Выписка из анализа состояния конкуренции на рынке услуг добровольного страхования средств наземного транспорта в Чувашской Республике в 2014 г.

I Общие положения

 

Изучение рынка услуг добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков проводилось в связи с обращением Минэкономразвития о значительном повышении стоимости услуг страхования в ЧР.

Анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке проведен на основании полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220.

Целью проведенного исследования являлось определение хозяйствующих субъектов-доминантов на рынке услуг добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков.

В качестве источников информации о рынках использовались данные

-Минэкономразвития Чувашии,

-хозяйствующих субъектов-участников рынка,

-отделения Национального банка по ЧР Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ,

-Северо-Западного главного управления ЦБ РФ,

-департамента страхового рынка Банка России.

Анализ  проведен в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок);

- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

- Гражданский Кодекс Российской Федерации.

II Временной интервал исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

  В соответствии с п. 2.1. Порядка, наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Дата поступления обращения Минэкономразвития в Чувашское УФАС России – 14.08.2015.

В силу положений п. 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на указанном товарном рынке.

Временные границы исследования – январь 2014 г – декабрь 2014 г.

 

III Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Предварительно продуктовые границы определены как  услуги по заключению договоров добровольного страхования автомобилей от стандартных рисков.

Согласно части 1 статье 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела. Согласно ч.2 (там же) лицензия выдается страховой организации на осуществление:

добровольного страхования жизни;

добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

добровольного имущественного страхования;

вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате.

Согласно статье 927 ГК РФ, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Потребителями услуг  являются страхователи – владельцы транспортных средств, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.

Продавцами услуг обязательного страхования автогражданской ответственности является страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно статье 930 ГК РФ, имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

При  выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, и исходя из определения взаимозаменяемых товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции» учтено следующее.

При осуществлении страховщиком страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в лицензии, выдаваемой страховщику органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства РФ о страховании, указывается определенный вид страхования, предусмотренный в ст. 32.9 Закона  РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

П. 6 ч. 1 данной статьи, в частности, закрепляет такой вид страхования, как страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта).

 

С учетом изложенного, объектом изучения является рынок, на котором оказываются услуги по добровольному страхованию средств наземного транспорта (кроме средств железнодорожного транспорта).

 

IV Определение географических границ товарного рынка

 

Согласно пункту 4.1 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Исходя из заявления Минэкономразвития, предварительно географические границы были определены как территория Чувашской Республики.

В соответствии с п.4.5 Порядка, определение географических границ товарного рынка проводится следующими методами:

- методом установления фактических районов продаж (месторасположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом рынке;

- методом «теста гипотетического монополиста».

Допускается комбинирование методов.

Поскольку у приобретателей товара (жителей Чувашской Республики) отсутствует экономическая целесообразность приобретать товар (услугу добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков) в страховых организациях, расположенных за пределами Чувашской Республики, фактические районы продаж не выходят за пределы Чувашской Республики.

Месторасположение продавцов услуги (страховщиков) совпадает с месторасположением ее покупателей (страхователей), фактических районов продаж – т.е. территорией Чувашской Республики.

Для определения географических границ методом «теста гипотетического монополиста» на официальном сайте Чувашского УФАС был размещен опрос следующего содержания: «Уважаемые автовладельцы, готовы ли Вы приобрести услугу добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков за пределами г. Чебоксары при условии, что цена на услугу на территории г.Чебоксары повысится на 5-10% (в течение долгого времени), а на других территориях Чувашской Республики останется прежней».

Статистика ответов следующая:

-да (готовы приобрести услугу на иных территориях Чувашской Республики в случае подорожания услуги в г. Чебоксары на 5-10%) – (65%),

-нет (не готовы приобретать услугу за пределами г.Чебоксары в случае увеличения стоимости услуги на территории города) –(39%) («…»).

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) учитывались:

- требования к условиям транспортировки товара;

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения покупателя к товару;

- транспортные и иные расходы.

Оказание услуги по заключению договора добровольного страхования средств наземного транспорта в подавляющем большинстве случаев происходит в близлежащих к месторасположению страхователя офисах страховых организаций; как было указано ранее, у приобретателей товара (жителей Чувашской Республики) отсутствует экономическая целесообразность приобретать товар (услугу добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков) в страховых организациях, расположенных за пределами Чувашской Республики.

На основании теста гипотетического монополиста и метода установления фактических районов продаж определены границы анализируемого рынка – территория Чувашской Республики.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Чувашским УФАС России с целью определения перечня лиц, оказывающих услуги добровольного страхования средств наземного транспорта, были отправлены запросы в адрес Чувашстата, Национального банка ЧР, Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ.

Перечень организаций, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке, указан в таблице:

Наименование страх-й орг-ии

Адрес

ЗАО АК БАРС СТРАХОВАНИЕ

Московский проспект, 3

ОАО АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Чебоксары, ул. Ярославская, 72

ООО АЛЬЯНС

ул. Проспект Мира, 54

СОАО ВСК

г.Чебоксары, ул. Гагарина, 23

ООО СК ВТБ СТРАХОВАНИЕ

Чебоксары, ул. Карла Маркса, 52, корп.1

ЗАО ГУТА-СТРАХОВАНИЕ

Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, 5

ОАО СО ЖАСО

Г. Чебоксары, ул. Энгельса ,д. 13

СПАО ИНГОССТРАХ

Чебоксары, ул. Ильи Тукташа, 7/8

ЗАО МАКС

Чебоксары, ул. Ярославская, 72

ООО МЕГАРУСС-Д

г. Чебоксары, улица Карла Маркса, дом 52/30, офис 413

ПАО МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

г.Чебоксары, ул.Гагарина, д.39

ОАО НАСКО ТАТАРСТАН

Чебоксары, ул. Текстильщиков, 23

ООО НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, 5, оф. 311, 314

ООО НЕЗАВИСИМОСТЬ

 

ОАО ГСК ПОДДЕРЖКА

Чебоксары, просп. Мира, 90, корп.1

РЕСО-ГАРАНТИЯ

г. Чебоксары, ул. Ленинградская, 36

ООО РОСГОССТРАХ

Г. Чебоксары, ул. Афанасьева, д.13

ЧФ ОАО РСТК

г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 27, к.4

ЗАО РСХБ-СТРАХОВАНИЕ

Чебоксары, Карла Маркса, 52Б

СК СЕВЕРНАЯ КАЗНА

Чебоксары, ул. С. Михайлова, 1, оф. 9

АО СОГАЗ

г.Чебоксары, Президентский бульвар, 11

ОО СК СОГЛАСИЕ

г. Чебоксары, ул. Ярославская, 29.

ООО СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ СТРАХОВАНИЕ

С.Михайлова улица , дом 1

АО СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

Чебоксары, Президентский бул., 4

ООО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ КАРДИФ

 

АО УРАЛСИБ

г. Чебоксары, ул. Водопроводная, д. 11

ЗАО СК ЧУЛПАН

Чебоксары, ул. Карла Маркса, 52, корп.1, оф. 206

АО ЭНЕРГОГАРАНТ

Чебоксары, Президентский бул., 31

ОАО ЮГОРИЯ

Чебоксары, Энгельса, 28, 304-308 офис

 

 

VI. Определение объёма товарного рынка

 

Согласно пункту 6.1. Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей  они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам или приобретателям.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3 Порядка).

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете  доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

При оценке доли хозяйствующих субъектов оценивались как натуральные показатели результатов деятельности (количество заключенных договоров), так и стоимостные (размер страховых премий).

 По количеству заключенных договоров:

 

«…»

 

По сумме страховых премий:

 

 

«…»


 

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используется следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (взято n=3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих на данном рынке.

 По количеству заключенных договоров:

 

 

«…»

 

 

По сумме страховых премий:

 

«…»

 

 

При оценке по количеству заключенных договоров:

Коэффициент рыночной концентрации на рассматриваемом товарном рынке  составляет CR3 =48 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составляет  HHI = 1067.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Гирфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<= CR<=100% или 2000<= НН1<=10000;

-умеренный – при 45%<= CR<=70% или 1000<= НН1<=2000;

-низкий - CR<45% или НН1<1000.

 

При оценке по сумме страховых премий:

CR3=46%, HHi=986.

Таким образом, рынок добровольного страхования средств наземного транспорта низконцентрированный, с высоко развитой конкуренцией и большим количеством участников, что подтверждается оценкой как натуральных, так и стоимостных показателей.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих (затрудняющих) вхождению новых хозяйствующих субъектов, включает выявление наличия барьеров (экономических, технологических, иных) а также определение преодолимости их прохождения.

Материалом к написанию данной части послужили ответы хозяйствующих субъектов-участников анализируемого рынка.

В качестве барьеров входа на рынок услуг добровольного страхования транспортных средств участники рынка отмечают повышенный уровень страхового мошенничества на рынке автострахования, негативную судебную практику по спорам о взыскании страхового возмещения, снижение платежеспособности страхователей в связи с общей экономической ситуацией.

К административным барьерам можно отнести необходимость получения лицензии на осуществление добровольного страхования, обязанность уведомления органа страхового надзора о намерении в рамках добровольного имущественно страхования осуществлять деятельность по страхованию средств наземного транспорта.

 

IX.  Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг добровольного страхования средств наземного транспорта за 2014 г. в географических границах Чувашской Республике показал, что рассматриваемый рынок включает большое количество участников, ни один из которых не обладает долей в объеме реализации, достаточной для признания его в качестве домината (т.е. более 20%), следовательно, на рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, способные в одностороннем порядке влиять на стоимость, условия обращения товара, затруднять доступ на этот товарный рынок других хозяйствующих субъектов.