В банковской рекламе запрещают мелкий шрифт

Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в закон «О рекламе»: вся информация должна указываться одинаковым шрифтом.

В соответствии с действующим рекламным законодательством билборды, плакаты или телеролики банковских кредитов или вкладов должны были обязательно указывать все условия предоставляемых услуг. Но банки предпочитали информацию о дополнительных издержках и выплатах клиента указывать в рекламе мелким шрифтом. Настолько мелким, что большинство клиентов и вовсе не замечали этот текст.

Эту ситуацию и намерены изменить сотрудники ФАС после принятия поправок. Изменения в законе предусматривают, что в тексте рекламы финансовых услуг все условия, которые влияют на доходы или расходы клиентов, должны быть написаны шрифтом одинакового размера.

Например, как сообщает управления ФАС по Ивановской области, ИКБ «Совкомбанк» был оштрафован на 50 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу банковского вклада «Максимальный доход плюс».

Реклама представляла собой плакаты с изображением актера Бориса Щербакова, беседующего с женщиной, и огромной надписью «18,5%», и текстом «пожалуй, максимальный процент по вкладу с государственной гарантией».

В нижней части плакатов размещался текст, в котором мелким нечитаемым шрифтом были указаны иные условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица.

Ролики с рекламой вклада «Максимальный доход плюс» транслировалась и на телеканале РТР с 8 апреля по 30 июня 2009 года. Однако в телевизионной рекламе иные условия не только были выполнены мелким шрифтом, но и появлялись на экране лишь 3-4 секунды, в течение которых прочесть и уяснить их не представлялось возможным.

Таким образом, в этой рекламе нарушена 28 статья закона «О рекламе», согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе же «Совкомбанка» мелкий нечитаемый шрифт не позволял потребителю воспринимать эти сведения, следовательно, такой текст не мог расцениваться как их наличие.

Как пояснил газете «Гудок» заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, поправки в закон «О рекламе» не ограничивают размер шрифта, так как на рекламном щите любого мелкого шрифта не видно. Они призваны подтолкнуть банки к переходу на имиджевую рекламу.

«Банки могут изменить условия своих продуктов, избавившись от разнообразных комиссий, влияющих на окончательную стоимость.

С такими поправками у нас точно не будет рекламы кредитов под 0% годовых», - отмечает Кашеваров. - «После принятия поправок будет выбор: или вообще не указывать в рекламе существенных деталей (в частности, процентные ставки), или указывать их все и шрифтом одного размера. Потребителя интересует конечный итог, а не процентное соотношение – ведь в магазине вас интересует в первую очередь цена колбасы, а не процентное соотношение ингредиентов, из которых она состоит», - уверен заместитель руководителя ФАС.

Глава рекламного агентства «Либрия» Владимир Куприянов полагает что установление единых правил в рекламе банковских услуг нужно и потребителю, и самим рекламщикам. «Такая мера позволит уйти от однообразных клише и усилить конкуренцию. С принятием поправок на рынке будут больше цениться креатив и профессионализм, как, к примеру, это и происходит в Европе», – отметил он.

Между тем эксперты рекламного рынка полагают что поправки, предложенные антимонопольной службой, если они будут приняты, должны касаться не только банков, но и мобильных операторов, рекламирующих новые тарифы, и туристические и страховые компании. На что в ФАС отвечают, что Минэкономразвития после принятия поправок распространит их действие и на другие направления рекламного рынка.

В настоящее время проект поправок находится на согласовании в профильных комитетах и ведомствах – при этом в Минэкономразвития и Федеральной службе по финансовым рынкам поправки уже одобрены.

Для рынка банковской рекламы предстоит определиться: искать новые рекламные приемы, искать новые носители или просто оплачивать больше рекламной площади, чтобы указать на ней все условия кредитов или вкладов.