Решение №144-АМЗ-2011 - ООО "Вита"

Сфера деятельности: Розничная торговля
Номер дела: 144-АМЗ-2011
Дата публикации: 13 февраля 2012, 16:18

04-06/678
От 08.02.2012


РЕШЕНИЕ

Резулятивная часть решения оглашена 26 января 2012 года, полный текст решения изготовлен 8 февраля 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 144-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Винокуровой Н.Ю.    -    зам. руководителя- начальника отдела товарных рынков  (зам. председателя Комиссии);
Соколовой В.И.    -    главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю.    -    старшего специалиста 3 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии).

при участии в заседании:
Михайловой С.М. – директора ООО «ВИТА»
 
рассмотрев материалы дела № 144-АМЗ-2011 возбужденного в отношении ООО «ВИТА» (429220, Чувашская Республика, п. Вурнары, ул. Советская, 41) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Чувашским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг правомерности установления цен на фармацевтическом рынке, организациями, включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 %. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ООО «Вита» включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в Вурнарском районе Чувашской Республики.

В соответствии с  частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

-  нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования;
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
- установление монопольно высоких цен.

В ходе мониторинга фармацевтического рынка за 2 квартал 2011 года установлено следующее.  
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<.......>

В ходе мониторинга за 2 квартал 2011 года выявлено превышение ООО «Вита» размера фактической розничной надбавки на лекарственные средства над установленным нормативными правовыми актами предельным уровнем розничных надбавок на следующие препараты:

<.......>


В указанных действиях ООО «Вита» наблюдаются признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10  закона о защите конкуренции в части нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

Также в ходе мониторинга в действиях ООО «Вита» были установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные препараты при одновременном соблюдении двух условий:
- изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило произошедшее за соответствующий период изменение его закупочной (оптовой) цены,
- данное изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило также сумму изменений инфляции и стоимости бивалютной корзины.
 Согласно информации, представленной ФАС России изменение инфляции и бивалютной корзины на 1 июля составили:

Изменение инфляции на 1 июля 2011г.
    
к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
           1,1                             4,9                                 9,1

Изменение бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
           -1,01                            -4                                -2,52

Сумма изменений инфляции и бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.
к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
          0,09                               0,9                               6,58
                                    
Указанные случаи установления розничных цен у ООО «ВИТА» наблюдаются по  ряду препаратов, таких как:
          - Биопарокс, аэрозоль для ингаляций дозированный, 0,125 мг/доза 400 доз 20 мл - совокупная изменение составило 2,09 %;
          - Бромгексин  Берлин Хеми Драже 8 мг № 25 – 2,89 %;
          - Ринза таблетки № 10 – 3,79 %;
          - Эссенциале форте н капсулы 300 мг № 30 – 1,79 %.

Таким образом, розничные цены на вышеперечисленные препараты установлены ООО «ВИТА» в пределах, определенных Правительством Чувашской Республики, однако рост розничных цен на вышеприведённые препараты превышает рост соответствующих закупочных цен и суммы инфляции и бивалютной корзины, что указывает на признаки монопольно высоких цен, установленных ООО «ВИТА» на соответствующие жизненно важные лекарственные препараты, что образует  нарушение п.1 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

По указанным фактам было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.

Представитель ООО «ВИТА» с выводами не согласились, нарушения антимонопольного законодательства не признал.

УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.

Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит запрет осуществления хо¬зяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятель¬ность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные ан¬тимонопольным законодательством (статья 11).

Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соот¬ветствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйст¬вующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

1. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ООО «ВИТА» включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в п. Вурнары, Вурнарского р-на Чувашской Республики.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением,
Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой цены.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необ¬ходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1)    путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а)    расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизмен¬ными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б)    состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение со¬става продавцов или покупателей товара является незначительным;
в)    условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, ос¬тались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2)    путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а)    расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизи¬лись;
б)    состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в)    условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного  регулирования,  включая  налогообложение,  тарифное  регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, ко¬торая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Изучив представленную информацию Комиссия пришла к выводу, что изменение розничных цен на лекарственные препараты связанно с ростом закупочных цен, а так же иных затрат ООО «ВИТА» по их реализации.

2. Письмом от 27.09.2011 № 08/16-9242 Минздравсоцразвития ЧР сообщило, что ли перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, регулирование цен на которые осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411, входят следующие лекарственные средства, из проанализированных в рамках мониторинга:

- Мезим Форте таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой 4,2+3,5+0,25 тыс. ед. евр. ф 20 шт., упаковки ячейковые контурные;
- Риностоп капли назальные 0,1 % 10 мл флакон-капельницы.

Остальные лекарственные препараты (Альфа-токоферола ацетат,  Аскофен-П, Валидол, Корвалол, Феррогематоген,  Циннаризин, Цитрамон П и т.д.) не входят в указанные перечень и, следовательно, наценка на них не подлежит государственному регулированию.

Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<.......>

Исходя из Постановления итоговая розничная цена на препараты складывается следующим образом.
Цена производителя + наценка поставщика + наценка аптечной организации + НДС= розничная цена за единицу.

В ходе анализа представленных накладных  ООО «ВИТА» установлено следующее:

<.......>

Следовательно, ООО «ВИТА» при установлении розничной цены на лекарственные средства, относящиеся к жизненно необходимым придерживается Постановлением Кабинета Министров ЧР от  09.12.2010 г. N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях ООО «ВИТА» отсутствует факт нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1  статьей 29, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона « О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ООО «ВИТА»  № 144-АМЗ-2011 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и  предписание антимонопольного органа.
 

stdClass Object ( [vid] => 8845 [uid] => 5 [title] => Решение №144-АМЗ-2011 - ООО "Вита" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8845 [type] => solution [language] => ru [created] => 1329136012 [changed] => 1370520878 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520878 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

04-06/678
От 08.02.2012


РЕШЕНИЕ

Резулятивная часть решения оглашена 26 января 2012 года, полный текст решения изготовлен 8 февраля 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 144-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Винокуровой Н.Ю.    -    зам. руководителя- начальника отдела товарных рынков  (зам. председателя Комиссии);
Соколовой В.И.    -    главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю.    -    старшего специалиста 3 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии).

при участии в заседании:
Михайловой С.М. – директора ООО «ВИТА»
 
рассмотрев материалы дела № 144-АМЗ-2011 возбужденного в отношении ООО «ВИТА» (429220, Чувашская Республика, п. Вурнары, ул. Советская, 41) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Чувашским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг правомерности установления цен на фармацевтическом рынке, организациями, включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 %. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ООО «Вита» включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в Вурнарском районе Чувашской Республики.

В соответствии с  частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

-  нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования;
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
- установление монопольно высоких цен.

В ходе мониторинга фармацевтического рынка за 2 квартал 2011 года установлено следующее.  
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<.......>

В ходе мониторинга за 2 квартал 2011 года выявлено превышение ООО «Вита» размера фактической розничной надбавки на лекарственные средства над установленным нормативными правовыми актами предельным уровнем розничных надбавок на следующие препараты:

<.......>


В указанных действиях ООО «Вита» наблюдаются признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10  закона о защите конкуренции в части нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

Также в ходе мониторинга в действиях ООО «Вита» были установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные препараты при одновременном соблюдении двух условий:
- изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило произошедшее за соответствующий период изменение его закупочной (оптовой) цены,
- данное изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило также сумму изменений инфляции и стоимости бивалютной корзины.
 Согласно информации, представленной ФАС России изменение инфляции и бивалютной корзины на 1 июля составили:

Изменение инфляции на 1 июля 2011г.
    
к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
           1,1                             4,9                                 9,1

Изменение бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
           -1,01                            -4                                -2,52

Сумма изменений инфляции и бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.
к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
          0,09                               0,9                               6,58
                                    
Указанные случаи установления розничных цен у ООО «ВИТА» наблюдаются по  ряду препаратов, таких как:
          - Биопарокс, аэрозоль для ингаляций дозированный, 0,125 мг/доза 400 доз 20 мл - совокупная изменение составило 2,09 %;
          - Бромгексин  Берлин Хеми Драже 8 мг № 25 – 2,89 %;
          - Ринза таблетки № 10 – 3,79 %;
          - Эссенциале форте н капсулы 300 мг № 30 – 1,79 %.

Таким образом, розничные цены на вышеперечисленные препараты установлены ООО «ВИТА» в пределах, определенных Правительством Чувашской Республики, однако рост розничных цен на вышеприведённые препараты превышает рост соответствующих закупочных цен и суммы инфляции и бивалютной корзины, что указывает на признаки монопольно высоких цен, установленных ООО «ВИТА» на соответствующие жизненно важные лекарственные препараты, что образует  нарушение п.1 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

По указанным фактам было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.

