Выписка из аналитической записки по анализу состояния конкуренции на рынке услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом на части автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров Новочебоксарск-Сурское с отрезком Чебоксары-Сурское

Выписка из аналитической записки

по анализу состояния конкуренции на рынке

услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом

на части автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров «Новочебоксарск-Сурское» с отрезком «Чебоксары – Сурское»

(Сурское – Чебоксары)

 

  1. Общие положения

 

Анализ проводится в соответствии с функциями, определенными Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 №30, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345.

Основанием для проведения настоящего анализа является рассмотрение поступившего в антимонопольный орган заявления Некрасовой Ю.Е.

Настоящий анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее по тексту – Порядок).

В качестве источника информации используются сведения, полученные от Министерства транспорта Чувашской Республики, а также перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары – Сурское): ООО «Альбатрос».

В качестве нормативной правовой базы использованы следующие документы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта);

- Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

- Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее – Правила перевозок пассажиров);

- Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 №2.

Для проведения настоящего анализа состояния конкуренции на рынке услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское) в соответствии со статьей 2 Устав автомобильного транспорта использованы следующие понятия:

маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

остановочный пункт – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

пассажир – физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

расписание – график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится за период с 01 января 2013 по 31 декабря 2013 года, и  ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования.

Таким образом, в силу положений пункта 2.2 Порядка проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Услугой по перевозке пассажиров и (или) багажа являются услуги по перевозке (перемещению) пассажиров и (или) багажа из одной точки (место отправления) в другую (место назначения). Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат – доставка пассажиров и (или) багажа из места отправления в место назначения.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию на основании «ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)) (далее – ОКВЭД).

Согласно ОКВЭД услугам по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом присвоены следующие коды:

- 60.21.1 – Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе:

- 60.21.13 – Междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

Согласно ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на две группы:

- услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее – услуги по перевозке);

- услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

Услуги по перевозке классифицируют по следующим признакам: регулярность, степень участия пассажира в установлении параметров перевозки, вид сообщения, назначение, вид автотранспортного средства.

По регулярности осуществления услуги по перевозке подразделяют на регулярные и нерегулярные (разовые).

В зависимости от степени участия пассажира в установлении параметров перевозки услуги по перевозке могут быть следующими:

- пассажир определяет маршрут, места остановки и время отправления;

- пассажир определяет места остановки, а маршрут и расписание движения установлены заранее;

- пассажир не принимает участия в определении параметров перевозки, поскольку они установлены заранее.

В зависимости от вида сообщения перевозки могут быть городскими, пригородными, междугородными и международными.

По назначению услуги по перевозке подразделяют на перевозки общего пользования и специальные перевозки (перевозки специально организованных групп людей).

В зависимости от видов используемых автотранспортных средств услуги по перевозке подразделяют следующим образом:

- перевозка автобусами;

- перевозка легковыми автомобилями (в том числе легковыми таксомоторами);

- перевозка грузовыми автомобилями, специально оборудованными для перевозки пассажиров.

В данном анализе, в целях изучения состояния конкурентной среды рынка услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортом, рассматриваются регулярные междугородные коммерческие перевозки автобусами общего пользования.

Деятельность по перевозке пассажиров, подчиняющаяся расписанию может оказываться авиакомпаниями, железной дорогой, автомобильным транспортом.

Взаимозаменяемыми услугами для пассажирских перевозок автомобильным транспортом в границах рынка по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское) могут стать перевозки пассажиров иными видами транспорта, в том числе: железнодорожным, водным, воздушным, легковым такси, при этом необходимо учитывать готовность потребителей заменить услуги автомобильного (автобусного) транспорта на иные услуги.

С экономической точки зрения, перевозка пассажиров легковым такси не является взаимозаменяемой для перевозки пассажиров автобусами, в связи с тем, что разница в стоимости данных услуг значительно превышает 10% (приложение №1).

В настоящее время отсутствуют регулярные пассажирские перевозки железнодорожным, водным и воздушным транспортом по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское). Железной дорожи вблизи пгт Сурское нет, ближайшая ж/д станция находится в г. Саранск (расстояние более 100 км) или г. Ульяновск (расстояние более 110 км).

Речное сообщение между указанными пунктами отсутствует.

Меньшая протяженность маршрута, время нахождения в пути исключают возможность взаимозаменяемости услуги перевозки железнодорожным транспортом.

Следовательно, взаимозаменяемых услуг перевозки пассажиров для услуги по перевозке пассажиров автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское) не существует.

 

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание составляется автовокзалом на основании паспортов, утвержденных решением Минтранса России.

В связи с вышеизложенным, продуктовые границы рынка определены как услуги по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

Технически возможными границами рынка маршрутной перевозки являются границы данного маршрута или части маршрута.

Предварительно географические границы рынка определены как часть автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров «Новочебоксарск-Сурское» с отрезком «Чебоксары – Сурское» (Сурское – Чебоксары).

Определение географических границ товарного рынка осуществлено на основе метода установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах) на основании поступившего заявления.

Маршрут «Чебоксары-Сурское» относится к межсубъектным маршрутам, т.к. проходит через границы субъектов – Чувашской Республики и Ульяновской области.

Формирование сети регулярных автобусных маршрутов между субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 №178. В соответствии с указанным порядком работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае Минтранс Чувашии и Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области.

Регулярные перевозки пассажиров автобусами по межобластному маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское) осуществляются согласно реестру регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации Минтранса России.

Предварительно географические границы рынка определены как часть автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров «Новочебоксарск-Сурское» с отрезком «Чебоксары – Сурское» (Сурское – Чебоксары).

Окончательно географические границы товарного рынка определены как часть автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров «Новочебоксарск-Сурское» с отрезком «Чебоксары – Сурское» (Сурское – Чебоксары).

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

 В соответствии с пунктом 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для осуществления собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) лицензируется.

Следовательно, деятельность, связанную с организацией регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом могут осуществлять лица, имеющие лицензию на указанный вид деятельности. Лицензию на данный вид деятельности имеет 1 хозяйствующий субъект: ООО «Альбатрос».

Согласно письму Чувашского УФАС России от 06.02.2014 №04-06/727 с просьбой представить перечень перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами на маршруте «Сурское-Чебоксары-Сурское» Минтранс Чувашии письмом от 13.02.2014 №051/11-555 сообщил, что в соответствии с Единым реестром регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики автобусные перевозки сообщением «Чебоксары-Сурское» осуществляются по маршруту №515 «Новочебоксарск-Сурское». Перевозчиком на маршруте выступает ООО «Альбатрос», иных маршрутов, следующих в направлении «Чебоксары-Сурское» в Реестре не значится, что подтверждается также письмами ОАО «АвтоВАС» от 22.04.14 №05-06/1302 и ОАО «ПАТП №1» г.Ульяновск от 18.04.14 №1000.

Продуктовые и географические границы рынка определены как услуги по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское), следовательно, состав продавцов определяется перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров по данному маршруту.

Регулярные перевозки пассажиров автобусами по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское) согласно реестру регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации Минтранса России, размещенному на официальном сайте Минтранса России, осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

Таблица 1

№ п/п

Наименование

Адрес

Паспорт на маршрут

1.

ООО «Альбатрос»

г. Чебоксары, Базовый проезд, д.4

Маршрут внесен в реестр 14.02.2012 №2159515

«Новочебоксарск-Сурское» с местом отправления Центральный АВ г. Чебоксары

 

Таким образом, продавцом на данном рынке является ООО «Альбатрос».

Покупателями услуги являются пассажиры маршрута Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское).

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В связи с тем, что на части автобусного маршрута Новочебоксарск-Сурское (Сурское-Новочебоксарск) с отрезком маршрута «Чебоксары-Сурское» (Сурское-Чебоксары) согласно реестру регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации Минтранса России осуществляет перевозку пассажиров согласно действующему расписанию только один перевозчик – ООО «Альбатрос», зарегистрированный Минтрансом России 14.02.2012, таким образом, доля перевозчика на данном товарном рынке составляет 100%.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровней концентрации товарных рынков использовались следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации CR – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

  1. В натуральном выражении:

Коэффициент рыночной концентрации в период с 01 января 2013 по 31 декабря 2013 года составил: CR1 = 100,00.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000;

 

В стоимостном выражении:

Коэффициент рыночной концентрации в период с 01 января 2013 по 31 декабря 2013 года составил: CR1 = 100,00.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000.

 

  1. Для определения уровня концентрации товарного рынка должно выполняться одно из следующих условий:

При 70% <=CR<=100% или 2000<=HHI<=10000 – высокий уровень концентрации товарного рынка;

При 45% <=CR<=70% или 1000<=HHI<=2000 – умеренный уровень концентрации товарного рынка;

При CR<45% или HHI<1000 – низкий уровень концентрации товарного рынка.

Поскольку CR = 100,0% и HHI=10000, то следовательно, рынок регулярных перевозок пассажиров автобусами по маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское) в период с 01 января 2013 по 31 декабря 2013 года был высококонцентрированным.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Основными барьерами входа на рынок являются административные барьеры, в том числе:

- необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;

- получение разрешения на открытие маршрута;

- требования к оформлению и оборудованию транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров;

- согласование расписания движения подвижного состава;

Также существуют экономические барьеры - необходимость приобретения (аренды) транспортных средств на осуществление перевозок и т.п.

В соответствии со статьей 7 Устава автомобильного транспорта требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рынок услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным трснпортом на части автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров «Новочебоксарск-Сурское» с отрезком «Чебоксары – Сурское» (Сурское – Чебоксары) относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. ООО «Альбатрос» занимает доминирующее положение на данном товарном рынке с долей 100%.

 

                                                        «…»