Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев: В ценах на бензин заложены взятки и откаты

НЕФТЯНИКОВ ЖДУТ ЛЕТНИЕ ПОСАДКИ


- Игорь Юрьевич, объясните наконец простому человеку, что у нас происходит с ценами на бензин. Росстат уверяет, что с начала года они выросли на 1,8%, но мы в газете поставили эксперимент - месяц собирали чеки на одной бензоколонке - и получили совершенно другой результат. Только за апрель бензин подорожал на рубль, а это около 5%.


- Совершенно очевидный результат. Следствие действий нефтяных компаний и их монополизма.


- Что же вы с ними все договариваетесь и договариваетесь, а с мертвой точки положение не движется?


- А мы не хотим с ними договариваться. Но протягиваем им руку. Не хотите платить огромные оборотные штрафы (от 1% до 15% от оборота компании) - давайте решать вопрос ценообразования по-другому. Мы постоянно говорили нефтяным компаниям, что у них есть выбор: или пользуйтесь формулой справедливой цены, или идите на биржу. Мы не загоняем в безвыходное положение, предлагаем выбор, но и спрашиваем  жестко.

 

- Похоже, это будет делать проще после решения Высшего арбитражного суда (в конце мая ВАС подтвердил правомерность претензий антимонопольной службы к большой четверке нефтяных компаний, а также штраф в 1,1 млрд. рублей, наложенный на ТНК-BP. - Прим. ред.). Теперь компаниям не удастся опротестовать ваши санкции, что они с успехом делали раньше. Значит, и с остальных нефтяников сможете получить штраф на общую сумму в 30 млрд. рублей?


- Решение суда - это прецедент. Мы ожидаем, что в течение второго полугодия примерно 40 антимонопольных дел в регионах и 7 дел на федеральном уровне против нефтяных компаний будут завершены. Нефтяники заплатят около миллиарда долларов в общей сложности в госказну.


Акционеры компаний, на мой взгляд, должны собраться и подумать, что им делать. Потому что если компании и дальше будут устанавливать и удерживать монопольно высокие цены, мы будем вынуждены начать третью волну антимонопольных дел.


- То есть вы готовы идти до конца?


- Мы никогда не хотели перегибать палку. К примеру, в начале мая мы видели, что цены во время майских праздников резко пошли вверх. Но суд был назначен на 25 мая, и мы воздержались от решительных действий. Ведь если бы за 20 дней до заседания мы объявили третью волну антимонопольных дел, то это можно было воспринять как давление на суд. Мы этого не сделали. Ждали решения. Теперь все понятно. Теперь подождем, пока не получим на руки текст решения, а потом начнем действовать по обстановке.


- А пока бездействуете?


- Не совсем. Обратились с письмами в компании, чтобы они начали менять политику. Мы надеемся, что они уйдут от непрозрачного ценообразования и откажутся от посредников.


- Это те же будут нефтяные компании?


- Они всегда одни и те же. Пока у нас четыре главных монополиста, поэтому и нет реальной конкуренции. Если бы их было сто, тогда бы не было таких претензий с нашей стороны.


- Третья волна рассматривается новым антимонопольным законодательством как рецидив. Соответственно штрафами уже не отделаешься. На повестке - уголовная статья, чреватая посадками.


- Да, уголовная статья грозит менеджерам, если они три раза приняли решение о монопольно высокой цене.


- Примерно сколько сейчас бензин должен стоить?


- 92-й бензин, например, должен стоить на 15 - 20 процентов дешевле на европейской части России. Именно в этих процентах, помимо обычной практики, заложена вся неучтенка: взятки, откаты как персоналу, так и чиновникам. Многое из того, что осуждается законодательством, на практике, к сожалению, существует. Это и то, что украдено, и то, что основано на коррупционных схемах. Попробуйте купить с какого-нибудь завода нефтепродукт - не получится. Мы увидим кучу посредников. Если их убрать - цены могут снизиться.


- А сколько посредников может быть?


- Три-четыре обычно. Это не считая розницы.


- Вы уверены, что призрак уголовной статьи напугает нефтяников? Психологически люди до конца не верят, что их могут посадить.


- Не так уж мало людей, которые тоже не верили. Где они сейчас? Сегодня существует совершенно понятный закон и порядок. Почему американские суды в прошлом году отправили более двадцати чиновников и менеджеров высокого уровня за решетку на три - пять - восемь лет за нарушения антимонопольного законодательства? У нас теперь похожее законодательство.


БОЛЬШИХ СКАЧКОВ НА АВИАБИЛЕТЫ НЕ БУДЕТ?


