проведено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Исследование проводится в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы, утвержденным приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16, с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), обращением ОАО «Чувашметалл» (от 31.01.2017 № 04-05/638) по вопросу повышения стоимости услуг за транспортировку отходов с 20.01.2017 и с 01.02.2017 со стороны АО «Спецавтохозяйство», обращением Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам (от 07.03.2017 № 04-05/1478) по вопросу повышения стоимости услуг за транспортировку отходов со стороны АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство».

         В ходе исследования использовались следующие материалы:

- данные Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике;

- данные, полученные на основании запроса Чувашского УФАС России от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию ТКО;

- данные управляющих компаний городов Чебоксары и Новочебоксарск, обслуживающих многоквартирные дома, пользующиеся услугами по сбору и транспортированию ТКО.

         Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании);

4. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее - Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

5. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;

6. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641»;

7. Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - ОКВЭД);

8. Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

9. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

10. Приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

11. Приказ Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

12. Национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее - Стандарт ГОСТ Р 53692-2009);

13. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления (утвержден заместителем Председателя Государственного комитета РФ по охране окружающей среды А.А. Соловьяновым 7 марта 1999 г.).

14. Методические рекомендации ФАС России по анализу рынка по сбору и транспортированию ТКО.

 

II. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

         В соответствии с Порядком, определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

Интервал исследования определен 2014-2016 годы. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение товара (услуги).

В соответствии с Законом об отходах твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах понятие «обращение с отходами» подразумевает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Отходы I - IV классов опасности: отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

      В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов, услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 - для сбора неопасных отходов и 38.12 - для сбора опасных отходов, далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 - услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и др.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности обозначены как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходами, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку (осуществление сбора ТКО и дальнейшего транспортирования ТКО).

Согласно Закону об отходах утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Услуги сбору и транспортированию ТКО не могут быть заменены услугами по утилизации ТКО, это разные виды услуг. Поэтому услуги по утилизации ТКО не являются предметом данного исследования.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Согласно положениям Стандарта ГОСТ Р 53692-2009:

к отходам потребления относят все образующиеся в результате потребления и/или эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

Твердые бытовые отходы (ТБО): отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов: «твердые и жидкие бытовые отходы» - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.); «потребитель» - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов; «исполнитель» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30000 00 00 0 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению», куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения данного анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

Согласно Сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления удельные показатели образования и нормативы накопления твердых бытовых отходов (ТБО) приведены в разделе 3.2 Сборника, данные удельные показатели имеют ориентировочный характер и могут изменяться в значительных пределах в зависимости от размера населенного пункта, климатической зоны, уровня жизни в каждом конкретном регионе.

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

В соответствии со Стандартом ГОСТ Р 53692-2009:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Сбор отходов, как правило, проводится на территории владельца отходов или может - на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Сбор и транспортирование отходов I - IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности; сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций.

Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Чувашское УФАС с целью исследования мнения покупателей услуг по сбору и транспортированию ТКО - управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома, разработало анкету для опроса покупателей.

На вопрос, возможно ли по Вашему мнению заменить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на другие услуги – 5 управляющих компании ответили «нет», 3 управляющих компании «затруднились ответить».

На вопрос, каким товаром (услугами) Вы предпочтете заменить «сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов», если цена на нее долговременно (больше года) повысится на 5-10%, а цены на иные товары (услуги) останутся неизменными – 5 управляющих компании ответили «замена отсутствует», 2 - «затруднились ответить», 1 – «заменит другим товаром».

Таким образом, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

Продуктовые границы исследуемого рынка определены как товар (услуги) – сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

 Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

При определении географических границ рынка необходимо учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по сбору и транспортированию ТКО с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО следует считать местными (локальными).

В рамках данного исследования географические границы предварительно определены как административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей, также административных центров – это города Чебоксары и Новочебоксарск Чувашской Республики.

Основные перевозчики отходов, как ООО «Экосервис», ООО «Чистый город», ООО «Экоцентр», ООО «Экологический центр», ООО «МВК «Экоцентр», АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» осуществляют сбор и транспортировку ТКО, образующихся как в городе Чебоксары, так и в городе Новочебоксарск, расположенном в 14 км. от столицы Чувашской Республики – города Чебоксары. Это связано прежде всего с географическим расположением Комплекса по утилизации ТБО, расположенном в г. Новочебоксарск.

Для определения географических границ рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО, Управление провело анкетирование указанных перевозчиков в части применяемой ими схемы сбора и транспортировки ТКО с городов Чебоксары и Новочебоксарск.

         Было предложено ответить на вопрос какую схему сбора и транспортировки ТКО с городов Чебоксары и Новочебоксарск они применяют (при этом предложено 3 варианта схемы):

 

 1)

Сбор и транспортировка ТКО в г. Чебоксары

 

Мусороперегрузочная станция в г. Чебоксары с элементами сортировки (Марпосадское ш., д. 24)

 

2)

Сбор и транспортировка ТКО в г. Чебоксары

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Новочебоксарск

 

Мусоросортирочный комплекс

в г. Новочебоксарск

 

3)

Сбор и транспортировка ТКО в г. Новочебоксарск

(вначале - загрузка незаполненных мусоровозов)

 

Мусоросортирочный комплекс

в г. Новочебоксарск

ООО «Экосервис» ответило, что применяет 1 и 2 схему на постоянной основе.

ООО «Экоцентр», ООО «Экологический центр», ООО «МВК «Экоцентр» ответили, что применяют все 3 предложенные варианта схемы, при этом сообщили, что используют и другие схемы вывоза ТКО одновременно с городов Чебоксары и Новочебоксарск:

Сбор и транспортировка ТКО в г. Новочебоксарск

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Чебоксары

 

Мусороперегрузочная станция в г. Чебоксары с элементами сортировки (Марпосадское ш., д. 24)

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Чебоксары

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Новочебоксарск

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Чебоксары

 

Мусороперегрузочная станция в г. Чебоксары с элементами сортировки (Марпосадское ш., д. 24)

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Новочебоксарск

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Чебоксары

 

Сбор и транспортировка ТКО в г. Новочебоксарск

 

Мусоросортирочный комплекс

в г. Новочебоксарск

         Таким образом, ООО «Экоцентр», ООО «Экологический центр», ООО «МВК «Экоцентр» используют 6 схем сбора и вывоза ТКО с городов Чебоксары и Новочебоксарск.

АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» ответили, что применяют все 3 предложенные варианта схемы, но при этом 2 схема применяется на постоянной основе двумя спецмашинами в основном для вывоза крупногабаритного мусора с объектов городов Чебоксары и Новочебоксарск.

ООО «Чистый город» ответило, что применяет 1 и 3 схему, 2 схему применяют в крайне редких случаях.

Сбор и транспортирование отходов I - IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности; сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.В лицензии указывается место осуществления лицензируемого вида деятельности.

Согласно данным Управления Росприроднадзора по Чувашской Республики   согласно реестру лицензий, размещенному на официальном сайте www.rpn.gov.ru место осуществления лицензируемого вида деятельности совпадает с адресом  место регистрации лицензиата.

Основные перевозчики отходов, как ООО «Экосервис», ООО «Чистый город», ООО «Экоцентр», ООО «Экологический центр», ООО «МВК «Экоцентр», АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» зарегистрированы в г. Чебоксары. ЗАО «Управление отходами» - в г. Новочебоксарск.

Согласно представленным договорам на оказание услуг по вывозу отходов в условиях договора определено место нахождения объекта, с которого осуществляется вывоз отходов. Местонахождение объекта определяется по месту нахождения потребителя.

При определении географических границ рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО Управление также руководствовалось проведенным анкетированием покупателей.

В рамках данного исследования рассматривались потребители, находящиеся в городе Чебоксары, городе Новочебоксарск.

На вопрос, как вы поступите, если тариф на сбор и транспортирование ТКО у Вашего продавца, с которым заключен договор, возрастет более, чем на 5-10 %, управляющие компании ответили:

-«будет продолжать пользоваться услугами организации, с которой заключен договор» 37,5 %

-«будет искать другую организацию в пределах городов Чебоксары и Новочебоксарск, которая предложит более низкий тариф»- 37,5%

- «будет искать другую организацию за пределами городов Чебоксары и Новочебоксарск, если тариф увеличится более чем в 2 раза»-12,5%

- «будет искать другую организацию за пределами городов Чебоксары и Новочебоксарск, которая предложит более низкий тариф»-12,5%

Перевозчики отходов осуществляют сбор и вывоз отходов по месту нахождения потребителей (город Чебоксары, город Новочебоксарск) согласно схеме вывоза, приложенной к договору. Таким образом, территориальное нахождение поставщика услуг не является фактором, влияющим на выбор потребителя. Исходя из проведенного опроса видно, что определяющим фактором, влияющим на выбор потребителя, является цена услуги, предложенная перевозчиком.

Цена сбора и транспортирования отходов с города Чебоксары, с города Новочебоксарск различна (за 2016 г. по данным перевозчиков средняя цена по городу Чебоксары составляла 234,38 руб., по городу Новочебоксарск – 226,08 руб.).

Исходя извышеизложенного, поскольку сбор и вывоз отходов осуществляется по месту нахождения потребителей, рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО разделен по географическому признаку на 2 рынка:

- рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Чебоксары;

- рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Новочебоксарск.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, и расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке

 

В соответствии с п. 30 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию ТКО в географических границах городов Чебоксары и Новочебоксарск Чувашской Республики в 2016 году и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также, осуществляющие сбор и транспортирование ТКО V класса опасности.

