Глава Чувашского УФАС: Есть идея, что за необоснованную жалобу надо платить

В 2009 году в Чувашии более чем вдвое возросло число жалоб на действия заказчика, конкурсной аукционной и котировочной комиссии при размещении заказов. Из них число обоснованных - 64 (34%), по итогам их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам выдано 67 предписаний. При этом в Чувашском УФАС полагают, что некоторые заявители жалуются «ради того, чтобы пожаловаться». Как передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости, это мнение высказал на пресс-конференции глава антимонопольной службы Чувашии Вячеслав Борисов, комментируя ситуацию с контролем размещения государственных и муниципальных заказов по итогам 2009 года. По его словам, 50-60- жалоб - повторяющиеся: жалуются одни и те же заявители, но на разных заказчиков: «Высокий процент необоснованных жалоб говорит о том, что иногда заявители начинают злоупотреблять своим правом. Имея право обжаловать действия заказчика, начинают слишком вольно ими пользоваться и просто отнимают время у всех. Иногда с целью просто сорвать размещение заказа - с тем, чтобы не допустить добросовестному заказчику в установленные сроки разместить заказ».

Вячеслав Борисов отметил, что «такой вал жалоб» служба получила в декабре 2009 года, когда за один месяц было принято к рассмотрению столько же заявлений, сколько ранее - за один квартал, а в день рассматривалось 3-4 жалобы, в то время как в другие месяцы - по 5-6 еженедельно. «И жалобы были ради того, чтобы пожаловаться. Иногда, может быть, с целью оказать давление на заказчика. С тем, что жалоба поможет максимально затянуть подписание контракта в установленные законом сроки подписать, - предполагает Вячеслав Борисов. - Я не говорю сейчас с уверенностью, что с этой целью, мы такое не устанавливаем, но я думаю, что такое могло быть. Особенно когда подавали жалобы 29 декабря, 30 декабря, когда понятно, что уже в нормальные, установленные сроки в 2009 году мы эту жалобу не рассмотрим. Или когда подавали 25 декабря, но на последний день подписания контракта... Конечно, это создаёт определённую нервозность в работе заказчика».

Глава Чувашского УФАС обратил внимание на то, что сегодня «определённые должные лица ФАС России и Минэкономразвития приходят к мысли, что если предприниматели жалуются необоснованно, то за эту жалобу они должны платить».

По данным антимонопольной службы Чувашии, 104 жалобы поступили на действия заказчика при размещении заказов для федеральных нужд. Наибольшая доля нарушений (25%) связана с установлением требований к участникам, либо к заявке, противоречащих закону. В 2009 году в управление госзаказчиками направлены сведения о 10 недобросовестных поставщиках, из них восемь участников уклонились от заключения государственного контракта. По итогам прошлого года сумма штрафов в сфере контроля за размещением заказов составил 1,5 млн рублей.

Что касается заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, то в 2009 году в Чувашское УФАС поступило 220 жалоб, из них 125 приходится на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением.