Протокол от 21 сентября 2022 года

ЧУВАШСКОЕ УФАС РОССИИ

 

ПРОТОКОЛ

 

ОЧНОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ЧУВАШСКОМ УФАС РОССИИ

                                                                 

 

21 сентября 2022 г.                                                                                            № 2

 

Председательствовал                                                                Кустарин И.В.

 

участвовали:

 

Члены Совета:

Андреев Е.А., Иккерт А.В., Разумова И.В., Андриенко К.А., Яруткин А.В., Паладьев В.Д.

 

 

Приглашенные: руководитель Чувашского УФАС России Котеев В.В., заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокурова Н.Ю., Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Рыбаков А.Н.

 

 

I. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства за первое полугодие 2022 года

(Котеев В.В., Кустарин И.В.)

 

В первом полугодии 2022 года Чувашское УФАС России рассмотрело 198 заявлений по признакам нарушения Закона о защите конкуренции (в I полугодии 2021 г. – 362).

В 7 раз уменьшилось количество обращений на действия (бездействие) органов власти (статьи 15 и 16). Жители Чувашии жаловались на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, установление ограничений в выборе продавцов и т.п. По остальным направлениям деятельности показатели остались на уровне прошлого года или уменьшились.

Из общего количества заявлений в 188 случаях Управление отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (в I полугодии 2021 г. – 350).

За отчетный период Управление выдало 4 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (в I полугодии 2021 г. – 7) и 1 предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. Из всех выданных предупреждений 3 исполнены (в I полугодии 2021 г. – 6), остальные в стадии исполнения.

По результатам рассмотрения поступивших заявлений и по собственной инициативе Чувашское УФАС России возбудило в общей сложности 8 дел о нарушениях Закона о защите конкуренции (в I полугодии 2021 г. – 6). По одному делу установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Управление за отчетный период вынесло 22 постановления о наложении административных штрафов (в I полугодии 2021 г. – 19). Общая сумма штрафов в сфере контроля антимонопольного законодательства составила 11 млн 731 тыс. руб. (в I полугодии 2021 г. – 6 млн 63,4 тыс. руб.). За 6 месяцев текущего года по данному направлению Чувашское УФАС России взыскало 7 млн 442,2 тыс. рублей (в I полугодии 2021 г. – 2 млн 278,7 тыс. руб.).

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступило 26 жалоб (в I полугодии 2021 г. – 25), из них 7 признаны обоснованными и 7 – необоснованными (в I полугодии 2021 г. – 4 и 11 соответственно), 12 – возвращены, отозваны заявителями и направлены по подведомственности (в I полугодии 2021 г. – 10). Управление выдало 4 предписания (в I полугодии 2021 г. – 4), к настоящему времени все они исполнены.

 

Решили:    

  1. Принять к сведению доклад руководителя Чувашского УФАС России Котеева В.В.

 

II. Проблемные вопросы в рамках национальных проектов

(Винокурова Н.Ю., Яруткин А.В., Котеев В.В., Рыбаков А.Н.)

 

В Чувашское УФАС России за 9 месяцев 2022 года поступило 22 жалобы на осуществление закупок в рамках реализации Национальных проектов, 6 из которых были возвращены, отозваны или направлены по подведомственности. По результатам рассмотрения жалоб 8 были признаны необоснованными и 8 обоснованными.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08 мая 2019 года № 2) Чувашское УФАС России ежемесячно осуществляет внеплановые проверки проводимых конкурентных процедур в рамках реализации национальных проектов. Так, в 2022 году Управление осуществило внеплановые проверки 17 закупок, размещенных в рамках реализации национальных проектов, по результатам 13 проверок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

Основные нарушения, выявленных в рамках контрольных мероприятий по реализации Национальных проектов:

– статья 33 (указание в Техническом задании дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ. При этом в Техническом задании отсутствует обоснование необходимости использования данных характеристик);

– часть 4 статьи 31 (предъявление требований к наличию опыта, несоответствующее предмету аукциона);

– часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 31 (требование о наличии у участников закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники, при этом с 01 января 2022 года лицензия на деятельность по производству медицинской техники не требуется);

– часть 5 статьи 42 (ненадлежащее оформление разъяснения извещения);

– пункт 3 части 12 статьи 48 (необоснованный отказ в допуске в связи с нахождением участника в Реестре недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ);

– часть 8 статьи 31 и пункт 3 части 12 статьи 48 (необоснованный допуск при отсутствии подтверждения опыта);