Представитель ООО «ВИТА» с выводами не согласились, нарушения антимонопольного законодательства не признал.

УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.

Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит запрет осуществления хо¬зяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятель¬ность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные ан¬тимонопольным законодательством (статья 11).

Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соот¬ветствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйст¬вующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

1. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ООО «ВИТА» включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в п. Вурнары, Вурнарского р-на Чувашской Республики.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением,
Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой цены.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необ¬ходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1)    путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а)    расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизмен¬ными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б)    состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение со¬става продавцов или покупателей товара является незначительным;
в)    условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, ос¬тались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2)    путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а)    расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизи¬лись;
б)    состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в)    условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного  регулирования,  включая  налогообложение,  тарифное  регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, ко¬торая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Изучив представленную информацию Комиссия пришла к выводу, что изменение розничных цен на лекарственные препараты связанно с ростом закупочных цен, а так же иных затрат ООО «ВИТА» по их реализации.

2. Письмом от 27.09.2011 № 08/16-9242 Минздравсоцразвития ЧР сообщило, что ли перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, регулирование цен на которые осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411, входят следующие лекарственные средства, из проанализированных в рамках мониторинга:

- Мезим Форте таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой 4,2+3,5+0,25 тыс. ед. евр. ф 20 шт., упаковки ячейковые контурные;
- Риностоп капли назальные 0,1 % 10 мл флакон-капельницы.

Остальные лекарственные препараты (Альфа-токоферола ацетат,  Аскофен-П, Валидол, Корвалол, Феррогематоген,  Циннаризин, Цитрамон П и т.д.) не входят в указанные перечень и, следовательно, наценка на них не подлежит государственному регулированию.

Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<.......>

Исходя из Постановления итоговая розничная цена на препараты складывается следующим образом.
Цена производителя + наценка поставщика + наценка аптечной организации + НДС= розничная цена за единицу.

В ходе анализа представленных накладных  ООО «ВИТА» установлено следующее:

<.......>

Следовательно, ООО «ВИТА» при установлении розничной цены на лекарственные средства, относящиеся к жизненно необходимым придерживается Постановлением Кабинета Министров ЧР от  09.12.2010 г. N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях ООО «ВИТА» отсутствует факт нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1  статьей 29, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона « О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ООО «ВИТА»  № 144-АМЗ-2011 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и  предписание антимонопольного органа.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

04-06/678
От 08.02.2012

РЕШЕНИЕ

Резулятивная часть решения оглашена 26 января 2012 года, полный текст решения изготовлен 8 февраля 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 144-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Винокуровой Н.Ю.    -    зам. руководителя- начальника отдела товарных рынков  (зам. председателя Комиссии);
Соколовой В.И.    -    главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю.    -    старшего специалиста 3 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии).

при участии в заседании:
Михайловой С.М. – директора ООО «ВИТА»
 
рассмотрев материалы дела № 144-АМЗ-2011 возбужденного в отношении ООО «ВИТА» (429220, Чувашская Республика, п. Вурнары, ул. Советская, 41) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Чувашским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг правомерности установления цен на фармацевтическом рынке, организациями, включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 %. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ООО «Вита» включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в Вурнарском районе Чувашской Республики.

В соответствии с  частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может явиться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

-  нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования;
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
- установление монопольно высоких цен.

В ходе мониторинга фармацевтического рынка за 2 квартал 2011 года установлено следующее.  
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<.......>

В ходе мониторинга за 2 квартал 2011 года выявлено превышение ООО «Вита» размера фактической розничной надбавки на лекарственные средства над установленным нормативными правовыми актами предельным уровнем розничных надбавок на следующие препараты:

<.......>

В указанных действиях ООО «Вита» наблюдаются признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10  закона о защите конкуренции в части нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

Также в ходе мониторинга в действиях ООО «Вита» были установлены случаи повышения розничных цен на лекарственные препараты при одновременном соблюдении двух условий:
- изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило произошедшее за соответствующий период изменение его закупочной (оптовой) цены,
- данное изменение розничной (отпускной) цены на лекарственное средство превысило также сумму изменений инфляции и стоимости бивалютной корзины.
 Согласно информации, представленной ФАС России изменение инфляции и бивалютной корзины на 1 июля составили:

Изменение инфляции на 1 июля 2011г.
    