- Еще один нефтепродукт чрезвычайно беспокоит население, особенно в преддверии отпусков. Авиатопливо. Уже сейчас на некоторых маршрутах так называемый топливный сбор вырос в два раза.


- С авиатопливом все проще. В прошлом году - спасибо Сергею Борисовичу Иванову (вице-премьер правительства. - Прим. ред.), который взял на себя ответственность, - вышло постановление правительства. Оно касается топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах. Вечная наша головная боль - по 70 дел в году заводили против ТЗК, которые узурпировали на тот момент хранение и доставку топлива к самолетам. Теперь ситуация изменилась. Большие и средние компании получили доступ в аэропорты. Многие из них уже работают не с одним, а с двумя, тремя поставщиками. Как только появилась конкуренция, цены стали падать. На 30%, между прочим. Поэтому я не предвижу в этом году больших скачков в стоимости авиабилетов.


- Авиакомпании тоже, надо сказать, не агнцы. У меня есть несколько коллег из Оренбурга. Жалуются, что билет на родину дороже в несколько раз, чем в Париж. Все потому, что только одна компания - «Оренбургские авиалинии» - обслуживает этот маршрут.


- Это чистый монополизм. Придем и проверим. Мы такие дела рассматриваем. Уже десятки процессов на счету.


- Какие еще нарушения есть у авиакомпаний?

 

- Не может быть несдаваемых билетов. Есть норма Воздушного кодекса РФ, которая говорит, что запрещается продавать те билеты, которые нельзя сдать. Но они продаются по так называемому низкому тарифу. Нам говорят: тогда они отменят эти низкие тарифы и будут продавать по более высокой цене. Мы отвечаем, что по чисто экономическим причинам этого не будет. Так или иначе, но сегодня надо Воздушный кодекс выполнять. Нужно искать баланс между интересами потребителей и производителей.

 

ОСТОРОЖНЕЕ С ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕМ


- В прошлом году приняли Закон о торговле, а цены не идут вниз. Может, зря отказались от идеи госрегулирования? Хотя бы такого, как на фармацевтическом рынке? Цены там реально упали.


- Регулирование - вещь не лишняя, но когда оно становится чрезмерным, то возрастают риски. В отношении ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства) регулирование цен считаю оправданным. Хотя обратная сторона медали - это ограничение цен привело к тому, что все остальные препараты подорожали. Да, они не являются жизненно необходимыми, но часто являются общеупотребимыми. Мы хорошо помним, что надо быть очень осторожными с госрегулированием рыночной экономики.


- В Законе о торговле тоже ввели элемент регулирования, но более мягкого. В перечне продуктов, цены на которые будут контролировать, всего 24 наименования. Почти в 20 раз меньше, чем в истории с лекарствами.


- И еще меньше не мешало бы. Стандартная буханка хлеба, молоко для ребенка, еще пять-шесть социально значимых продуктов - и достаточно. Иначе будет такой же обратный эффект, как с лекарствами.


- Пока мы не видим последствий вступившего в силу в феврале Закона о торговле. Вы уже проводите проверки по его соблюдению?


- Мы только сейчас начали проверки. Торговым сетям дали 180 дней на переходный период, чтобы привести контракты с производителями в соответствие с требованиями закона. С 1 сентября начнем проверки, которые будут заканчиваться санкциями. Пока у меня впечатление, что ничего к лучшему не меняется.


- Может, потому что 180 дней еще не прошло?


- Я не знаю, что будет через 180 дней. Я думаю, торговые сети умеют себя защищать и надеются это сделать. Есть ощущение, что переходный период торговые сети используют не на адаптацию, а на мимикрию: переписывают ту же самую норму, но другими словами. Мы разберемся. Многие, конечно, хотят затянуть процесс, начав многочисленные судебные разбирательства. Возможно, им покажется, что если они будут так действовать, то еще лет на пять затянут фактическое выполнение закона. Так не получится. Если общество по-прежнему будет не удовлетворено результатами, то закон ужесточат. Пока приняли более мягкий вариант.


- Если бы они выполняли закон, то мы бы увидели это на ценниках...


- Вначале мы бы об этом услышали. Уверен, к нам пришли бы ассоциации малого бизнеса и сказали, что ситуация стала меняться и они получили доступ к полкам магазинов. А пока я слышу только жалобы.


- Но ритейлеры уверяют, что к ним жестко отнеслись, приводя в пример норму запрещающую открывать новые магазины в рамках административной территории, если доля на рынке превышает 25 процентов.


