Выписка из аналитического отчета по обзору конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики за 2013 год - 1-ое полугодие 2014 года

Анализ конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики за 2013 год - 1-ое полугодие 2014 года проводится в целях:

1) рассмотрения заявление жителя республики об установлении разных розничных цены на сжиженный углеводородный газ (далее – СУГ) в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Мариинско-Посадском районе;

2) оценки состояния конкурентной среды на рынке СУГ для заправки автотранспорта на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики;

3) использование результатов исследования для внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

При сборе данных для анализа рынка использовались следующие источники информации:

- данные, полученные от администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики;

- данные, полученные на основе запроса Чувашского УФАС России от хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию СУГ на территории Мариинско-Посадского Чувашской Республики;

- данные, полученные с использованием системы «Яндекс. Карты».

Нормативно-методической базой исследования выступают:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

- Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 № 6 «Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа»;

- Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

Временной интервал исследования определен в пределах 2013 года – 1-ое полугодие 2014 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

При определении продуктовых границ товарного рынка использовались следующие методы:

а) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

б) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

Продуктовые границы товарного рынка реализации СУГ были определены исходя из функционального назначения товара, а также возможности его взаимозаменяемости.

Основное назначение СУГ – использование в качестве автомобильного топлива. В качестве моторного топлива так же могут использоваться нефтепродукты. Однако бензиновые и газовые двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование газа в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для газового двигателя. Замена бензинового двигателя газовым и наоборот технически более сложная, и затратная.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по «наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам». В соответствии с ОКП «дизельное топливо» (код ОКП 025130), «автомобильные бензины» (код ОКП 025110), «сжиженный газ» (код ОКП 027230) являются разными группами товаров.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, розничная реализация СУГ классифицируется по коду 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Эта группировка включает:

- розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями и т.п.

- розничную торговлю смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п.

Сжиженный газ, используемый как автомобильное топливо, в основном состоит из пропана и бутана, получаемых при добыче природного газа и нефти, а также на различных стадиях ее переработки на заводах.

Плотность жидкой фазы газа зависит от температуры, с увеличением которой плотность уменьшается. При нормальном атмосферном давлении и температуре 15°С, плотность жидкой фазы пропана составляет 0,51 кг/л, бутана - 0,58 кг/л. Паровая фаза пропана тяжелее воздуха в 1,5 раза, бутана - в 2 раза. Температура кипения бензина выше температуры окружающей среды, а сжиженный газ испаряется при более низких температурах. Это означает, что бензин в баке находится, как правило, в жидком состоянии при атмосферном давлении, а сжиженный газ в баллоне - при давлении, соответствующем температуре окружающей среды.

Октановое число газового топлива выше, чем бензина, поэтому детонационная стойкость сжиженного газа больше, чем бензина даже самого высшего качества. Это позволяет добиться большей экономичности использования топлива в двигателе с повышенной степенью сжатия.

Сжиженный газ отличается от других видов автомобильного топлива наличием паровой фазы над поверхностью жидкой фазы. В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем.

В условиях холодного климата (или зимой) в сжиженном газе, предназначенном для использования в качестве автомобильного топлива, должен преобладать пропан для лучшей испаряемости смеси: пропан остается в жидком состоянии при температуре ниже -42 С, для бутана эта температура составляет -0,5 °С.

Сжиженный газ может растворять жир, масло и краску, а также деформирует натуральную резину. Именно поэтому в трубопроводах низкого давления резиновые шланги изготовлены из бензомаслостойкой резины или синтетических материалов. Сжиженный газ, попав на кожу человека при низкой температуре воздуха, может вызывать обморожение.

Опыт эксплуатации автомобилей на газовом топливе показывает, что ездить на автомобиле, работающем на газе, значительно безопаснее, чем на бензине. Подтверждением этому служат объективные физико-химические свойства газов, такие, как температурные и концентрационные пределы самовоспламенения, которые у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива.

За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизтопливом постоянно присутствует смесь их паров с воздухом.

Газовые болоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места в автомобиле.

