Протокол от 27 мая 2021 года

ЧУВАШСКОЕ УФАС РОССИИ

 

ПРОТОКОЛ

 

ОЧНОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ЧУВАШСКОМ УФАС РОССИИ

                                                                 

 

27 мая 2021 г.                                                                                                                  № 2

 

Председательствовал                                                                            Кустарин И.В.

 

участвовали:

 

Члены Совета:

Андреев Е.А., Паладьев В.Д., Иккерт А.В., Разумова И.В., Андриенко К.А., Яруткин А.В.

 

 

Приглашенные: руководитель Чувашского УФАС России Котеев В.В., уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Рыбаков А.Н., заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокурова Н.Ю., начальник отдела товарных рынков Чувашского УФАС России Шевченко А.В., заместитель начальника отдела товарных рынков Лисицына М.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Чувашского УФАС России Иванина Ю.А.

 

 

 

I. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства за первый квартал 2021 года

(Котеев В.В.)

В первом квартале 2021 года Чувашское УФАС России рассмотрело 167 заявлений по признакам нарушения Закона о защите конкуренции (в I квартале 2020 г. – 179).

В четыре раза увеличилось количество обращений по недобросовестной конкуренции (статьи 14.1-14.8) По остальным направлениям деятельности показатели остались на уровне прошлого года или уменьшились.

Из общего количества заявлений в 156 случаях Управление отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (в I квартале 2020 г. – 170).

За отчетный период Управление выдало 3 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (в I квартале 2020 г. – 6), все они исполнены (в I квартале 2020 г. – 3).

По результатам рассмотрения поступивших заявлений и по собственной инициативе Чувашское УФАС России возбудило в общей сложности 8 дел о нарушениях Закона о защите конкуренции (в I квартале 2020 г. – 3), по 3 из них уже вынесено решение о признании нарушения (в I квартале 2020 г. – 3).

Управление за отчетный период возбудило 23 административных дел (в I квартале 2020 г. – 21), по 20 делам вынесло постановления о наложении административных штрафов (в I квартале 2020 г. – 20), 2 дела в стадии рассмотрения. Общая сумма штрафов в сфере контроля антимонопольного законодательства составила 609 тыс. руб. (в I квартале 2020 г. – 1 млн 224 тыс. 880 руб.), из них 189 тыс. рублей на должностные лица органов власти (в I квартале 2020 г. – 69 тыс. руб.). За 3 месяца текущего года по данному направлению Чувашское УФАС России взыскало 65 тыс. рублей (в I квартале 2020 г. – 1 млн 170 тыс. 880 руб.).

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступило 9 жалоб (в I квартале 2020 г. – 11), из них 2 признаны обоснованными и 5 – необоснованными (в I квартале 2020 г. – 2 и 9 соответственно), 2 – отозваны заявителями. Управление выдало 2 предписания (в I квартале 2020 г. – 2), к настоящему времени все они исполнены.

Решили:    

  1. Принять к сведению доклад руководителя Чувашского УФАС России Котеева В.В.

 

II. Проблемные вопросы в рамках национальных проектов

(Винокурова Н.Ю., Котеев В.В., Кустарин И.В., Рыбаков А.Н.)

В Чувашское УФАС России в 2020 году поступило 130 жалоб на осуществление закупок в рамках реализации Национальных проектов, 42 из которых были возвращены, отозваны или направлены по подведомственности. По результатам рассмотрения жалоб 45 были признаны необоснованными, 43 обоснованными. Выявлены нарушения по 31 закупочной процедуре.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 № 2) Чувашским УФАС России ежемесячно осуществляются внеплановые проверки проводимых конкурентных процедур в рамках реализации национальных проектов. Так, в 2020 году управлением осуществлены внеплановые проверки 56 закупок, размещенных в рамках реализации национальных проектов, по результатам 52 проверок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

Основные нарушения, выявленных в рамках контрольных мероприятий по реализации Национальных проектов:

- ч. 4 ст. 31 — не установление требований по опыту исполнения аналогичных контрактов согласно ПП РФ № 99, предъявление требований к наличию опыта, несоответствующее предмету аукциона;

- п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 3 ст. 66 — установление требований к описанию в составе 1 частей заявок товаров, используемых при оказании услуг;

- ст. 33 - не размещение в Единой информационной системе проектной документации в полном объеме;

- ст. 14 - не надлежащее обоснование неприменения положений Постановления № 878 о невозможности соблюдения ограничения на допуск продукции, включенной в Реестр;

- п.1 ч.1 ст. 69 — необоснованный выбор победителя аукциона;

- ч. 3 ст. 96 – ненадлежащее установление требований к сроку действия банковской гарантии, размеру обеспечения исполнения контракта;

- ч. 7 ст. 110.2 - график выполнения строительно-монтажных работ нарушает положения Закона о контрактной системе;

- ст. 34 - установление в проекте контракта штрафных санкций без учета изменений, внесенных Постановление Правительства РФ;

- ч. 3 ст. 103 закона о контрактной системе - несвоевременное опубликование информации об исполнении контракта.