- Они много чего говорили. Смотрите, сейчас все торговые центры выстроены в Москве вокруг Кольцевой. Есть у тебя магазин в Одинцовском районе - и хватит. Возьми и передвинься подальше от МКАД. Мы хотим, чтобы они развивались по горизонтали. Мы заинтересованы в том, чтобы хорошие магазины по стране распространялись и не было монополизма, за которым всегда повышение цен.

 

В МОСКВУ ЗА КЛЕЙМОМ ДЛЯ БЕЛИЧЬЕЙ ШКУРКИ


- У журналистов появилась любимая игрушка - сайт госзакупок. Он существует, ведомства публикуют на нем конкурсную информацию. Журналисты начинают с него свой день и веселятся, выуживая заказ на покупку золотой кровати для МВД или кубинских сигар для областной больницы. Смех смехом, но положение не меняется. Как закупали золотые кровати и бронированные «Мерседесы», так и покупают. Почему?


- Вместе с Министерством экономики РФ мы добились, чтобы такой сайт был. С 1 января 2011 года будет новый поисковик. Более совершенный, удобный. Легче будет выуживать «золотые кровати».

- А если процедура выдерживается, но чиновники закупают откровенно неуместные вещи?


- Необходим запрет на госзакупки потребительских товаров премиального сегмента.


- Много ли нарушений по проведению конкурсов?


- За прошлый год более 15 тысяч нарушений.


- Вы сейчас проверяете все ведомства, насколько я знаю?


- Это не проверка. Это работа в рамках комиссии по административной реформе, которую возглавляет вице-премьер Сергей Собянин. Мы вместе с Минэкономики должны выявить административные барьеры, которые мешают бизнесу. Встречаемся с предпринимателями, узнаем, что препятствует их работе, проверяем, какие процедуры есть в нормативной базе, но которые бессмысленны. Столько, знаете ли, наплодили лишнего: бесчисленные справки, разрешения... И за все нужно платить. Огромное количество барьеров, которые служат, прямо скажем, для целей обогащения. А бизнес страдает.


Мы уже провели работу по анализу избыточных функций Минсельхоза и Россельхознадзора, системы Министерства образования. Сейчас занимаемся Ростехнадзором, Минрегионразвития.


- Каковы результаты?


- Правительственная комиссия по административной реформе поддержала наше предложение отменить 64 функции в системе Минсельхоза, в сфере образования около 20 функций уточнили. По строительству план огромный. Думаю, что сотня процедур, не меньше, пойдет под нож.


- Может, приведете примеры?


- Скажем, Россельхознадзор при выдаче разрешения на экспорт в Евросоюз обязывал производителей зерна проводить кучу лабораторных исследований. Стоило это предпринимателям больших денег и это уже помимо других платежей, таможенных пошлин. Казалось бы, что тут такого? Но дело все в том, что там, в Евросоюзе, существуют жесточайшие требования проверки зерна. Если что-то будет не в порядке, то все равно наше зерно в Европу не пустят и выставят такие санкции, что мало не покажется. Россельхознадзор же объяснял это тем, что должен поддерживать высокое реноме России на европейском рынке. Но в результате получается двойная проверка и двойные же расходы.


- Грубо говоря, если бы в загранпаспорт ставили выездную визу?


- Совершенно точно. Таких ситуаций много. Например, создали когда-то контору, чтобы клеймить шкурки белок и других животных. Причем сделать это можно было только в одном месте в Москве и за хорошее вознаграждение. А белок у нас где обычно отлавливают? В Сибири. Значит, надо было все эти шкурки, чтобы поставить клеймо, тащить за тысячи километров. Представляете, сколько после этого стоит мех? Сейчас мы это уже отменили.


- А какие самые нелепые процедуры?


- Вот совсем нелепый случай с продажей цветов. Предприниматели получают сертификат и разрешение на продажу цветов. Но на этом все не заканчивается. Нужно было получить сертификат на каждый букет. Теперь понимаете, почему у нас цветы такие дорогие?


- Быстро ли получается отменить нелепые процедуры?


- Довольно быстро. Сначала мы с МЭР в рамках рабочей группы приходим к соглашению и выносим на рассмотрение комиссии под руководством вице-премьера Собянина. Если комиссия соглашается с нами, то документ уходит к премьер-министру, а потом выходит в качестве распоряжения правительства. Эта комиссия хороша в том числе тем, что ее решения в виде проектов постановлений, распоряжений правительства сразу ложатся на стол к председателю. То есть исключается необходимость бесчисленных согласований со всеми ведомствами. На этом этапе, как известно, многие инициативы у нас и умирают.