Учитывая, функциональное назначение услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, конечными потребителями данных услуг выступают управляющие компании многоквартирных жилых домов; в частном секторе – это население.

Также потребителями услуг являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе коммерческой деятельности которых образуются отходы производства и потребления, схожие по составу с твердыми коммунальными отходами.

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (куб.м) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di=Vi/Vm).

         Число основных участников рынка сбора и транспортирования ТКО по городам Чебоксары и Новочебоксарск с расчетами долей и расчет объема товарного рынка представлен в Приложениях №№ 1-3.

        

VI. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

          С целью оценки концентрации использовались коэффициенты СR3 и HHI.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих на данном рынке.

         В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000; - умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000; - низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

№ пп

Города

2014

2015

2016

1

Чебоксары

 

 

 

 

СR3

81,52

78,21

71,88

 

HHI

2857,72

2644,09

2500,84

2

Новочебоксарск

 

 

 

 

СR3

87,99

84,07

81,53

 

HHI

3968,73

2803,30

2692,49

 

1. Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Чебоксары.

Поскольку коэффициенты рыночной концентрации и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 70% и 2000, то рынок сбора и транспортирования ТКО в городе Чебоксары за 2014-2016 годы можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации.

Основные доли на данном рынке занимали:

- в 2014 году АО «Спецавтохозяйство» – 46,43%, ООО «Спецавтохозяйство» – 17,82%, ООО «Чистый город» – 17,27%;

- в 2015 году АО «Спецавтохозяйство» – 44,27%, ООО «Спецавтохозяйство» – 18,6%, ООО «Чистый город» – 15,35%;

- в 2016 году АО «Спецавтохозяйство» – 44,01%, ООО «Спецавтохозяйство» – 17,68%, ООО «Чистый город» – 10,19%.

Частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлены правовые основы коллективного доминирования.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Согласно п. 6.6 Порядка, при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Анализ рынка за 2014-2016 годы показывает, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом на рынок вошел 1 хозяйствующий субъект – ИП Филиппова И.В., в 2016 году по сравнению с 2015 годом на рынок вошли 3 хозяйствующих субъекта – ООО «Резерв Н», Филиал ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск, ООО «Экологический центр», однако несмотря на расширение участников рынка, относительные размеры долей АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» подвержены малозначительным изменениям и не изменяется более чем на десять процентов:

- в 2014 году АО «Спецавтохозяйство» – 46,43%, ООО «Спецавтохозяйство» – 17,82%, всего их совокупная доля 64,25% (превышает 50%);

- в 2015 году АО «Спецавтохозяйство» – 44,27%, ООО «Спецавтохозяйство» – 18,6%, всего их совокупная доля 62,87% (превышает 50%);

- в 2016 году АО «Спецавтохозяйство» – 44,01%, ООО «Спецавтохозяйство» – 17,68%, всего их совокупная доля 61,69% (превышает 50%).

Порядок ранжирования 3 крупнейших хозяйствующих субъектов (АО «Спецавтохозяйство», ООО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый город»), действующих на товарном рынке сохраняется в течение 2014-2016 годов.

Поскольку размеры долей ООО «Чистый город» за 2014-2016 годы подвержены изменениям более чем на десять процентов (в период с 2014 по  2016 год доля снизилась с 17,27% до 10,19%, что составляет 40%), следовательно, условие пункта 6.6 Порядка о  неизменности доли, занимаемой хозяйствующим субъектом, более чем на 10%, не выполняется.

Таким образом,  ООО «Чистый город» не включен в состав участников коллективного доминирования.

Проведенное анкетирование потребителей услуг показало, что услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены, рост цены товара на 5-10% не повлияет на снижение спроса на этот товар. Условия реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Основываясь на нормах части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, имеются признаки коллективного доминирования АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» на рынке сбора и транспортирования ТКО в городе Чебоксары.

2. Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Новочебоксарск.

Поскольку коэффициенты рыночной концентрации и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 70% и 2000, то рынок сбора и транспортирования ТКО в городе Новочебоксарск за 2014-2016 годы можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации.

Основные доли на данном рынке занимали:

- в 2014 году ОАО «УК «Экотехсервис» – 58,88%, ООО «Чистый город» – 18,52%, ООО «Экоцентр» - 10,60%;

- в 2015 году ООО «Чистый город» – 35,63%, ОАО «УК «Экотехсервис» – 35,71%, ООО «МВК «Экоцентр» - 12,73%;

- в 2016 году ООО «Экоцентр» - 38,48%, ООО «Чистый город» – 30,12%, АО «Спецавтохозяйство» – 12,94%.

