Выписка из анализа рынка оказания услуг по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов за ноябрь – декабрь 2015 – 1 квартал 2016 года

I Общие положения

 

Исследование рынка оказания услуг по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов в г. Чебоксары – г. Новочебоксарск проводилось в соответствии с "Порядком  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Цели исследования:

- рассмотрение заявлений управляющих организаций о злоупотреблении ЗАО «Управление отходами» доминирующим положением на рынке оказания услуг по утилизации твердых бытовых отходов в г. Чебоксары.

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации: данные приобретателей/продавцов услуги по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов, данные Администрации города Чебоксары, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Ульяновской области, хозяйствующих субъектов - участников рассматриваемого рынка, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об отходах производства и потребления".

 

II Временной интервал исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Цель исследования заключается в определении хозяйствующего субъекта –доминанта на рынке по предоставлению услуги по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов после закрытия санкционированной свалки г. Чебоксары, прекращения деятельности АО «Специализированное автохозяйство» по оказанию услуги по приему отходов производства и потребления  к захоронению на свалке.

На основании решения Арбитражного суда от 24 сентября 2015 г. (дело №А79-5769/2015) с 1 ноября 2015 года прекращается эксплуатация объекта размещения отходов – Чебоксарской городской санкционированной свалки отходов 4-5 класса опасности, расположенной по адресу: г. Чебоксары, земельный участок с кадастровым номером : 21:01:030307:0004.

Следовательно, с учетом данной цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка после закрытия Пихтулинской свалки из-за несоответствия санитарным нормам, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Таким образом, временной интервал исследования рынка по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов включил в себя ноябрь - декабрь 2015 г., I квартал 2016 года.

При определении временных границ учитывались следующие характеристики рассматриваемого рынка:

-покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении услугу, приобретаемую в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени (т.е. управляющие организации, приняв на себя обязанности по управлению многоквартирным домом, созданию благоприятных и безопасных условий проживания граждан в числе прочего обязуются проводить работы, связанные с удалением отходов 4-5 класса опасности, регулярно);

-стабильность поставок товара в течение года (в соответствии с договорами на оказание услуг по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов происходит ежедневно согласно графику);

-объем рынка (221 684 тонн отходов в 2015 г);

-срок договоров составляет один год; 5 месяцев.

Стоит учесть, что Постановлением №2033 от 31.12.2015 «О прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Чебоксарского района» с 01 января 2016 г. эксплуатация свалки ТБО (Ильбешевской свалки) была прекращена в связи с началом приема отходов на новом мусороперерабатывающем полигоне в г. Новочебоксарск, после чего отходы 4-5 класса опасности стали вывозиться с территории Чебоксарского района на ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск.

 

III Продуктовые границы товарного рынка.

 

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее 89-ФЗ) даются следующие определения:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

-размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

-хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

-захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

-обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

-накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

Согласно ч.5 ст. 12 89-ФЗ, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В соответствии с п.1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

В соответствии с п. 6.2.26. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2008 г. N 1186 "О Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары", вывоз бытовых отходов производства и потребления из жилых (многоквартирных) домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется собственниками помещений, указанными организациями, а также иными производителями отходов производства и потребления самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями.

Вывоз отходов, образовавшихся во время ремонта, осуществлять в специально отведенные для этого места лицами, производивших этот ремонт, самостоятельно.

Запрещается складирование отходов, образовавшихся во время ремонта, в места временного хранения отходов.

Там же – п. 6.2.17., ответственность за организацию  своевременного  вывоза отходов с контейнерных площадок и   места установки бункеров-накопителей, а также за их санитарное состояние  несет организация, в ведении которой они находятся.

Запрещается хозяйствующим субъектам и физическим лицам:

1) загромождать и засорять придомовые территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором и другими материалами;

2) сжигать все виды отходов производства и потребления на территории   муниципального образования города Чебоксары, в контейнерах, на контейнерных площадках, в бункерах – накопителях, в урнах;

3) складировать отходы хозяйствующих субъектов в контейнеры, установленные для обслуживания населения, без разрешения собственника контейнерной площадки и контейнеров, специализированной организацией, осуществляющей транспортирование отходов из мест накопления к объекту их размещения.

4) складировать отходы I - III класса опасности, в том числе ртутьсодержащие отходы, на контейнерных площадках и в контейнеры для отходов производства и потребления, вывозимые на санкционированные свалки   и/или полигоны;

5) складировать любые отходы за пределами земельных участков, находящихся в их собственности, владении или пользовании;

6) сбрасывать все виды отходов, в том числе жидкие бытовые отходы, в колодцы подземных инженерных коммуникаций, водоемы, овраги, на рельеф местности;

7)переполнять контейнеры и бункеры-накопители отходами производства и потребления и загрязнять при этом территорию;

8) размещать отходы вне установленных для этого мест;

9) образовывать свалки и захламления вокруг контейнерных площадок;

10) устанавливать (размещать, вкапывать) на внутридворовых проездах искусственные заграждения в виде различных конструкций из материалов, препятствующих движению пешеходов и транспортных средств, в том числе спецмашин МЧС, скорой помощи и осуществляющих вывоз ТБО; 

11) осуществлять мойку, чистку салона и техническое обслуживание транспортных средств в местах, не предусмотренных для этих целей, в том числе на конечных остановочных пунктах.

Пункт 6.2.25. - на территории муниципального образования город Чебоксары запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

Таким образом, услугу по временному накоплению отходов с последующим размещением на объекте размещения отходов могут оказывать специализированные организации, принимающие отходы в строго отведенных местах.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены как «услуга по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов» в соответствии с п. 3.4 Порядка.

В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.).

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе «О Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

            1. сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

            2. сбор и удаление строительного мусора;

3. уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

4. обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:

- услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;

- услуги по переработке и захоронению ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку, утилизацию и др.);

- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

В типовых договорах ЗАО «Управление отходами» предметом договора является предоставление Заказчику «услуги по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности (далее – отходы), отвечающих требованиям действующих нормативов и стандартов, применяемых к отходам, с последующим их размещением на объекте размещения отходов» (п. 1.1 Договора на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением).

При определении продуктовых границ Управление учитывало мнение покупателей товара, полученное в результате их выборочного опроса.

ОАО «Букет Чувашии» пояснил, что вывоз отходов 4-5 класса опасности на иные объекты, зарегистрированные в ГРОРО на территории Чувашской Республики, нецелесообразен в связи с большими затратами на транспортировку. Более того, Общество обращалось в июне 2015 г. в МУП ЖКХ «Моргаушское» с просьбой заключить договор на оказание услуг  по захоронению отходов 4-5 класса опасности, но получило отказ.

ООО УК Тестильщик пояснило, что не располагает сведениями об иных организациях, кроме ЗАО «Управление отходами», предоставляющих услуги по приему отходов 4-5 класса опасности.

ОАО «Камал» сообщил, что по состоянию на 29 апреля 2016 г. коммерческих предложений по данному виду услуг от других организаций не поступало.

ООО ПИК -1 пояснило, что единственный выгодный в РФ метод утилизации – складирование на полигоне.

В соответствии с п. 3.5 Порядка учитывались свойства услуги, определяющие выбор покупателя.

Исходя из ответов приобретателей услуги, Управление пришло к выводу, что для покупателя не имеет значение способ утилизации отходов 4-5 класса опасности. Стоит отметить, что приобретатели услуги на территории г. Чебоксары - Новочебоксарск могут воспользоваться услугами организаций, занимающихся транспортировкой отходов 4-5 класса опасности, однако те, в свою очередь, в конечном счете транспортируют отходы 4-5 класса опасности, а не размещают его.

Таким образом, услуга по транспортировке отходов 4-5 класса опасности рассматривалась как отдельная операция в последовательности «сбор отходов – транспортировка – обработка – временное накопление отходов», и в продуктовые границы включена не была.