Достоинства СУГ:

• сжиженный газ обладает всеми качествами полноценного топлива и является самым экологически чистым видом моторного топлива;

• газ - это высококачественное топливо с октановым числом около 105, поэтому ни в одном режиме работы двигателя не возникает детонация;

• газовое топливо продлевает работоспособность двигателя. При работе двигателя на газовом топливе происходит более полное сгорание газовоздушной смеси, благодаря чему улучшаются условия смазки трущейся пары цилиндр-поршневые кольца, так как газовое топливо не смывает масло с их стенок и не растворяет его, снижает его расход на 10-15%.

• межремонтный пробег двигателя увеличивается в 1,5-2 раза. Улучшается работа системы зажигания, срок службы свечей возрастает на 40%;

• следствие уменьшения углеродистых осадков не накапливаются смолистые отложения в камере сгорания, и поэтому уменьшается нагарообразование на головке блока и на поршнях;

• снижается износ: гильзы цилиндра на 14%; поршней на 17%; шеек коленчатого вала на 57%; поршневых колец на 63%;

• масло при работе двигателя на газе можно менять реже, чем при заправке бензином, так как оно не разжижается, в меньшей степени подвергается загрязнению и дольше сохраняет свои свойства. Снижается и расход масла. Кроме того, двигатель работает ровнее и тише - газ легко смешивается с воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью;

  • увеличивается и срок службы свечей зажигания;
  • применение газового топлива заметно снижает суммарную токсичность отработавших газов (выхлопа);
  • при правильно выбранном режиме работы двигателя на газовом топливе снижается уровень создаваемого им шума на 2-3 дБ, что особенно важно в условиях города, а сам двигатель начинает работать мягче.
  • при выработке газа двигатель останавливается не сразу, а прекращает работу через 2-4 км пробега;

• из расчета цен на 1 литр - цена газа дешевле в два раза 1 литра бензина. Что на основании п. 17 Порядка так же не позволяет считать бензиновое топливо взаимозаменяемым товаром по отношению к СУГ.

Недостатки СУГ:

  • увеличение металлоемкости автомобиля на 30-40 кг;
  • затруднения с пуском холодного двигателя (рекомендуется запуск двигателя на бензине, после прогревания - перевод на газовое топливо);
  • баллон с газом занимает определенный объем в багажнике автомобиля (но не более 1/5).

Таким образом, исходя из функционального назначения и применения качеств и технических характеристик, а также взаимозаменяемости товаров продуктовые границы рынка определены как:

- сжиженный углеводородный газ.

 

3. Географические границы товарного рынка

При определении географических границ использовались следующие методы:

а) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

б) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

В соответствии с процедурой определения границ рынка и некоторых данных, представленных для анализа, можно сделать следующие выводы о географических границах локальных розничных рынков СУГ.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар (услугу) и не имеют такой возможности за пределами этой территории. При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями учитываются организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями, возможность перемещения покупателей к товару, а также расходы, связанные с поиском и приобретением товара, в том числе транспортные расходы.

Определение географических границ розничного рынка СУГ проводилось по следующим этапам:

I. Предварительное определение географические границы рынка определены как границы.

II. Уточнение географических границ с помощью:

1. Определения пограничных сельских поселений, не входящих географические границы, путем сравнение расстояния от сельского поселения (потребитель) до основной (находящейся в пределах предварительных географических границ) и альтернативной АГЗС (близлежащая АГЗС, находящаяся за пределами предварительных географических границ). В случае, если расстояние от сельского поселения до альтернативной АГЗС меньше, чем до основной, то сельское поселение исключается из предварительных географических границ.

2. Определение целесообразности приобретения СУГ на альтернативной АГЗС по сравнению с основной, при условии, что на альтернативной АГЗС розничная цена приобретения СУГ ниже на 10%.

  1. Предварительное определение географические границы рынка определены как границы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
  2. Установлено, что географических границах Мариинско-Посадского района Чувашской Республики находится одна АГЗС на в г. Мариинский Посад (далее – основная АГЗС).

Альтернативными АГЗС по отношению основной являются:

1) АГЗС в г. Новочебоксарск, расстояние – 32 км;

2) АГЗС в Цивильск расстояние – 42 км;

3) АГЗС в д. Старая Тюрлема – 88 км;

С учетом расстояния до основной АГЗС до приведенных альтернативных (г. Новочебоксарск, г. Цивильск и д. Старая Тюрлема) наиболее конкурентной альтернативной для основной является АГЗС в г. Новочебоксарск.

Определим принадлежность пограничных сельских поселений Мариинско-Посадского района как потребителей товара к географических границам рынка, на основании сравнения расстояния центра сельского поселения к АГЗС. В Мариинско-Посадском районе, с учетом наличия автомобильных дорог существуют следующие пограничные сельские поселения:

  1. Шоршелское сельское поселение.

 

Согласно системе «Яндекс. Карты» расстояние от Шоршелского сельского поселения до:

- г. Новочебоксарск – 16 км;

- г. Цивильск – 35 км.

Таким образом Шоршелское сельское поселение исключается из предварительных географических границ рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республике. По причине того, что расстояние является важным фактором, влияющим на целесообразность приобретения топлива на основной АГЗС по сравнению с альтернативной при равенстве других факторов (цена СУГ, качество СУГ и т.д.).

  1. Бичуринское сельское поселение.

Согласно системе «Яндекс. Карты» расстояние от Бичуринского сельского поселения до:

- г. Новочебоксарск – 16 км;

- г. Мариинский Посад – 38 км.

Таким образом Бичуринское сельское поселение исключается из предварительных географических границ рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республике. По причине того, что расстояние является важным фактором, влияющим на целесообразность приобретения топлива на основной АГЗС по сравнению с альтернативной при равенстве других факторов (цена СУГ, качество СУГ и т.д.).

  1. Дальнейшее уточнение географических границ рынка осуществлено на основании определения экономической целесообразности приобретения СУГ на основной АГЗС (расположенной в географических границах Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, за ислючением Бичуринского и Шоршелского сельских поселений) по сравнению с приобретением СУГ на альтернативной АГЗС (близлежащие АГЗС к Мариинско-Посадскому району Чувашской Республики). При это необходимо учитывать следующие:
  1. Основные (постоянные) условия:

- качество СУГ на основной и альтернативных АГСЗ идентичные;

- временные издержки и износ условного автомобиля при поездке на альтернативную АГЗС опущены по причине сложности вычисления;

2. Вводные условия:

- цена СУГ на основной АГЗС;

- разница между ценами СУГ на основной и альтернативной АГЗС;

- цена СУГ на альтернативной АГЗС;

- объем бака условного автомобиля;

- расход топлива на 100 км условного автомобиля;

- расстояние от основной АГЗС до альтернативной;

3. Производные от вводных условия:

- расход топлива на поездку на альтернативную АГЗС (туда – обратно);

- стоимость заправки полного бака условного автомобиля на основной АГЗС;

-стоимость заправки полного бака условного автомобиля на альтернативной АГЗС.

4. Результативные показатели:

- выгода/потери от заправки на альтернативной АГЗС по сравнению с заправкой на основной;

- целесообразность приобретения СУГ на альтернативной АГЗС по сравнению с основной.

Для решения вышеупомянутой задачи разработан «Калькулятор вычисления целесообразности заправки на альтернативной АГЗС по сравнению с основной» (далее – Калькулятор) в табличном редакторе Microsoft Office Excel (приложение № 1).

Определим основные характеристики условных автомобилей:

№ 1 – «Газель» (ГАЗ – 322132-288) – один из популярных автомобилей, используемых как маршрутное такси:

- объем бака – 70 л;

- расход топлива – 20 л на 100 км (0,2 л/км).

№ 2 - Лада Приора Универсал 1,6 МТ – легковой автомобиль:

- объем бака – 45 л;

- расход топлива – 9 л на 100 км (0,09).

Для дальнейшего определения географических границ рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта на территории Мариинско-Посадского района (за исключением Бичуринского и Шоршелского сельских поселений) Чувашской Республики, с учетом основных характеристик условных автомобилей изучим следующую ситуацию:

  1. Потребитель находится в пределах г. Мариинский Посад. Данное условие введено по следующим причинам:

- относительно высокой численности населения по сравнению с другими населенными пунктами;

- относительно более высокий спрос на СУГ в связи с наличием автомобильной станции;

- г. Мариинский Посад – административный центр Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, следовательно через данный населенный пункт, проходят основные транспортные потоки Мариинско-Посадского района.

2. Цены СУГ на основной АГЗС выше на 10% по сравнению с альтернативной.

3. Основная АГЗС – г. Мариинский Посад.

4. Альтернативная АГЗС – г. Новочебоксарск.