– подпункт а) пункта 1 части 5 статьи 49 (необоснованное отклонение);

– статья 96 (ненадлежащее установление требований к размеру аванса при казначейском сопровождении контракта);

– часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе (несвоевременное опубликование информации об исполнении контракта);

– часть 3 статьи 24 (неверный способ закупки (неправомерная закупка у единственного поставщика));

– часть 1 статьи 34 (срок выполнения работ не позволяет осуществить работы);

– часть 11 статьи 34 (установление в проекте контракта положений о представлении декларации соответствия на поставляемый товар, при этом медицинское изделие – аппарат суточного мониторирования артериального давления – не включено в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии);

– часть 30 статьи 34 (в контракте не отражена ответственность за непредставление нового обеспечения исполнения контракта при отзыве лицензии).

 

Решили:    

  1. Принять к сведению сообщение заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокуровой Н.Ю.

 

Ш. О правоприменительной практике Чувашского УФАС России по деятельности субъектов естественных монополий

(Шевченко А.В., Андреев Е.А., Котеев В.В., Рыбаков А.Н., Кустарин И.В., Разумова И.В.)

 

Одним из направлений деятельности Чувашского УФАС России в соответствии с возложенными полномочиями является осуществление контроля за деятельностью субъектов естественной монополии.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность субъектов естественной монополии за нарушения правил недискриминационного доступа и порядка технологического присоединения объектов.

В сфере электроэнергетики за текущий период этого года на нарушение правил недискриминационного доступа поступило 63 обращения.

В 35 случаях отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основной причиной отказа в возбуждении дела является не представление заявителем достаточных документов и доказательств, свидетельствующих о совершении правонарушения, в виду наличия запрета на проведение проверок.

Возбуждено 28 дел об административном правонарушении с проведением административного расследования. Из них 17 дел прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, 5 дел находятся в стадии рассмотрения, в 4 случаях установлено нарушение сроков договора технологического присоединения (мероприятия не совершены в срок), сетевые организации привлечены к административной ответственности.

В конце 2021 года Управление вынесло 17 постановлений о наложении штрафа на ПАО «Россети Волга» в лице Чебоксарского филиала «Чувашэнерго» за нарушение порядка технологического присоединения потребителей (нарушение сроков мероприятий технологического присоединения).

В настоящее время 11 постановлений признаны судами апелляционной инстанции законными.

В адрес Управления поступило 2 обращения в части технологического присоединения к сетям газораспределения. По результатам административного расследования состав административного правонарушения в действиях АО «Газпром газораспределения Чебоксары» не установлен.

На нарушение порядка технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения подано 4 обращения, по результатам рассмотрения которых принято одно решение об отказе в возбуждении дела (заявитель обратился не на то лицо) и проведены три административных расследования: 1 в стадии рассмотрения, 2 прекращены в связи с отсутствием состава (отказ в выдаче ТУ был правомерен).

В ходе осуществления антимонопольного контроля управлением установлены следующие проблемы на рынках:

– отсутствие актуальной информации у органов местного самоуправления об объектах коммунальной инфраструктуры на территории, а также о лицах, владеющих такими объектами;

– бездействие органов местного самоуправления по выбору гарантирующей организации в коммунальной сфере;

– злоупотребление лицами, занимающие доминирующее положение на рынке, находящимся в состоянии естественной монополии (теплоснабжение).

 

Решили:    

  1. Принять к сведению сообщение заместителя председателя Чувашского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Андреева Е.А.
  2. Принять к сведению доклад врио заместителя руководителя Чувашского УФАС России Шевченко А.В.

 

IV. Подведение итогов деятельности Общественного совета при Чувашском УФАС России за 2019-2022 годы

(Кустарин И.В.)

Решили:    

  1. Одобрить работу Общественного совета при Чувашском УФАС России за 2019-2022 годы.
  2. Поблагодарить членов Совета за совместную плодотворную работу.

 

V. Разное

(Иккерт И.В., Кустарин И.В.)

Решили:    

  1. Принять к сведению сообщение председателя Совета Ассоциации участников алкогольного рынка при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики Иккерта И.В. о наличии в Чувашской Республике легальных объектов реализации алкогольной продукции.

 

Председатель
Общественного совета                                                                 
при Чувашском УФАС России                                                        Кустарин И.В.

Ответственный секретарь
Общественного совета
при Чувашском УФАС России                                                       Шевченко А.В.

Протокол вела Шевченко А.В.

Дата проведения Совета: 
21 сентября 2022, 15:00