В п. 7 обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016, осуществление организацией деятельности с нарушением установленного порядка (например, в отсутствие лицензии или иного разрешения) не препятствует признанию такой организации занимающей доминирующее положение на рынке.

На территории Чувашской Республике не применяется система раздельного сбора отходов 4-5 класса опасности, отсутствуют мусороперерабатывающие и мусоросжигающие заводы, отходы 4-5 класса опасности утилизируется посредством захоронения, т.е. взаимозаменяемых товаров услуге по временному накоплению отходов с последующим размещением на объекте размещения отходов 4-5 класса опасности не выявлено.

При выборочном опросе приобретателей услуги об известных им видам услуг по утилизации отходов 4-5 класса опасности, которыми можно было бы заменить услугу по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов 4-5 класса опасности, организации однозначно заявили, что об иных способах решения проблемы утилизации отходов 4-5 класса опасности им неизвестно.

Далее, Порядок устанавливает следующие условия, при выполнении которых (хотя бы одного из них), можно считать задачу по определению продуктовых границ завершенной:

- гипотетическое увеличение цены на входящие в группу товары не ведет к их замене приобретателями на другие товары;

-гипотетическое увеличение цены на входящие в группу товары не обуславливает утрату продавцом (продавцами) выгоды от продажи таких товаров по увеличенной цене.

В ноябре 2015 года в г. Чебоксары – г. Новочебоксарск можно было наблюдать следующую ситуацию, иллюстрирующую отсутствие товаров заменителей услуге по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов.

Ранее услуга по приему отходов оказывалась АО «СпецАвтоХозяйство», стоимость услуги составляла 43 руб 79 коп/куб м, с Обществом работало подавляющее число организаций (как производственных, так и оказывающих услугу по управлению жилищным фондом), расположенных на территории г. Чебоксары – г. Новочебоксарск. При этом, после прекращения АО «СпецАвтоХозяйство» деятельности по приему ТБО, стоимость новой организации – ЗАО «Управление отходами» – за оказание услуги, близкой по свойствам к ранее оказываемой, составляла уже 425 руб/куб м, что на 888 % превышает ранее взимаемую.

После этого события можно было наблюдать, что

-реальное увеличение цены на услугу на 888% не привело к ее замене приобретателями на иную услугу – договоры были перезаключены с новой организацией, изменилось лишь название оказываемой услуги;

-реальное увеличение цены на услугу не привело к утрате продавцом выгоды от продажи товара по увеличенной цене, потому как объем заключенных договоров критически не уменьшился даже при увеличении стоимости услуги на 888%.

На основании вышеизложенного, исходя из целей анализа, по результатам комбинированного использования указанных выше методов продуктовые границы рынка определены как «услуга по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов».

           

IV Географические границы товарного рынка.

 

Географические границы товарного рынка – границы территории, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами).

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения отходов (санкционированного полигона или свалки), что влияет на стоимость услуги.

Предварительно географические границы определены как территория г.Чебоксары - г.Новочебоксарск.

При определении географических границ учитывались:

- регион, в котором действует хозяйствующий субъект (ЗАО «Управление отходами»), являющийся объектом антимонопольного контроля – Чебоксары – Новочебоксарск – Чебоксарский район;

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы – вывоз отходов на другие объекты (помимо ЗАО «Управление отходами») нецелесообразен в связи с большими затратами на транспортировку;

-региональные особенности  спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения) – с 17 мая 2012 года эксплуатацию свалки единолично осуществляло АО Спецавтохозяйство (количество заключенных договоров на оказание услуг по сбору  и вывозу ТБО – 2 060шт плюс 208 шт. по приему отходов производства и потребления к утилизации (захоронению) на санкционированной свалке ТБО г.Чебоксары на 30.10.2015). Прием отходов происходил по адресу г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, 24. В связи с прекращением деятельности по приемке отходов Обществом, с 01.11.2015 услугу по накоплению отходов с 4-5 класса опасности осуществляет ЗАО «Управление отходами» по тому же адресу (п. 1.2 типового Договора). Организации – потребители услуги, в большинстве своем, не задавались вопросом по поиску иных организаций, оказывающих аналогичную (или сходную по функциональным характеристикам) услугу;