В 2016 году ООО «УК «Экотехсервис» и ООО «Вывоз мусора» прекратили предоставлять данную услугу и вышли из рынка.

При этом ни один из оставшихся и действующих хозяйствующих субъектов, занимающих основные доли на рынке, не удовлетворяет условиям, позволяющим установить коллективное доминирование.

 

VII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Барьерами входа на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг являются: административные и экономические барьеры.

Деятельность в области обращения с отходами (в том числе сбор и транспортирование) подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами (в части сбора и транспортирования), а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

б) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

В части экономических ограничений для рынка транспортировки ТКО можно отнести то, что хозяйствующие субъекты, уже действующие на рассматриваемом рынке, имеют преимущества перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по меньшим затратам на единицу продукции и по наличию долгосрочных договоров с приобретателями услуг.

Такие барьеры можно отнести к преодолимым.

 

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

1. Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Чебоксары.

На территории города Чебоксары, являющегося столицей Чувашской Республики, услуги по сбору и транспортировке ТКО в 2016 году осуществляли 13 хозяйствующих субъектов. Имеется тенденция к росту числа участников рынка (в 2014 году было 9, в 2015 году – 10).

2 хозяйствующих субъекта АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» занимают коллективное доминирующее положение с совокупной долей на рынке в 2014 году – 64,25%, в 2015 году – 62,87%, в 2016 году – 61,69%.

Такие организации, как ООО «Экосервис», ООО «Чистый город», ООО «Экоцентр», ООО «Экологический центр», ООО «МВК «Экоцентр», АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» осуществляют сбор и транспортировку ТКО, образующихся как в городе Чебоксары, так и в городе Новочебоксарск, расположенном в 14 км. от столицы Чувашской Республики – города Чебоксары.

Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО является высококонцентрированным. Конкуренция на данном рынке недостаточно развита. Учитывая наличие преодолимых барьеров, имеются тенденции к развитию конкуренции на данном рынке.

2. Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Новочебоксарск.

На территории города Новочебоксарск услуги по сбору и транспортировке ТКО в 2014-2016 годах осуществляли 7 хозяйствующих субъектов.

В 2015 году из рынка вышла 1 организация - ООО «Вывоз мусора» и осуществлен вход на рынок - ООО «Спецавтохозяйство».

В 2016 году из рынка вышла ещё 1 организация - ООО «УК «Экотехсервис» и осуществлен вход на рынок - ООО «Экологический центр».

Основные доли на данном рынке в городе Новочебоксарск занимали:

- в 2014 году ОАО «УК «Экотехсервис» – 58,88%, ООО «Чистый город» – 18,52%, ООО «Экоцентр» - 10,60%;

- в 2015 году ООО «Чистый город» – 35,63%, ОАО «УК «Экотехсервис» – 35,71%, ООО «МВК «Экоцентр» - 12,73%;

- в 2016 году ООО «Экоцентр» - 38,48%, ООО «Чистый город» – 30,12%, АО «Спецавтохозяйство» – 12,94%.

Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО является высококонцентрированным. Конкуренция на данном рынке недостаточно развита. Учитывая наличие преодолимых барьеров, имеются тенденции к развитию конкуренции на данном рынке.

 

Выводы:

По результатам проведенного исследования установлено следующее:

1. Продуктовые границы исследуемого рынка определены как товар (услуги) – сбор и транспортирование ТКО.

2. Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО разделен по географическому признаку на 2 рынка:

- рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Чебоксары;

- рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО в г. Новочебоксарск.

3. На рассматриваемом рынке:

- в географических границах города Чебоксары - 2 хозяйствующих субъекта АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» занимают коллективное доминирующее положение с совокупной долей на рынке в 2014 году – 64,25%, в 2015 году – 62,87%, в 2016 году – 61,69%.

- в географических границах города Новочебоксарск основные доли на данном рынке занимали:

- в 2014 году ОАО «УК «Экотехсервис» – 58,88%, ООО «Чистый город» – 18,52%, ООО «Экоцентр» - 10,60%;

- в 2015 году ООО «Чистый город» – 35,63%, ОАО «УК «Экотехсервис» – 35,71%, ООО «МВК «Экоцентр» - 12,73%;

- в 2016 году ООО «Экоцентр» - 38,48%, ООО «Чистый город» – 30,12%, АО «Спецавтохозяйство» – 12,94%.

При этом коллективное доминирование не установлено.

4. Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО как в городе Чебоксары, так и в г. Новочебоксарск является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией, имеются тенденции к развитию конкуренции.

5. Основным препятствием развития конкурентной среды является наличие административного барьера, связанного с получением лицензии, который является преодолимым.

 

 

 

«…»