Конкурировать надо честно

Федеральная антимонопольная служба внимательно отслеживает публикации в СМИ. И не только на предмет соблюдения закона о рекламе. Порой пресса дает ей богатую пищу для реагирования. Не так давно в зоне внимания Чувашского управления ФАС оказалась очередная статья в «СЧ». Но она послужила поводом для наказания не газеты, а очень крупного монополиста.

Наш обозреватель Л. Арзамасова написала несколько статей о сокращении численности плацкартных вагонов в фирменном поезде «Чувашия». УФАС рас¬следовало (по собственной, за¬метим, инициативе) изложенные факты и возбудило дело в отно¬шении ОАО «Федеральная пас¬сажирская компания». Было установлено, что в начале 2011 года общество, сокра¬тив с 9 до 4 количе¬ство «плацкартов», одновременно увели¬чило количество бо¬лее дорогих, купей¬ных, вагонов, обосно¬вав это якобы необходимостью сокращения своих убытков. Но, как оказалось в ходе расследо¬вания, ОАО «ФПК» получило за 2010 год чистую прибыль, поскольку потери в доходах были в полной мере компенсированы из государственного бюджета в результате регулирования тари¬фов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах. То есть сокращать «плацкарту» при таком финансовом благопо¬лучии не было никакой необхо¬димости. Комиссия УФАС при¬знала ОАО «ФПК» нарушив¬шим п. 4 ч. 1 ст. 10 Федераль¬ного закона «О защите конку¬ренции». Обществу выдано предписание об устранении нарушения. Правда, железнодо¬рожники обжаловали вердикт антимонополыциков в суде, но, как завил руководитель Чуваш¬ского управления В. Борисов на пресс-конференции по ито¬гам работы управления в 2011 году, он верит в то, что суд поддержит их позицию.

Эту службу многие хозяйству¬ющие и другие субъекты недо¬любливают. Иные свою «лю¬бовь» демонстрирует с вызовом. «Иду не так давно на работу и вижу рядом с управлением баннер с рекламой кого бы вы думали? МММ...» - рассказал Вячеслав Аркадьевич. При¬шлось пристальней за¬няться рекламой деятельности Мавроди, которая подпадает под понятие «финансовые услуги». Выяснилось, что в рекламе нет сведений о тех, кто их оказыва¬ет, - это уже нарушение. Как и обещания об ожидаемой доход¬ности от рекламируемой дея¬тельности, что тоже противо¬речит закону о рекламе. Итог - возбуждение дела по данным фактам.

В прошлом году в УФАС поступило 489 заявлений о на¬рушениях антимонопольного за¬конодательства, что на 38% боль¬ше, чем в 2010-м. Жалуются в основном на нарушения закона о защите конкуренции. Не осла¬бевают проблемы и в электро-теплоснабжении. По словам ру¬ководителя, некото¬рые топ-менеджеры в этой сфере до сих пор считают, что если в их руках «ру¬бильники и венти¬ли», то они могут кого угодно поставить на колени. Половина нарушений по ст. 10 закона о защите конкуренции приходится на рынок сбора вывоза и утилизации твердых бытовых отходов. Не редкость и пресечение согласованных дей¬ствий между хозяйствующими субъектами.

Примечательно, что наиболь¬шее количество нарушений при¬ходится на органы власти и местного самоуправления. Чаще всего конкуренция ограничива¬лась власть имущими на пасса¬жирских автоперевозках, в ЖКХ, операциях с недвижимым иму¬ществом и землей.

В. Иванов