Команды «ФАС» не стоит бояться

20 лет назад страна взяла курс на рынок. Для этого ликвидировали монополизм в экономике,  объявив свободную конкуренцию, которая на первых порах была не просто недобросовестной, но и кровавой. Тогда же появился институт контроля за соблюдением рыночных правил в лице антимонопольного ведомства. В октябре 1991 года создали Чувашское территориальное управление Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а 13 декабря назначили  руководителя. К этой дате была приурочена конференция по теме «Монополизм и конкуренция: этапы развития», состоявшаяся в республиканской Торгово-промышленной палате.

Структура не раз меняла свое название. Первоначальную ее аббревиатуру путали с Чебоксарским троллейбусным управлением, так как мало кто знал, чем она занимается. В 2004 году ведомство было переименовано в Федеральную антимонопольную  службу – ФАС, на региональном  уровне УФАС,  что стало  ассоциироваться с агрессивностью. Однако руководитель управления  В. Борисов в своем выступлении заверил, что их команды не стоит пугаться. Если антимонопольщики и принимают жесткие меры к нарушителям закона, то лишь во благо экономики и добросовестных участников рынка.

Вячеслав Аркадьевич рассказал об этапах, в общем-то, уже немаленького пути, на протяжении которого совершенствовалось антимонопольное законодательство. В активе антимонопольщиков, в частности, реализация такого важного дела, как защита прав потребителей, за что они взялись первыми в стране. Они же стали следить и за добросовестностью рекламы, затем – за конкуренцией на рынке финансовых услуг. В 2004 году появился так называемый первый антимонопольный пакет. А двумя годами позже – знаковый закон о размещении заказов на  поставки товаров и выполнение услуг для государственных нужд, который позволил малому бизнесу на равных конкурировать с более приближенным к власти большим в получении государственных и муниципальных контрактов. 

Роль антимонопольного ведомства в создании рыночных цивилизованных условий становится все заметнее. Им контролируется  исполнение уже более десятка федеральных законов. Если в самом начале в месяц поступало 3-4 жалобы, то сегодня – более 30. За последние три года количество рассматриваемых дел с 36 в год увеличилось до 200. Соответственно растет количество выявленных нарушений. В 2007 году были введены так называемые оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, в частности, за необоснованное повышение цен. Суммы этих штрафов может исчисляться многими миллионами рублей, и такие прецеденты уже имеются. Правда, по словам В. Борисова, наши суды оказались  не готовы отправлять закон в этой части соразмерно нанесенному ущербу, ссылаясь на малозначительность нарушения.  Тем не менее, за 11 месяцев этого года в бюджет перечислено более 40 млн. рублей, взысканных в виде штрафов.

Высоко оценил деятельность управления вице-премьер-министр экономического развития, промышленности и торговли  И. Моторин.  Он привел в качестве положительного примера оперативное пресечение УФАСом  необоснованного завышения стоимости обучения в ЧГУ после  обращения министерства.  «Сейчас не осталось «священных коров», огражденных от внимания антимонопольного  управления», - сказал Иван Борисович.

А ведь еще не так давно таковые, похоже, были.  Никто на конференции почему-то не вспомнил о том, что  несколько лет назад  УФАС повергалось жесткой обструкции, а его руководитель считался фигурой умолчания. Из уст одного высокопоставленного чиновника Борисов обрел репутацию «неугомонного парня». УФАС прищучило одного монополиста в сфере снабжения энергоресурсами, а тот, апеллируя к власти, заявил, что если исполнить предписание антимонопольщиков, пострадает население. Перевел, словом, стрелки, вот и получил руководитель звание «неугомонного». Впрочем,  может, и к лучшему…

В. Иванов