-закрытие Ильбешевсккой свалки в Чебоксарском районе - постановлением №2033 от 31.12.2015 «О прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Чебоксарского района» с 01 января 2016 г. эксплуатация свалки ТБО (Ильбешевской свалки) была прекращена в связи с началом приема отходов на новом мусороперерабатывающем полигоне в г. Новочебоксарск. Чебоксарский район также указан как территория обязательного обслуживания в концессионном соглашении.

-пункт «обязательная территория обслуживания» в концессионном соглашении  «В отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории Чувашской Республики» от 01.07.2014.» - территория, для обслуживания которой создается объект концессионного соглашения, включает г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чебоксарский район Чувашской Республики.

Далее, при уточнении географических границ, использовалась комбинация следующих методов (в соответствии с п. 4.5 Порядка):

-метод гипотетического монополиста – в соответствии с Порядком, использование данного метода не нуждается в обосновании;

-метод установления фактических районов продаж (в предварительно определенных географических границах) – данный метод применялся в силу специфики рассматриваемого рынка, т.е. ввиду того, что складирование, хранение отходов может осуществляться в строго отведенных местах (в соответствии с ч. 6 ст.12  Федерального закона №89 объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов). Таким образом, территории, на которых осуществляется непосредственная приемка отходов, имеет решающее значение при определении географических границ рынка;

-метод установления продавцов услуги, расположенных вне предварительно определенных географических границ, имеющих желание  и возможность оказывать данную услугу потребителям на территории г. Чебоксары – г. Новочебоксарск. Выбор данного метода обусловлен тем, что в границах Чувашской Республики есть ряд организаций, оказывающих услуги по приему отходов, однако часть из них не имеет технической возможности принимать объемы, сопоставимые с объемами отходов г. Чебоксары – г.Новочебоксарск – Чебоксарский район.

1)По методу гипотетического монополиста: после упоминаемых ранее событий по прекращению приема АО «Спецавтохозяйство» отходов 4-5 класса опасности наблюдалось следующее

-реальное увеличение цены на услугу по приемке отходов на 888% не привело к изменению территорий приобретения товара (у продавцов, расположенных на иных территориях),– отходы как до прекращения деятельности Общества, так и после него отвозились по адресу г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, 24;

-реальное увеличение цены на услугу не привело к снижению объемов продаж (т.е. необходимое к размещению количество отходов не изменилось), утрате продавцом выгоды от продажи товара по увеличенной цене, потому как объем заключенных договоров критически не уменьшился даже при увеличении стоимости услуги на 888%.

Таким образом, по результатам использования данного инструмента предварительно определенные географические границы сохранены.

2)По методу установления месторасположения районов продаж: АО «Спецавтохозяйство» до прекращения деятельности по захоронению отходов 4-5 класса опасности принимала их по адр. Г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, 24.

ЗАО «Управление отходами» (см. п. 1.2 типового договора) оказывает услугу по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением по адр. Марпосадское шоссе, 24, г. Чебоксары,  ул. Промышленная, д. 107 А, г. Новочебоксарск.

Постановлением №2033 от 31.12.2015 «О прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Чебоксарского района» с 01 января 2016 г. эксплуатация свалки ТБО (Ильбешевской свалки) была прекращена в связи с началом приема отходов 4-5 класса опасности на новом мусороперерабатывающем полигоне в г. Новочебоксарск. Чебоксарский район также указан как территория обязательного обслуживания в концессионном соглашении.

Таким образом, до закрытия Ильбешевской свалки географическими границами рынка услуг по временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов являлись г. Чебоксары – г. Новочебоксарск, с 01 января 2016 г. географические границы рынка расширись, включив в себя территорию Чебоксарского района.

