Размещение госзаказов в строительной сфере и современные тенденции в применении законодательства Российской Федерации

Строительство - одна из самых трудозатратах, материалоемких от­раслей экономики, которая требует больших капиталовложений. В усло­виях затянувшегося финансового кри­зиса на рынке строительства насту­пили сложные времена даже для тех крупных строительных компаний, ко­торые казались самыми стабильными и устойчивыми. Особенно тяжело при­ходится выживать малому бизнесу, который не способен конкурировать с солидными строительными организа­циями, поскольку не имеет достаточ­ных собственных основных и оборот­ных средств.

 

Рынок строительства в Чувашской Республике достаточно развит. В на­стоящее время в строительном ком­плексе республики зарегистрировано более 2500 предприятий, из них 2260 - малые предприятия, Именно госу­дарственный заказ в строительной сфере стал реальной возможностью для всех компаний пережить этот трудный период, а строители малого бизнеса делают ставку главным обра­зом на госзаказ. Понятно, что для ма­лого бизнеса госзаказ стал той «тихой гаванью», которая обеспечит ему и надежного заказчика и гарантированную оплату за исполнение государственно­го или муниципального контракта.

 

Сегодня распределение строи­тельных заказов осуществляется ис­ключительно на электронных торгах, которые обеспечивают привлечение нескольких претендентов - исполни­телей, развитие между ними конку­ренции, получение наиболее эффек­тивного предложения по исполнению заказа. Тем самым торги в максималь­но прозрачных условиях становятся организационно-экономическим меха­низмом развития конкурентной сре­ды, выявления конкурентоспособных участников строительного рынка.

 

Строительные организации ма­лого бизнеса активно участвуют в аукционах за право заключения го­сударственных и муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капи­тальному ремонту объектов капиталь­ного строительства. Многочисленные поступающие в антимонопольное управление жалобы от участников строительного рынка на действия за­казчиков и аукционной комиссии при проведении аукционов свидетельству­ют о том, насколько в острой конку­рентной борьбе завоевывается своя «ниша» в госзаказе. Чувашское УФАС России в 2010 году рассмотрело 214 жалоб от строительных организаций малого бизнеса на нарушения при про­ведении аукционов, что составило 66 процентов от всех поступивших жалоб на размещенные заказы. В первом по­лугодии 2011 года количество жалоб в процентном отношении осталось на том же уровне: из 138 рассмотренных жалоб 91 - на действия заказчиков и комиссии в строительной сфере. Если говорить о структуре нарушений, то в основном, естественно, жалобы пода­ются на необоснованный отказ в допу­ске к участию в торгах. Вместе с тем, при рассмотрении жалоб и проведении внеплановой проверки антимонополь­ный орган часто выявляет и другие на­рушения, например, необоснованный допуск к участию в размещении заказа или установление в документации об аукционе положений, противоречащих требованиям законодательства о раз­мещении заказов.

 

Следует отметить, что при элек­тронной форме проведения аукционов, как показывает практика, сохранились и некоторые прежние проблемы, свя­занные с неисполнением заказчиками установленных законодательством требований к участникам размещения заказа, к содержанию аукционной до­кументации, так и появились новые проблемы, обусловленные специфи­кой электронной формы докумен­тооборота. Кроме того, заказчики до­пускают нарушения при разработке документации об аукционе, связанные с особенностями, характерными для заказов в строительной сфере.

 

В силу требований Градостроительного Кодекса Российской Феде­рации строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капи­тального строительства осуществля­ется на основании проектно-сметной документации, которая содержит по­казатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ по­требностям заказчика. Позиция феде­ральной антимонопольной службы та­кова, что, поскольку исчерпывающие требования к выполняемым работам определены в проектно-сметной до­кументации (ПСД), то заказчик обязан разместить ее на официальном сайте в полном объеме. Отсутствие ПСД в составе документации о торгах озна­чает, что заказчик не установил тре­бования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника раз­мещения заказа обоснованно сформи­ровать свое ценовое предложение, и является нарушением законодатель­ства о размещении заказов.

 

Из анализа рассмотренных жалоб установлено, что при проведении аук­ционов в строительной сфере заказ­чик предъявляет зачастую к участни­кам либо необоснованные требования, либо, наоборот, не устанавливает те требования, которые регламентирова­ны законом.

