Протокол от 25 февраля 2021 года
ЧУВАШСКОЕ УФАС РОССИИ
ПРОТОКОЛ
ОЧНОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ЧУВАШСКОМ УФАС РОССИИ
25 февраля 2021 г. № 1
Председательствовал Кустарин И.В.
участвовали:
Члены Совета: |
Андреев Е.А., Чемеров И.М., Паладьев В.Д., Иккерт А.В., Разумова И.В.
|
|
|
Приглашенные: руководитель Чувашского УФАС России Котеев В.В., заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокурова Н.Ю., ведущий специалист-эксперт Чувашского УФАС России Моисеева Е.Г., руководитель аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Тихонов С.Н.
|
|
I. Мониторинг нарушений антимонопольного законодательства за 2020 год
(Котеев В.В., Кустарин И.В.)
В 2020 году в Чувашское УФАС России поступило 569 заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства, на 5% меньше по сравнению с прошлым годом (в 2019 г. – 601).
Количество поступивших заявлений на монополистов (статья 10) по-прежнему высоко – 185 (32,5% из всех поступивших заявлений). По сравнению с прошлым годом данная цифра увеличилась в два раза. По 10 статье в ходе рассмотрения антимонопольных дел за навязывание невыгодных условий договора установлены два нарушения на рынке жилищно-коммунального хозяйства.
По недобросовестной конкуренции (статьи 14.1-14.8) количество поступивших заявлений уменьшилось. По этому направлению Чувашское УФАС России выявило 2 нарушения и выдало 10 предупреждений (в 2019 г. – 2 и 7 соответственно).
46% из всех заявителей жаловались на деятельность органов власти (статьи 15, 16). Комиссия Управления выявила три нарушения: необоснованное препятствование осуществлению деятельности (1) и прочие (2).
Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предупреждения и предписания для их устранения. За отчетный период выдано 6 предписаний (в 2019 г. – 4), одно из них исполнено, 5 находятся в стадии исполнения.
В 2020 году Чувашское УФАС России выдало 31 предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 10, 14.1-14.8, 15 Закона о защите конкуренции (в 2019 г. – 38), из них 12 исполнены (в 2019 г. – 35), 14 в стадии исполнения, по 5 возбуждены антимонопольные дела (в 2019 г. – 3).
Управление выдало 7 предостережений по статье 11 Закона о защите конкуренции и по два по статьям 10 и 15 (в 2019 г. – 4 по статьям 10, 15, 16).
По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступили 65 жалоб (в 2019 г. – 132), из них 18 признаны обоснованными (в 2019 г. – 15), 36 – необоснованными (в 2019 г. – 89), 11 отозваны заявителями, возвращены и направлены по подведомственности (в 2019 г. – 28). Управление выдало 15 предписаний (в 2019 г. – 15), 11 исполнены, 4 – в стадии исполнения.
К административной ответственности привлечены 77 физических и юридических лиц (в 2019 г. – 94). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 54 млн 352,57 тыс. руб. (в 2019 г. – 44 млн 178 тыс. руб.), из них 90 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2019 г. – 180 тыс. руб.). В отчетном периоде за нарушения антимонопольного законодательства физические и юридические лица оплатили штрафы на сумму 13 млн 540 тыс. рублей (в 2019 г. – 2 млн 642 тыс. рублей).
Решили:
- Принять к сведению доклад руководителя Чувашского УФАС России Котеева В.В.
- Предложить включить в план работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год вопрос по защите интеллектуальных прав.
- Направить материалы семинара по защите интеллектуальных прав, проведенного 17 декабря 2020 года Чувашским УФАС России, всем членам Совета.
II. Об исполнении антимонопольного комплаенса
(Винокурова Н.Ю., Кустарин И.В.))
Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Коплаенс-риск – риск нарушения антимонопольного законодательства.
Основные этапы внедрения антимонопольного комплаенса: организация системы работы (издание правового акта); выявление комплаенс-рисков; «работа» с коплаенс-рисками; оценка эффективности проделанной работы; доклад.
Источники информации для идентификации (выявления) комплаенс-рисков в ФАС России: жалобы на нарушения административных регламентов; внутриведомственная апелляция; обобщения судебной практики; общественная экспертиза действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; предложения общественных организаций и организаций научного сообщества; предложения территориальных органов ФАС России.
В 2020 году коллегиальным органом ФАС России рассмотрено одно решение Чувашского УФАС России о признании нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Решение признано не соответствующим единообразию в применении антимонопольного законодательства.
В 2020 году в суде обжаловано 24 решение Управления о наличии нарушения антимонопольного законодательства, из них по 14 приняты окончательные судебные акты – 7 в пользу Управления и 7 отменены судом, остальные в стадии рассмотрения.
В 2020 году выявлено одно нарушение соблюдения административных регламентов.
Решили:
- Принять к сведению сообщение заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок Чувашского УФАС России Винокуровой Н.Ю.
Ш. Публикация открытых данных на официальном сайте Чувашского УФАС России
(Моисеева Е.Г.)
