Размещение госзаказов в строительной сфере и современные тенденции в применении законодательства Российской Федерации
Строительство - одна из самых трудозатратах, материалоемких отраслей экономики, которая требует больших капиталовложений. В условиях затянувшегося финансового кризиса на рынке строительства наступили сложные времена даже для тех крупных строительных компаний, которые казались самыми стабильными и устойчивыми. Особенно тяжело приходится выживать малому бизнесу, который не способен конкурировать с солидными строительными организациями, поскольку не имеет достаточных собственных основных и оборотных средств.
Рынок строительства в Чувашской Республике достаточно развит. В настоящее время в строительном комплексе республики зарегистрировано более 2500 предприятий, из них 2260 - малые предприятия, Именно государственный заказ в строительной сфере стал реальной возможностью для всех компаний пережить этот трудный период, а строители малого бизнеса делают ставку главным образом на госзаказ. Понятно, что для малого бизнеса госзаказ стал той «тихой гаванью», которая обеспечит ему и надежного заказчика и гарантированную оплату за исполнение государственного или муниципального контракта.
Сегодня распределение строительных заказов осуществляется исключительно на электронных торгах, которые обеспечивают привлечение нескольких претендентов - исполнителей, развитие между ними конкуренции, получение наиболее эффективного предложения по исполнению заказа. Тем самым торги в максимально прозрачных условиях становятся организационно-экономическим механизмом развития конкурентной среды, выявления конкурентоспособных участников строительного рынка.
Строительные организации малого бизнеса активно участвуют в аукционах за право заключения государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Многочисленные поступающие в антимонопольное управление жалобы от участников строительного рынка на действия заказчиков и аукционной комиссии при проведении аукционов свидетельствуют о том, насколько в острой конкурентной борьбе завоевывается своя «ниша» в госзаказе. Чувашское УФАС России в 2010 году рассмотрело 214 жалоб от строительных организаций малого бизнеса на нарушения при проведении аукционов, что составило 66 процентов от всех поступивших жалоб на размещенные заказы. В первом полугодии 2011 года количество жалоб в процентном отношении осталось на том же уровне: из 138 рассмотренных жалоб 91 - на действия заказчиков и комиссии в строительной сфере. Если говорить о структуре нарушений, то в основном, естественно, жалобы подаются на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах. Вместе с тем, при рассмотрении жалоб и проведении внеплановой проверки антимонопольный орган часто выявляет и другие нарушения, например, необоснованный допуск к участию в размещении заказа или установление в документации об аукционе положений, противоречащих требованиям законодательства о размещении заказов.
Следует отметить, что при электронной форме проведения аукционов, как показывает практика, сохранились и некоторые прежние проблемы, связанные с неисполнением заказчиками установленных законодательством требований к участникам размещения заказа, к содержанию аукционной документации, так и появились новые проблемы, обусловленные спецификой электронной формы документооборота. Кроме того, заказчики допускают нарушения при разработке документации об аукционе, связанные с особенностями, характерными для заказов в строительной сфере.
В силу требований Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектно-сметной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. Позиция федеральной антимонопольной службы такова, что, поскольку исчерпывающие требования к выполняемым работам определены в проектно-сметной документации (ПСД), то заказчик обязан разместить ее на официальном сайте в полном объеме. Отсутствие ПСД в составе документации о торгах означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое ценовое предложение, и является нарушением законодательства о размещении заказов.
Из анализа рассмотренных жалоб установлено, что при проведении аукционов в строительной сфере заказчик предъявляет зачастую к участникам либо необоснованные требования, либо, наоборот, не устанавливает те требования, которые регламентированы законом.
Сегодня самым главным требованием к участникам размещения заказа для участия в торгах в сфере строительства является наличие допуска саморегулируемой организации на осуществление функций генерального подрядчика. Его наличие позволяет участвовать в торгах на строительные работы и привлекать к работе по контракту субподрядчиков, но не позволяет генеральному подрядчику самостоятельно выполнять данный контракт, если у него нет необходимых допусков по предмету контракта к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Также важно отметить, что объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами (услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации), допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению количества участников размещения заказов. Например, если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения субподрядчиков, обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ лицом, осуществляющим строительство, лично, и соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии лицензии является нарушением законодательства.
Кроме того, при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов от 50 млн рублей и выше законодательно закреплено право заказчика устанавливать требование о предоставлении строительной компанией документа, подтверждающего, что она за последние пять лет построила и сдала в эксплуатацию объект, стоимость строительно-монтажных работ по которому составляет не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, на которую строительная компания претендует. При этом такое требование о выполнении работ устанавливается не в отношении аналогичных объектов, а на объектах, относящихся к той же группе, которая определяется исходя из классификации объектов: особо опасные и технически сложные; не относящиеся к особо опасным и технически сложным; объекты, не являющиеся объектами капитального строительства. Зачастую заказчики в документации об аукционе устанавливают требования, противоречащие данным нормам закона, а комиссия заказчика порой необоснованно допускает участника к аукциону, который представил в заявке сведения об опыте работы на объектах, где он выступил в качестве субподрядчика.
По-прежнему не выполняются заказчиками в полной мере требования, которые предъявляются законом к содержанию аукционной документации. В частности, несмотря на то, что законодателем требования к содержанию первых частей заявок дифференцированы в зависимости от предмета торгов, многие заказчики не различают предметы контракта, связанные с поставкой товара, выполнением работ и выполнением работ с использованием товара. Так, например, размещая заказ на ремонтные или строительные работы, заказчики не требуют от участников представлять в первой части заявки согласие на выполнение работ, в том числе согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе или конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
В то же время сами заказчики при этом, как и раньше, указывая в аукционной документации на товарные знаки, не сопровождают словами «или эквивалент» либо, если такое требование законодательства все-таки выполняют, то забывают о своей обязанности указывать максимальные и минимальные значения показателей технический характеристик товара, позволяющих определить его соответствие потребностям заказчика или эквивалентности используемого товара при выполнении строительных или ремонтных работ.
Как было уже отмечено выше, кроме некоторых существующих проблем при размещении заказов в строительной сфере, при проведении электронных аукционов появилась новая общая проблема, связанная с электронной формой документооборота. Связано это с тем, что ни заказчики, ни участники размещения заказа не готовы к такому способу обмена электронных документов, особенно на стадии заключения контракта, когда электронная площадка жестко контролирует регламентированные законом сроки направления каждой стороной проекта контракта и автоматически прекращает процедуру при ее нарушении. Зачастую при благополучно проведенном аукционе срывы сроков заключения контрактов происходят из-за «человеческого фактора», когда победитель не успевает вовремя подписать контракт электронной цифровой подписью или несвоевременно представляет обеспечение контракта и попадает в разряд «уклонистов».
В связи с этим хочется пожелать всем победителям торгов серьезнее и ответственнее относиться к завершающему этапу процедуры размещения заказа, не оставлять подписание контракта на последний пятый день во избежание последующих проблем, связанных с угрозой включения в реестр недобросовестных поставщиков.