Маленькие хитрости большого прилавка

Наша газета уже неоднократно рассказывала о том, как не­просто местным товаропроизводителям пробиться в сете­вые супермаркеты, появляющиеся в Чебоксарах как грибы после дождя. На недавней пресс-конференции руководи­тель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике В. Борисов подтвердил, что пробле­ма существует. И, увы, местные предприниматели быстро опускают руки, даже не догадываясь обратиться за помощью в эту госструктуру.

 

Только один доморощенный бизнесмен, занимающийся сладо­стями, попал сначала под опеку антимонопольного ведомства, а затем и на прилавки той торго­вой сети, которой предлагал свою продукцию, но раз за разом по­лучал отказ. Остальные товаро­производители не проявляют та­кой настойчивости и готовы до­вольствоваться менее крупными торговыми точками, где их товар не будет подвергаться жесткой конкуренции со стороны продук­ции из других регионов. Как бы там ни было, Вячеслав Аркадье­вич публично заверил, что анти­монопольная служба готова встать на защиту бизнеса Чува­шии. А его права могут считать­ся нарушенными уже в том слу­чае, если торговые сети не пре­доставляют в широкий доступ свои требования к поставляемой продукции.

 

К слову сказать, супермаркеты не всегда честно играют не только с потенциальными постав­щиками, но и с  покупателями. Стоит только вспомнить «греч­невый» ажиотаж прошлогоднего лета. Цены на гречку взлетели буквально до заоблачных высот. Однако, как выяснили специали­сты УФАС, не всегда в этом были виноваты поставщики. В некоторые супермаркеты завози­ли гречку и по вполне сносным ценам в целях более быстрой реализации. А торговая наценка на нее доходила до 120 процен­тов! И весь гречневый ассорти­мент стоил одинаково дорого.

 

Подобную тактику специалис­ты антимонопольного ведомства определяют как дискриминацию интересов поставщиков. Кста­ти, и любимые народом рас­продажи яиц или, например, крупы тоже можно отнести к дискриминации их интересов. Чтобы привлечь покупателей, объявляется небывалое сниже­ние цены на какой-либо товар. Его распродают чуть ли не в убыток себе, на первый взгляд, даже ниже закупочной цены. Но эта небольшая хитрость приводит к тому, что объемы продаж увеличиваются, и ма­газин снова в плюсе. Осчас­тливленным покупателям и невдомек, что, по правилам, как объясняют в антимоно­польной службе, не меньшие скидки должны предоставлять­ся на аналогичный товар и дру­гих производителей.

 

Впрочем, цацкаться с нару­шителями больше не будут, по­обещали все на той же пресс-конференции. Это раньше за нарушение Закона о торговле не была предусмотрена админи­стративная ответственность. Но в конце прошлого года в зако­нодательство были внесены се­рьезные изменения. Штрафовать будут и за нарушение антимо­нопольных правил при торгов­ле, и за не предоставление ин­формации об условиях постав­ки продовольственных товаров, и за многое другое. Более того, суммы штрафов обозна­чены весьма внушительные. Например, для юридических лиц - от миллиона до пяти миллионов рублей. С должнос­тными лицами готовы обойтись гуманнее. Штраф для них мо­жет составить от 20 до 40 тысяч рублей.