По фактам выявленных нарушений управление возбудило дела об административном правонарушении. За 2020 года управление вынесло 66 постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе при реализации национальных проектов

 

Решили:    

  1. Принять к сведению сообщение заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокуровой Н.Ю.

 

Ш. О закупках и антиконкурентных соглашениях

(Лисицына М.Н., Кустарин И.В., Рыбаков А.Н.)

Антимонопольное законодательство Российской Федерации запрещает и условно выделяет четыре группы таких соглашений:

- соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами на торгах;

- соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов;

- соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами;

- соглашения между хозяйствующими субъектами на товарных рынках.

Наиболее популярными и значимыми являются картельные соглашения на торгах с целью повышения, снижения или поддержания цен на них.

К типичным признакам картелей на торгах могут быть отнесены следующие признаки:

- Схема "Подыгрыш". Из нескольких компаний большинство торгов выигрывает одна и та же компания, компании не торгуются между собой.

- Схема "Карусель". Ряд компаний выигрывают торги по очереди.

- Схема "Таран". Хорошо известная многим участникам закупок схема антиконкурентного поведения заключается в необоснованном демпинге на торгах со стороны двух участников торгов с последующим отклонением их по вторым частям заявок.

Стратегии поведения при соглашениях между организатором, заказчиком и участником торгов выглядят, как правило, следующим образом:

- «Заточки» в документации о торгах;

         - Лоббирование интересов «своих» участников;

- Передача полномочий организатора (заказчика) участнику.

За заключение антиконкурентных соглашений на торгах предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

 

Решили:    

  1. Решили одобрить доклад заместителя начальника отдела товарных рынков Чувашского УФАС России Лисицыной М.Н.
  2. Рекомендовать членам Совета провести информационно-разъяснительную работу (в т.ч. круглые столы, семинары) с предпринимателями республики о недопустимости подобных соглашений.

 

IV. О контроле за рекламной деятельностью

(Шевченко А.В., Кустарин И.В.)

Согласие абонента на получение рекламы должно быть выражено явно, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя. Согласие должно быть оформлено таким образом, чтобы можно было однозначно установить и достоверно подтвердить волеизъявление абонента на получение рекламной информации. По мнению ФАС согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона "О рекламе", поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Решили:    

  1. Принять к сведению сообщение начальника отдела товарных рынков Чувашского УФАС России Шевченко А.В.

 

V. Вопросы защиты добросовестной конкуренции

(Иванина Ю.А., Кустарин И.В.)

Конкуренция подразумевает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг на соответствующем товарном рынке.

К недобросовестной конкуренции могут быть отнесены любые действия хозяйствующих субъектов, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Статьями 14.1-14.7 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено запрет на ряд действий хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны недобросовестными, нарушающими нормы конкурентного законодательства.

Однако, перечень «недобросовестных» действий, установленных статьями 14.1-14.7 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» не является исчерпывающим, что прямо исходит из ст. 14.8 указанной нормы.

 Указанные выше нарушения могут быть проиллюстрированы практикой Чувашского УФАС России, которым осуществлено рассмотрение обращений по фактам недобросовестной конкуренции.

Чувашским УФАС России в связи выявленными нарушениями                           ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.8 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» ряду субъектов выданы предупреждения (исполнены, не обжалованы), в связи с выявлением нарушений статьи 14.6 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» возбуждено антимонопольное дело, по итогам рассмотрения которого субъект привлечен к административной ответственности.

 

Решили:    

  1. Одобрить доклад ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Чувашского УФАС России Иваниной Ю.А.

 

 

Председатель
Общественного совета                                                                 
при Чувашском УФАС России                                                        Кустарин И.В.

Ответственный секретарь
Общественного совета
при Чувашском УФАС России                                                         Иванова С.М.

Протокол вела Иванова С.М.

Дата проведения Совета: 
27 мая 2021, 10:00