3)В целях выявления возможности получения приобретателями на территории г.Чебоксары – г. Новочебоксарск - Чебоксарский район услуги по размещению отходов у продавцов, расположенных вне территорий, были направлены запросы в адрес приобретателей услуги, в адрес потенциальных продавцов – организаций, занимающихся приемом отходов, учитывалось мнение Управлений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Ульяновской области.

Потребители услуги не готовы вывозить отходы на иные полигоны ввиду экономической нецелесообразности дальних перевозок (ОАО «Букет Чувашии», ООО «Эткер», ООО «УК Альгешево», ), а также ввиду отказа иных организаций принимать дополнительный объем отходов с территории г.Чебоксары, г. Новочебоксарск (письмо ОАО «Букет Чувашии»), отсутствия коммерческих предложений по оказанию услуги от иных организаций (ОАО «Камал»).

Продавцы услуги по приему отходов также не готовы и не имеют возможности принять дополнительные объемы, что подтверждаются следующим.

На городской санкционированной свалке г. Чебоксары в 2014 г. было размещено 216 810 тонн отходов, 221684,45 тонн в 2015 (письмо росприроднадзора по Чувашской Республике). При этом согласно концессионному соглашению комплекс предлагает прием не менее 150 000 тонн в год.

Для сравнения (первая цифра – размещено отходов по состоянию на 2015 г, тонн, вторая цифра- вместимость объекта, тонн): на МУП «ЖКХ Моргаушское»  - 11682/754 000, ООО «Водоканал» (Урмары) – 198 846/33 077, ООО «Коммунальник» – 6756/7400, ООО «Полигон» – 10 847/108 000, ООО «Водоканал» (Вурнары) – 121 802/350 000, МУП «ЖКХ Красноармейского района» – 19 477/40 540, МУП «Чистый город» – 175 000/250 000, МУП Водоканал Ибресинского района – 53 745/90 000, МУП г. Шумерли «Коммунальник» - 295 060/400 000, ООО «Коммунальщик» – 43 195/96 000, ООО «Мой дом» – 46 780/50 000.

ООО «Водоканал» (п. Вунрары) пояснило, что по данным 2015 г. заполненность полигона составляет 31 %. Для захоронения Общество готово принять отходы с территории Аликовского района, Канашского района. В данный момент Общество принимает отходы из поселка Вурнары, Вурнарского района, имеются три договора с предприятиями г. Чебоксары. В 2015 г. размещено 12 тыс м3 (порядка 2 400 тонн).

МУП Чистый город сообщило, что производственные мощи Алатырского полигона рассчитаны на 1 000 000 м3. Приемка отходов 4-5 класса опасности идет с территории г. Алатыря, Алатырского р-на Чувашской Республики, дополнительные объемы отходов с иных территорий принимать не готово.

ООО «Мой дом» (Цивильск) сообщило, что в настоящее время услугу по утилизации не оказывает, объем санкционированной свалки заполнен на 80%, дополнительные объемы Общество принимать не готово. В настоящее время отходы 4-5 класса принимается лишь с территории Канашского, Чебоксарского и Мариинско-Посадского районов.

МУП Водоканал Ибресинского района сообщило, что в 2015 г. было принято 8 184 м3 (порядка 1 638 тонн) при максимальной производственной мощности предприятия в 450 тыс. м3, дополнительный объем принимать не собираются, с чужих районов отходов 4-5 класса опасности не принимают.

МУП Жилищно – коммунального хозяйства «Моргаушское» сообщило, что полигон ТБО Ивановка является объектом незавершенного строительства и проектная мощность первой карты полигона составляет 15 тыс куб м при уже размещенном объеме в 68,8 тыс куб м. Данный объект рассчитан на размещение отходов с территории Моргаушского района Чувашской Республики.

МУП ЖКХ Красноармейского р-на, сообщило, что в связи с загруженностью полигона бытовых отходов принятие дополнительного объема отходов с территории Чебоксарского р-на не является возможным.