к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
           1,1                             4,9                                 9,1

Изменение бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.

к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
           -1,01                            -4                                -2,52

Сумма изменений инфляции и бивалютной корзины на 1 апреля 2011г.
к 1 апреля 2011, в %    к 1 января 2011, в %    к 1 июля 2010 г., в %
          0,09                               0,9                               6,58
                                    
Указанные случаи установления розничных цен у ООО «ВИТА» наблюдаются по  ряду препаратов, таких как:
          - Биопарокс, аэрозоль для ингаляций дозированный, 0,125 мг/доза 400 доз 20 мл - совокупная изменение составило 2,09 %;
          - Бромгексин  Берлин Хеми Драже 8 мг № 25 – 2,89 %;
          - Ринза таблетки № 10 – 3,79 %;
          - Эссенциале форте н капсулы 300 мг № 30 – 1,79 %.

Таким образом, розничные цены на вышеперечисленные препараты установлены ООО «ВИТА» в пределах, определенных Правительством Чувашской Республики, однако рост розничных цен на вышеприведённые препараты превышает рост соответствующих закупочных цен и суммы инфляции и бивалютной корзины, что указывает на признаки монопольно высоких цен, установленных ООО «ВИТА» на соответствующие жизненно важные лекарственные препараты, что образует  нарушение п.1 ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

По указанным фактам было возбуждено данное дело.

В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.

Представитель ООО «ВИТА» с выводами не согласились, нарушения антимонопольного законодательства не признал.

УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.

Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит запрет осуществления хо¬зяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятель¬ность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные ан¬тимонопольным законодательством (статья 11).

Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соот¬ветствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйст¬вующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

1. Приказом Чувашского УФАС России от 09.09.2008 № 78 ООО «ВИТА» включено в указанный Реестр по реализации лекарственных средств в п. Вурнары, Вурнарского р-на Чувашской Республики.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением,
Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой цены.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необ¬ходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1)    путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а)    расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизмен¬ными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б)    состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение со¬става продавцов или покупателей товара является незначительным;
в)    условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, ос¬тались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2)    путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а)    расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизи¬лись;
б)    состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в)    условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного  регулирования,  включая  налогообложение,  тарифное  регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, ко¬торая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Изучив представленную информацию Комиссия пришла к выводу, что изменение розничных цен на лекарственные препараты связанно с ростом закупочных цен, а так же иных затрат ООО «ВИТА» по их реализации.

2. Письмом от 27.09.2011 № 08/16-9242 Минздравсоцразвития ЧР сообщило, что ли перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, регулирование цен на которые осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411, входят следующие лекарственные средства, из проанализированных в рамках мониторинга:

- Мезим Форте таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой 4,2+3,5+0,25 тыс. ед. евр. ф 20 шт., упаковки ячейковые контурные;
- Риностоп капли назальные 0,1 % 10 мл флакон-капельницы.

Остальные лекарственные препараты (Альфа-токоферола ацетат,  Аскофен-П, Валидол, Корвалол, Феррогематоген,  Циннаризин, Цитрамон П и т.д.) не входят в указанные перечень и, следовательно, наценка на них не подлежит государственному регулированию.

Постановлением Кабинета Министров ЧР от 09.12.2010 N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (вступило в силу с 29 декабря 2010 г.) определенные размеры розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями  лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств:

<.......>

Исходя из Постановления итоговая розничная цена на препараты складывается следующим образом.
Цена производителя + наценка поставщика + наценка аптечной организации + НДС= розничная цена за единицу.

В ходе анализа представленных накладных  ООО «ВИТА» установлено следующее:

<.......>

Следовательно, ООО «ВИТА» при установлении розничной цены на лекарственные средства, относящиеся к жизненно необходимым придерживается Постановлением Кабинета Министров ЧР от  09.12.2010 г. N 411 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях ООО «ВИТА» отсутствует факт нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1  статьей 29, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона « О защите конкуренции» Комиссия:

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела в отношении ООО «ВИТА»  № 144-АМЗ-2011 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и  предписание антимонопольного органа.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-06/678 [format] => [safe_value] => 04-06/678 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 144-АМЗ-2011 [format] => [safe_value] => 144-АМЗ-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Розничная торговля [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-13 12:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-08 12:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1329136012 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чувашское УФАС России )