Расстояние между г. Мариинский Посад и г. Новочебоксарск – 32 км.

Рассчитаем целесообразность приобретения СУГ на альтернативной АГЗС на автомобиле № 1, с помощью Калькулятора.

Показатели

Условное обозначение

Расчет

Значение

1

Условная цена СУГ на основной АГСЗ, руб./л

P

вводится вручную

15,00р.

2

Разница между ценой СУГ на основной и альтернативной АГЗС, %

вводится вручную

10,00%

3

Условная цена СУГ на альтернативной АГЗС, руб./л

altP

P-∂

13,50р.

4

Объем бака, л

V

вводится вручную

70

5

Расход топлива на 1 км, л

g

вводится вручную

0,2

7

Расстояние от основной АГЗС до альтернативной, км

S

вводится вручную

32

8

Расход топлива на поездку на альтернативную заправку (туда-обратно), руб.

C

2*S*g*altP

172,80р.

9

Стоимость заправки полного бака на основной заправке, руб.

B

P*V

1 050,00р.

10

Стоимость заправки полного бака на альтернативной заправке, руб.

altB

Palt*V+2*S*g*altP

1 117,80р.

11

Выгода/потери от заправки на альтернативной АГЗС по сравнению с основной, руб. (+/-)

B-altB

-67,80р.

Заправка нецелесообразна

Рассчитаем целесообразность приобретения СУГ на альтернативной АГЗС на автомобиле № 2, с помощью Калькулятора.

 

Показатели

Условное обозначение

Расчет

Значение

1

Условная цена СУГ на основной АГСЗ, руб./л

P

вводится вручную

15,00р.

2

Разница между ценой СУГ на основной и альтернативной АГЗС, %

вводится вручную

10,00%

3

Условная цена СУГ на альтернативной АГЗС, руб./л

altP

P-∂

13,50р.

4

Объем бака, л

V

вводится вручную

45

5

Расход топлива на 1 км, л

g

вводится вручную

0,09

7

Расстояние от основной АГЗС до альтернативной, км

S

вводится вручную

32

8

Расход топлива на поездку на альтернативную заправку (туда-обратно), руб.

C

2*S*g*altP

77,76р.

9

Стоимость заправки полного бака на основной заправке, руб.

B

P*V

675,00р.

10

Стоимость заправки полного бака на альтернативной заправке, руб.

altB

Palt*V+2*S*g*altP

685,26р.

11

Выгода/потери от заправки на альтернативной АГЗС по сравнению с основной, руб. (+/-)

B-altB

-10,26р.

Заправка нецелесообразна

 

Таким образом установлено, что в случае установления на основной АГЗС цены СУГ выше на 10% по сравнению с альтернативной, потребителю нецелесообразно приобретать СУГ на альтернативной АГЗС.

Изучив сложившуюся ситуацию, приняв во внимание все основные факторы географическими границами рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта определены географические границы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, за исключением Бичуринского и Шоршелского сельских поселений.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

Продавцами на розничных рынках СУГ являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле СУГ на АГЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках СУГ являются физические и юридические лица, приобретающие СУГ единичного количества преимущественно для личного использования.

Установлено, что в географических границах Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, за исключением Бичуринского и Шоршелского сельских поселений на розничном рынке СУГ осуществляет деятельность один хозяйствующий субъект - ООО НПО «Согласие» (г. Чебоксары, Хозяйственный проезд, 19 А).

 

5. Барьеры входа на рынок розничной реализации СУГ

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1. Экономические ограничения – необходимы значительные капитальные первоначальные вложения на строительство АГЗС и МАЗС.

2. Административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АГЗС и МАЗС, особенно в «городской черте», в связи с экологическими ограничениями и протестами жителей; строгое соблюдение Постановления Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 № 6 «Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа».

Барьеры входа на рассматриваемый рынок являются преодолимыми.

 

7. Оценка конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики за 2013 год - 1-ое полугодие 2014 года

Рынок розничной реализации СУГ на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республике, за исключением Бичуринского и Шоршелского сельских поселений) относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закон о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

На основании проведенного анализа рынка предложено включить ООО НПО «Согласие» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения в географических границах Мариинско-Посадского района (за исключением Бичуринского и Шоршелского сельских поселений).

 

 

«…»

 

27 октября 2014 года