 

Сегодня самым главным требова­нием к участникам размещения заказа для участия в торгах в сфере строи­тельства является наличие допуска саморегулируемой организации на осуществление функций генерального подрядчика. Его наличие позволяет участвовать в торгах на строитель­ные работы и привлекать к работе по контракту субподрядчиков, но не позволяет генеральному подрядчику самостоятельно выполнять данный контракт, если у него нет необходи­мых допусков по предмету контракта к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитально­го строительства.

 

Также важно отметить, что объеди­нение в один лот строительных ра­бот с иными работами или услугами (услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации), допускается в случае, если такие работы или услуги являют­ся технологически или функционально связанными со строительными рабо­тами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению количе­ства участников размещения заказов. Например, если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответ­ствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привле­чения субподрядчиков, обладающих соответствующей лицензией, то уста­новление требования о выполнении таких работ лицом, осуществляющим строительство, лично, и соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии лицензии явля­ется нарушением законодательства.

 

Кроме того, при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капи­тальному ремонту объектов от 50 млн рублей и выше законодательно закреплено право заказчика устанав­ливать требование о предоставлении строительной компанией документа, подтверждающего, что она за по­следние пять лет построила и сдала в эксплуатацию объект, стоимость строительно-монтажных работ по ко­торому составляет не менее 20 про­центов от начальной (максимальной) цены контракта, на которую строи­тельная компания претендует. При этом такое требование о выполнении работ устанавливается не в отноше­нии аналогичных объектов, а на объ­ектах, относящихся к той же группе, которая определяется исходя из клас­сификации объектов: особо опасные и технически сложные; не относящиеся к особо опасным и технически слож­ным; объекты, не являющиеся объ­ектами капитального строительства. Зачастую заказчики в документации об аукционе устанавливают требова­ния, противоречащие данным нормам закона, а комиссия заказчика порой необоснованно допускает участника к аукциону, который представил в за­явке сведения об опыте работы на объектах, где он выступил в качестве субподрядчика.

 

По-прежнему не выполняются за­казчиками в полной мере требования, которые предъявляются законом к содержанию аукционной документации. В частности, несмотря на то, что законодателем требования к содержа­нию первых частей заявок дифферен­цированы в зависимости от предмета торгов, многие заказчики не различа­ют предметы контракта, связанные с поставкой товара, выполнением работ и выполнением работ с использовани­ем товара. Так, например, размещая заказ на ремонтные или строительные работы, заказчики не требуют от участ­ников представлять в первой части за­явки согласие на выполнение работ, в том числе согласие на использование товара, указание на товарный знак ко­торого содержится в документации об аукционе или конкретные показатели используемого товара, соответствую­щие значениям, установленным доку­ментацией об аукционе.

 

В то же время сами заказчики при этом, как и раньше, указывая в аук­ционной документации на товарные знаки, не сопровождают словами «или эквивалент» либо, если такое тре­бование законодательства все-таки выполняют, то забывают о своей обя­занности указывать максимальные и минимальные значения показателей технический характеристик товара, позволяющих определить его соот­ветствие потребностям заказчика или эквивалентности используемого това­ра при выполнении строительных или ремонтных работ.

 

Как было уже отмечено выше, кроме некоторых существующих проблем при размещении заказов в строительной сфере, при проведении электронных аукционов появилась новая общая проблема, связанная с электронной формой документообо­рота. Связано это с тем, что ни заказ­чики, ни участники размещения заказа не готовы к такому способу обмена электронных документов, особенно на стадии заключения контракта, когда электронная площадка жестко контро­лирует регламентированные законом сроки направления каждой стороной проекта контракта и автоматически прекращает процедуру при ее нару­шении. Зачастую при благополучно проведенном аукционе срывы сроков заключения контрактов происходят из-за «человеческого фактора», ког­да победитель не успевает вовремя подписать контракт электронной циф­ровой подписью или несвоевременно представляет обеспечение контракта и попадает в разряд «уклонистов».

 

В связи с этим хочется пожелать всем победителям торгов серьезнее и ответственнее относиться к завер­шающему этапу процедуры размеще­ния заказа, не оставлять подписание контракта на последний пятый день во избежание последующих проблем, связанных с угрозой включения в ре­естр недобросовестных поставщиков.