Контроль антимонопольного законодательства в 2012 году
В 2012 году в Чувашское УФАС России поступило 643 заявления о нарушениях антимонопольного законодательства (в 2011 г. – 489). По некоторым статьям Закона о защите конкуренции количество поданных в Управление заявлений увеличилось в разы, в частности, по статьям 15 и 17.
42% из всех заявителей не были довольны работой органов власти (статьи 15, 16). Чаще всего заявители жалуются на препятствование осуществлению предпринимательской деятельности (в 2012 г. выявлено 42 нарушения, в 2011 г. – 37) и на незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции (в 2012 г. выявлено 22 нарушения, в 2011 г. – 25).
В 2012 году незначительно уменьшилось количество жалоб на злоупотребления хозсубъектами доминирующим положением (статья 10). Если в 2011 году 208 граждан и юридических лиц не были довольны деятельностью монополистов, то в 2012 году лишь 187. По данной статье на рынке электро-теплоэнергии было установлено 22 нарушения, на рынке жилищно-коммунального хозяйства – 5. 11 из всех 36 выявленных нарушений связаны с навязыванием невыгодных условий договора, 10 – с необоснованным отказом от заключения договора, 8 – с необоснованным сокращением производства товара, 4 – с установлением монопольно высокой цены товара.
По-прежнему некоторые предприниматели и организации применяют в бизнесе приемы недобросовестной конкуренции (статья 14). В основном, подобные нарушения выявлены на таких рынках как жилищно-коммунальное хозяйство (3) и торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (2). В двух случаях распространялись недостоверные сведения и еще в двух потребители вводились в заблуждение.
Проводить торги без нарушения антимонопольного законодательства пока не получается. По статье 17 Закона о защите конкуренции выявлено 74 нарушения, к примеру, в 2011 году – 21. Из них 41 раз нарушен порядок определения победителя торгов, в 18 случаях произошло необоснованное ограничение доступа к участию в торгах. Управление также установило 8 фактов ограничения конкуренции между участниками торгов.
Стоит отдельно отметить, что 6 января 2012 года вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции. Новая статья предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке. За рассматриваемый период поступило 119 жалоб, из них 71 признаны обоснованными и 42 - необоснованными. Управление выдало 33 предписания, к настоящему моменту 19 из них уже исполнены.
В ходе рассмотрения поступивших заявлений антимонопольный орган выдал 24 предупреждения, из них 21 уже исполнено. (Новый способ воздействия на нарушителей вступил в силу 6 января 2012 года. Предупреждение выдается хозсубъекту, занимающему доминирующее положение, если выявлены признаки нарушения пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. В случае неисполнения предупреждения возбуждается дело). 2 дела Чувашское УФАС России возбудило после невыполнения предупреждений антимонопольного органа. Кроме того, Управление выдало одно предостережение по ст. 11.1 Закона о защите конкуренции.
256 заявлений послужили поводом для антимонопольного разбирательства (в 2011 г. – 173). Всего выявлено 250 нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2011 г. – 154), из них 220 – в результате рассмотрения заявлений и 30 – по инициативе антимонопольного органа.
Если проанализировать итоги 2012 года по сравнению с 2011 годом, то необходимо отметить увеличение показателей Чувашского УФАС России по всем направлениям деятельности Управления. В частности, рост количества возбужденных дел составил 130,8%, рост выявленных нарушений – 49%.
Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предписания для их устранения. Из 139 выданных предписаний на данный момент исполнены 49.
К административной ответственности привлечены 98 физических и юридических лиц (в 2011 г. – 125). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 5 млн. 416 тыс. 6 руб. (в 2011 г. – 48 млн. 777 тыс. руб.), из них 845 тыс. рублей – на должностные лица органов власти.
Виды нарушений антимонопольного законодательства (статья/часть) | в 2011 г. | в 2012 г. | ||||
Поступило заявлений | Возбуждено дел | Выявлено нарушений | Поступило заявлений | Возбуждено дел | Выявлено нарушений | |
ст.10 Запрет на злоупотребление х/с доминирующим положением | 208 | 54 | 26 | 187 | 30 | 36 |
ст.11 Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия х/с | 21 | 11 | 6 | 30 | 10 | 4 |
ст. 11.1 Запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия х/с | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
ст.14 Запрет на недобросовестную конкуренцию | 36 | 15 | 10 | 53 | 8 | 6 |
ст.15 Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти | 152 | 78 | 70 | 258 | 128 | 115 |
ст.16 Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия органов власти | 22 | 18 | 17 | 14 | 13 | 12 |
ст.17 Антимонопольные требования к торгам | 40 | 31 | 21 | 91 | 79 | 74 |
ст.17.1 Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества | 10 | 4 | 4 | 9 | 7 | 3 |
Всего: | 489 | 211 | 154 | 643 | 276 | 250 |