Выписка из анализа состояния конкуренции на рынке предоставления услуг для размещения сетей электросвязи на опорах контактной сети в г. Канаш Чувашской Республики в 2013-2014 гг.

I. Общие положения

 

В связи с поступившей жалобой ООО «Магнит ТВ» на действия ОАО «Канашские городские электрические сети» об установлении высоких тарифов при предоставлении опор для размещения кабелей (вх. Управления от 29.12.2014 № 04-06/9921) Управлением принято решение о проведении анализа с целью выявления наличия (отсутствия) признаков доминирующего положения компаний, предоставляющих услуги для размещения сетей электросвязи в г. Канаш Чувашской Республики.

Исследование рынка предоставления услуг для размещения сетей электросвязи в              г. Канаш Чувашской Республики проводилось в соответствии с «Порядком  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи».

Целью проведения анализа является установление наличия (отсутствия) признаков доминирующего положения компаний, предоставляющих услуги для размещения сетей электросвязи в г. Канаш Чувашской Республики, в случае наличия указанных признаков – включение хозяйствующего субъекта в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. 

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке предоставления услуг для размещения сетей электросвязи в г. Канаш Чувашской Республики использовалась информация, предоставленная:

- администрацией г. Канаш Чувашской Республики;

- хоз. субъектами, являющимися участниками рынка предоставления услуг для размещения сетей электросвязи в г. Канаш Чувашской Республики;

- данными Чувашстата.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с п.2.1 Порядка и частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

За временной интервал исследования рынка предоставления услуг для размещения сетей электросвязи в г. Канаш Чувашской Республики были приняты 2013 и 2014 года. Таким образом, в силу положений пункта 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка: «услуг для размещения сетей электросвязи»

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуги для размещения сетей электросвязи в г. Канаш Чувашской Республики в 2013-2014 гг.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее Закон о связи) установлено: линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (далее – ЛКС); сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями. Электросвя́зь — разновидность связи, способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, по проводам, волоконно-оптическому кабелю или по радио.

В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил технического обслуживания и ремонта линий кабельных, воздушных и смешанных местных сетей связи, утвержденных Министерством связи Российской Федерации от 07.10.1996, к линейным сооружениям местных (городских и сельских) сетей связи относятся:

- кабельные линии, включающие смонтированные кабели и оконечные кабельные устройства: защитные полосы кроссового оборудования, распределительные шкафы с кабельными боксами, распределительные коробки, кабельные ящики (устройства кабельные связи - УКС, устройства кабельные переходные - УКП);

- воздушные линии (столбовые и стоечные), включающие опоры, провода и арматуру для подвески проводов на опорах;

- смешанные линии, содержащие участки кабельных и воздушных линий;

- канализационные сооружения связи, включающие колодцы и трубопроводы кабельной канализации, помещения ввода кабелей предприятий связи, коллекторы;

- вспомогательные устройства;

- необслуживаемые усилительные (регенеративные) пункты.

"Сопряженные объекты инфраструктуры" - объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации, и к которым относятся в том числе, воздушные линии электропередачи, столбовые опоры, мосты, туннели, прочие дорожные сооружения и коллекторы.

"Владелец инфраструктуры" - субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ  "О естественных монополиях", который является собственником инфраструктуры  и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

"Доступ к инфраструктуре" - получение во временное пользование объектов инфраструктуры и (или) их части.

"Пользователь инфраструктуры" - лицо, заказывающее и (или) использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного договора о предоставлении доступа к инфраструктуре (далее - договор) с владельцем инфраструктуры.

"Технологическая возможность доступа к инфраструктуре" - обеспечение соответствия объекта инфраструктуры технологическим требованиям и нормам инфраструктуры при  предоставлении доступа к этому объекту инфраструктуры, в том числе для осуществления основной деятельности владельца инфраструктуры.

"Экономическая возможность доступа к инфраструктуре" - обеспечение возмещения экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли владельца инфраструктуры, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре, за счет пользователя инфраструктуры.

Недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой  формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что при градостроительном планировании территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи; сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи (пункт 1 статьи 6 Закона о связи).

Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи (пункт 3 статьи 6 Закона о связи).

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (пункт 5 статьи 6 Закона о связи).

Требования к прокладке кабеля регламентированы руководящим документом отрасли «Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети. НТП 112-200. РД 45. 120-200».

Определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с Правилами применения кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон, утверждёнными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.04.2006 № 47, кабели наружной прокладки в зависимости от области применения подразделяются на подземные, подвесные, подводные. Для целей настоящего анализа исследуются взаимозаменяемые способы прокладки кабеля в зависимости от типа территории, на которой (через которую) прокладывается кабель связи:

1) по земле:

- в существующих ЛКС;

- построение собственных ЛКС;

- в грунт (с учетом особенностей местности);

- подвесные;

2) через водные преграды:

- в существующих ЛКС;

- построение собственных ЛКС;

- по мостам и эстакадам;

- на переходах через водные преграды;

- подвесным способом.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, являющихся (или потенциально являющихся) взаимозаменяемыми для данного товара. Согласно пункту 3.2 Порядка взаимозаменяе6мость товаров, составляющих товарную группу, определяется исходя из мнения покупателей о взаимозаменяемости.

В качестве покупателей выступают потребители услуги по размещению оптических линий связи для обеспечения услуг связи – операторы связи, осуществляющие деятельность на рынке услуг местной телефонной связи и на рынке услуг доступа к сети Интернет.

Операторы связи размещают свои кабели следующими способами:

1) с помощью сторонних организаций:

в существующих ЛКС - услуги  по предоставлению в пользование ЛКС для размещения кабелей связи, оказываются хозяйствующими субъектами - владельцами ЛКС.

2) самостоятельно:

подвесным способом вне ЛКС – используется операторами в виду довольно низкой стоимости размещения кабеля и высокой стоимостью строительства собственных ЛКС. Операторы связи, прокладывающие кабель связи подвесным способом,

- опоры наружного освещения,

- чердачные помещения, крыши домов.

Размещение кабелей связи с использованием чердачных помещений домов,  в отличие от ЛКС, производится на коротких расстояниях по договоренности с ТСЖ и УК.

Также операторы связи в качестве альтернативы кроме опор линий электропередач могут использовать также коллекторы, туннели.

Однако стоит отметить, что прокладка ВОЛС в канализации более трудоемка, подразумевает использование более тяжелого и надежного кабеля с дополнительными защитными и силовыми элементами (пластиковая оболочка, гидрофобное заполнение и др.) призванными уберечь кабель от агрессивного воздействия внешней среды. Чтобы протянуть кабель от одного колодца телефонной канализации до другого через специальные закладные трубы, которыми снабжена канализация, необходимо вытянуть пруток кабеля через дальний колодец, задействовав таким образом большое количество «рабочих рук». Все это сказывается на конечной стоимости оказываемой услуги.

Прокладываемый ВОЛС в земле (грунте) дополнительно защищен бронированием стальной проволокой и снабжен металлическим центральным силовым элементом. Большое внимание уделяется защите кабеля от грызунов и усадки грунта. Для этого прокладка линий осуществляется в полимерные трубы. К тому же ручная копка траншей для кабеля – процесс довольно трудоемкий, а следовательно также дорогостоящий.

Провода воздушных линий электропередач расположены на открытом воздухе и крепятся к опорам, кронштейнам или изоляторам, инженерным сооружениям и стенам зданий с помощью линейной арматуры. Прокладка кабельных линий "по воздуху" пользуется наибольшей популярностью среди всех способов прокладки ввиду относительной простоты, низкой стоимости и довольно приемлемой надежности этого метода, к тому же, они дают практически полный охват городской территории.

Построение собственных ЛКС для большинства операторов связи является очень затратным и экономически нецелесообразным. Строительство собственных ЛКС характеризуется высокой стоимостью, длительностью строительства и большими административными барьерами (получение разрешительной документации на земляные работы, оформление документов на земельный участок и др.). Каждый оператор в зависимости от области применения выбирает наиболее экономически выгодный и иногда единственно возможный способ прокладки кабеля.

Таким образом, в ходе анализа взаимозаменяемости услуги по предоставлению в пользование опор подвеса для размещения оптических линий связи при оказании услуг электросвязи выявлено, что заменимость оказываемой услуги затруднена в виду экономической нецелесообразности замены одной услуги другой («воздушной» на «канализационную»). Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги для размещения сетей электросвязи в существующих ЛКС на опорах контактной сети в г. Канаш Чувашской Республики в период 2013-2014 гг.

 

3.  Географические границы товарного рынка.

Потребителями услуг по предоставлению опор контактной сети для размещения волоконно-оптической линии связи являются операторы связи (Интернет-провайдеры), размещающие свои оптические линии связи на опорах контактной сети в городе Канаш. Интернет-провайдеры осуществляют деятельность по оказанию населению телематических услуг, в том числе предоставления доступа в Интернет, телевидения, телефонии.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами города Канаш Чувашской Республики.

Географические границы исследуемого локального рынка определяются протяжённостью опор контактной сети, используемых для размещения оптических линий связи. Потребители услуг Интернет-провайдеров, проживающие в определённом доме, могут пользоваться услугами только тех операторов, чьи сети протянуты до его дома. Операторам связи в свою очередь нецелесообразно тянуть кабели на дальние расстояния по причине дорогостоящих вложений в прокладку кабеля и большими эксплуатационными затратами на его обслуживание.

По состоянию на 01.01.2015 года по официальным данным, доступным в сети Интернет население Канашского района составляет 37 833 человек (общая площадь района - 981,4 кв.м.). Население города Канаша 45 732 человека (общая площадь городского округа - 18,5 кв.м.). Таким образом, в г. Канаш плотность населения составляет 2472 человека на 1 кв. км., против 38,55человека на 1 кв.км. в Канашском районе. К тому же, город Канаш — это индустриальный город, транспортный центр Чувашии, крупный железнодорожный центр республики, в городе расположены 25 крупных, средних и малых предприятий, где соответственно, потребность в Интернет услугах гораздо выше, нежели на периферии.

Учитывая развитость городской инфраструктуры, а также цель настоящего анализа, предполагающего изучение общей ситуации на рынке предоставления услуг для размещения сетей электросвязи на опорах контактной сети города Канаша (структуры услуг, конкурентной среды, условий хозяйствования), географические границы рынка предоставления услуг для размещения сетей электросвязи на опорах контактной сети определены административными границами города Канаша.

Географические  границы исследуемого локального рынка определяются протяжённостью сетей и количеством опор контактной сети, расположенных в границах муниципального образования. Потребитель, проживающий в определённом доме, может пользоваться услугами Интернет-провайдеров только тех операторов, чьи сети протянуты до его дома.

В связи с дорогостоящими вложениями в прокладку кабеля и большими эксплуатационными затратами на его обслуживание, целесообразно тянуть кабели в районе массового проживания их потребителей, т.е. в данном случае в городской черте.

Таким образом, рынок услуг может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактической продажи товара или услуги, и является локальным.

 В связи с чем, географические границы товарного рынка рассматриваются в пределах города Канаша, то есть в местах фактического использования услуги.

Географическими границами товарного рынка определены границы муниципального образования - город Канаш Чувашской Республики. 

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке.

По данным администрации города Канаш от 21.01.2015 № 305 в границах указанного муниципального образования услуги по размещению сетей электросвязи на опорах контактной сети оказывают три хозяйствующих субъекта.

Таблица 1.

№ п/п

Наименование организации

Адрес

Вид предоставления услуги

1.

ОАО «Канашские городские электрические сети»

г. Канаш, ул. Свободы, д. 20

размещение волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети

2.

Филиал ОАО «РЖД»  Центральная дирекция инфраструктуры Горьковская дирекция инфраструктуры Юдинская дистанция электроснабжения

г. Казань, ул. Привокзальная, д. 35

размещение волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети

3.

Филиал ОАО «МРСК Волги»

г. Чебоксары, ул. И. Яковлева, , 4/4

размещение волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети

Покупателями услуг являются юридические лица.

По результатам полученных сведений Филиал ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры Горьковская дирекция инфраструктуры Юдинская дистанция электроснабжения услуги по обслуживанию волоконно-оптического кабеля не оказывает.

Филиал «ОАО «МРСК Волги» оказывает услуги только на территории Канашского района, в границах муниципального образования г. Канаш указанным хозяйствующим субъектом подобного вида услуги не оказываются.

По данным Чувашстата в границах муниципального округа г. Канаш подобные услуги оказывает ОАО «Канашские городские электрические сети».

Таким образом, услуги по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети в г. Канаш оказывает исключительно ОАО «Канашские городские электрические сети», т.е. занимает 100% долю.

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

Вход на рынок услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения линий связи на территории города Канаша достаточно затруднен.

Основные барьеры входа на товарный рынок следующие.

Опоры контактной сети ОАО «Канашские городские электрические сети» дают полный охват городской территории.

Собственник ЛКС всегда может найти формальный повод для отказа в размещении кабеля ЛКС, может создавать сложности при получении технических условий на размещение кабеля на принадлежащих ему опорах или установить высокие цены за аренду.

Высокая стоимость строительства новых ЛКС ограничивает возможности потенциальных участников рынка. Строительство собственных ЛКС для субъектов малого и среднего бизнеса нецелесообразно по экономическим причинам, участники рынка отмечают высокий уровень первоначальных затрат.

Кроме того, имеются административные барьеры: не сформирована нормативно-правовая база. При строительстве и эксплуатации ЛКС предприятия и органы власти используют "Руководство по эксплуатации линейно-кабельных сооружений местных сетей связи", утвержденное  Госкомсвязи РФ 05.06.1998 (далее – Руководство), в котором даны рекомендации по улучшению эксплуатации линейно-кабельных сооружений местных сетей, т.е. требования не носят обязательного характера. Необходимость согласовывать строительство ЛКС с организациями местной сети связи и учитывать техническую возможность строительства, в т.ч. наличие свободных каналов (п. 12.1.1, п.12.1.2) существенно ограничивает возможность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов. Операторы связи-собственники ЛКС, ссылаясь на наличие свободных каналов, имеют возможность отклонять проекты строительства ЛКС на законных основаниях, что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на развитии конкуренции.

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

На рынке услуг по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети в г. Канаш  действует один хозяйствующий субъект - ОАО «Канашские городские электрические сети». Рынок услуг является высоко концентрированным.

Взаимозаменяемой услугой при предоставлении услуги по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети в г. Канаш является размещение кабеля «в грунт» и в канализации, однако подобные услуги более трудоемки, дорогостоящи и не охватывают всю площадь муниципального образования. Кабельные же линии "по воздуху" пользуются наибольшей популярностью среди всех способов прокладки ввиду относительной простоты, низкой стоимости и довольно приемлемой надежности этого метода, к тому же, они дают практически полный охват городской территории.

ОАО «Канашские городские электрические сети» занимают доминирующее положение на рынке услуг по размещению волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети в г. Канаш с долей 100%.

Предлагаю на основании проведенного анализа рынка включить ОАО «Канашские городские электрические сети» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов с долей > 50% при предоставлении услуг для размещения сетей электросвязи в г. Канаш Чувашской Республики.

 

«…»

17.03.2015