ООО «Коммунальщик» и ООО «Коммунальник» предоставили аналогичные сведения о невозможности принять отходы 4-5 класса опасности с территории г. Чебоксары и г. Новочебоксарск.

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области сообщило, что хоз. субъекты, расположенные на территории Ульяновской области, не имеют возможности принимать отходы 4-5 класса опасности в объеме 101401 куб м в квартал (концессионная мощность свалки отходов 4-5 класса опасности г. Чебоксары), случаи транспортировки отходов 4-5 класса опасности на территорию Ульяновской области с г. Чебоксары не известны.

Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл сообщило, что техническая возможность размещения дополнительных объемов отходов 4-5 класса опасности на полигонах республики отсутствует (в случае приема отходов со стороны г. Чебоксары – г. Новочебоксарск – Чебоксарского района нагрузка на полигоны отходов на территории Марий Эл увеличится в 2 раза), случаи транспортировки отходов на территорию Марий Эл с г. Чебоксары не известны

Таким образом, полигоны, расположенные вне г. Чебоксары – г. Новочебоксарск – Чебоксарский район, в силу технической невозможности принять такие объемы отходов 4-5 класса опасности, а также в силу заполненности, не готовы принимать их с данных территорий.

Учитывая результаты, полученные в процессе комбинирования различных методов, конечными географическими границами принята территория г. Чебоксары – г. Новочебоксарск – Чебоксарский район с 01.01.2016, г. Чебоксары – г. Новочебоксарск с 01.11.2015 – 31.12.2015

 

V. Определение состава хоз. субъектов, действующих на товарном рынке.

Согласно п. 5.1 Порядка, в состав хоз. субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хоз. субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования рынка.

Таким образом, исходя из ранее определенных продуктовых, географических и временных границ, состав участников рынка определен следующим образом:

- промышленные предприятия, организации управления жилищным фондом и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные отходы, расположенные на территории г. Чебоксары – г. Новочебоксарск - Чебоксарский район (потребители);

- ЗАО «Управление отходами» (продавец).

Выявленный состав хоз. субъектов соответствует требованиям п. 5.2 Порядка.

Данные хоз. субъекта – участника рынка следующие: ЗАО «Управление отходами». Адрес филиала: 429959, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 56. Юридический адрес: 117556, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 95, корп. 1.

Приобретатели товара расположены на территории г.Чебоксары- г.Новочебоксарск – Чебоксарский район.

 

VI. Расчет объемов товарного рынка, доли хозсубъекта на рынке  и определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени происходил на основании объема отходов, принятого для временного накопления, стоимостном выражении.

Таблица 1        

Объем приема в куб.м.

Объем приема в руб.

Наименование хозсубъекта

объем за 01.11.15-31.12.2015

объем за 01.01.16-01.03.16 г.

01.11.15-31.12.2015

01.01.16-01.03.16 г.

ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск

«…»

«…»

«…»

«…»

Доля, %

100

100

100

100

 

Согласно п. 6.6 Порядка, доля хозяйствующего субъекта на рынке считается неизменной или стабильной в случае выполнения хотя бы одного из условий:

-в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка ) доля, занимаемая хоз.субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на 10 %; - условие выполняется (что видно из таблицы), т.к. срок существования рынка начинается с 01.11.2015 (после закрытия городской санкционированной свалки в г. Чебоксары, прекращением осуществления деятельности АО Спецавтохозяйство по приему отходов с 01.11.2015), когда ЗАО «Управление отходами» начал оказывать услугу по «временному накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов».

- в течение временного интервала сохраняется порядок ранжирования крупнейших хоз. субъектов, действующих на товарном рынке; - условие соблюдается (см. таблицу).

Управление выборочно опросило потребителей услуги на территории г. Чебоксары – г. Новочебоксарск – Чебоксарский район касательно организаций, оказывающих услугу по размещению отходов 4-5 класса опасности. За время проведения анализа у Управления не возникло оснований полагать, что организации на территории г. Чебоксары - г. Новочебоксарск – Чебоксарского района при решении вопроса размещения отходов 4-5 класса опасности пользуются услугами иных организаций помимо ЗАО «Управление отходами». Даже в случае наличия единичных случаев вывоза отходов за пределы географических границ рассматриваемого рынка, данные неучтенные объемы на фоне принимаемых ЗАО «Управление отходами» объемов крайне малы, не могут оказать решающее влияние на долю ЗАО «Управление отходами».

На основании вышеизложенного, у Управления есть все основания полагать, что ЗАО «Управление отходами» занимает доминирующее положение на товарном рынке.

 

VII Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В связи с тем, что на рынке действует единственный хоз. субъект, CR1 = 100%, HHI = 10 000. Рассчитанные показатели рыночной концентрации позволяют охарактеризовать рынок услуг по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов в географических границах г. Чебоксары – г. Новочебоксарск – Чебоксарский район, начиная с 01.01.2016, как монополизированный, с единоличным доминированием ЗАО «Управление отходами».

 

VIII. Барьеры входа на рынок.

 

В соответствии с п. 8.2 Порядка, рассматриваемому рынку присущи следующие барьеры входа на рынок:

-экономические: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

-административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля и муниципального контроля» от 25 июня 2012 года в пункт 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», внесены изменения согласно которым подлежит лицензированию деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса.

Главным административным барьеров служит процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги  по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим размещением на объекте размещения отходов, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации. Согласно концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории ЧР от 01.07.2014, инвестиции концессионера составили 750 000 руб.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки отходов для накопления с последующим размещением на объекте размещения отходов на дальние расстояния, рынок услуг по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу, переработке и захоронению отсутствует.

На основании вышеизложенного, вышеназванные барьеры входа, в сумме, являются непреодолимыми для хозяйствующих субъектов, желающих попасть на рассматриваемый рынок.

 

IX.  Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

Рынок услуг по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов в указанных географических границах относится к рынку с чистой монополией в лице ЗАО «Управление отходами».

АО «Спецавтохозяйство» (согласно ранее проводимым Управлением анализам состояния конкуренции в тех же географических границах), будучи предшественником ЗАО «Управление отходами», принимающее отходы по тому же адресу – Марпосадское шоссе, 24, также занимало доминирующее положение на сходном по набору услуг рынке, поэтому говорить о перспективе появления конкуренции на рассматриваемом рынке не представляется возможным.

В силу специфичности рассматриваемого рынка, а именно в той его особенности, что отходы производства и потребления вырабатываются постоянно в процессе жизнедеятельности человека постоянно, следовательно – спрос на услугу по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов не имеет сезонности и постоянен.

Как указывалось ранее, ввиду ограничений, накладываемых необходимостью затрат на транспортировку, а также ввиду привязки территорий к определенным полигонам, услуга по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов закрыта для межрегиональной и международной торговли.

Обобщая изложенное ранее, рынок услуг по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов в г. Чебоксары – г. Новочебоксарск – Чебоксарский р-н определен как монополизированный, с отсутствием конкуренции и перспектив для появлений оной в обозримом будущем.

 

XII Определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке

 

В соответствии с условиями, перечисленными в Порядке, позволяющими признать хоз субъекта в качестве доминанта на определенном товарном рынке на определенных территориях, статьей 5 Закона о защите конкуренции, на основании рассчитанных показателей состояния конкуренции на рынке, ввиду иных критериев, характеризующих товарный рынок, выявлено доминирующее положение ЗАО «Управление отходами» на территории г. Чебоксары – г. Новочебоксарск – Чебоксарский район на рынке услуг по накоплению отходов 4-5 класса опасности с последующим их размещением на объекте размещения отходов с 01.01.2016 и по сегодняшний день, и на территории г. Чебоксары – г. Новочебокарск с 01.11.2015 – 31.12.2015.

 

«…»