В рамках реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Чувашское УФАС России обеспечивает на официальном сайте доступ к открытым данным.
Под открытыми данными понимается информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, которая подлежит размещению в сети Интернет в формате, обеспечивающем её автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и может свободно использоваться в любых соответствующих закону целях любыми лицами независимо от формы её размещения.
На официальном сайте Чувашского УФАС России размещены 13 наборов открытых данных: информация об Общественном совете при Чувашском УФАС России; информация об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе; информация об Консультативно-экспертном совете по развитию добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок; информация об Экспертно-методическом совете по закупкам товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд; информация о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; контактная информация; сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы; контактные данные пресс-секретаря; Чувашское УФАС России в СМИ; аналитические материалы; новости Чувашского УФАС России; отчеты; информация об обращениях граждан.
Решили:
- Решили одобрить работу Чувашского УФАС России по публикации открытых данных на официальном сайте Управления и план-график раскрытия приоритетных социально-значимых наборов отрытых данных Чувашского УФАС России.
IV. Принятие плана работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год.
(Иванова С.М., Кустарин И.В.)
Решили:
- Принять план работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год согласно приложению № 1.
V. Об исполнении поручений Общественного совета при Чувашском УФАС России
(Иванова С.М., Кустарин И.В.)
Решили:
- Одобрить работу по исполнению поручений Общественного совета при Чувашском УФАС России.
- Обратить внимание на необходимость четкого исполнения плана работы Общественного совета при Чувашском УФАС России на 2021 год.
VI. Разное
(Иванова С.М.)
В целях реализации требований новой редакции Стандарта деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, утверждённой решением совета Общественной палаты Российской Федерации от 02.12.2020 №43-С приказом ФАС России от 15 февраля 2021 года № 109/21 утверждено Положение об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.
Приказом учтены следующие изменения, внесенные в Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти.
Пункт 3.16.3 г) в отношении которого отсутствует информация об участии в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Пункт 3.27 9) в случаях, предусмотренных пунктом 5.8 настоящего Стандарта деятельности;
Пункт 3.27.1 Полномочия члена общественного совета приостанавливаются Общественной палатой в случаях, предусмотренных пунктом 5.7 настоящего Стандарта деятельности.
Пункт 3.28 Вопрос о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета инициируется решением общественного совета или Общественной палатой.
Пункт 3.28.1 Решение общественного совета о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета по основаниям, указанным в подпунктах 6), 9) пункта 3.27. настоящего Стандарта деятельности, направляется в Общественную палату для согласования. В случае согласования Общественной палатой решения о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета указанное решение подлежит утверждению актом федерального органа исполнительной власти. Согласование Общественной палатой досрочного прекращения полномочий по иным основаниям не требуется. 3.28.1. Решение общественного совета о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета по основанию, указанному в подпункте 6) пункта 3.27. настоящего Стандарта деятельности, направляется в Общественную палату для согласования. В случае согласования Общественной палатой решения о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета указанное решение подлежит утверждению актом федерального органа исполнительной власти. Согласование Общественной палатой досрочного прекращения полномочий по иным основаниям не требуется.
Раздел V Конфликт интересов и недопущение участия членов общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
Пункт 5.4 абзац 2 В случае возникновения у председателя общественного совета личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, либо при возникновении ситуации оказания воздействия (давления) на председателя общественного совета, связанного с осуществлением им своих полномочий, председатель общественного совета обязан в кратчайшие сроки проинформировать об этом в письменной форме Общественную палату.
Пункт 5.5. Председатель общественного совета или Общественная палата, которым стало известно о возникновении у члена общественного совета личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов вплоть до приостановления или досрочного прекращения полномочий члена общественного совета, являющегося стороной конфликта интересов, в порядке, установленном Общественной палатой.
Пункт 5.6 абзац 1 Председатель общественного совета или Общественная палата проводят оценку коррупциогенных рисков деятельности общественного совета и принимают меры по их минимизации в целях недопущения участия членов общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Пункт 5.6 абзац 2 Председатель общественного совета, которому стало известно о факте участия члена общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, информирует об этом Общественную палату.
Пункт 5.6 абзац 3 Члены общественного совета, которым стало известно о факте участия председателя общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, информируют об этом Общественную палату.
Пункт 5.7 Общественная палата принимает решение о приостановлении участия члена общественного совета в работе общественного совета в случаях:
- направления материалов, содержащих признаки нарушения антикоррупционного законодательства в правоохранительные или иные компетентные государственные органы для их проверки;
- самостоятельного рассмотрения уполномоченным лицом информации об указанных нарушениях, поступившей от физических, юридических лиц либо распространенной в средствах массовой информации;
- осуществления уполномоченным лицом действий, направленных на профилактику данных нарушений или разъяснительную работу с лицом, в отношении которого поступила соответствующая информация;
- в иных случаях, когда такое участие противоречит или может противоречить целям общественного совета и указывает на личную или иную заинтересованность у члена общественного совета при принятии решения (конфликт интересов), а также может повлиять на репутационные риски или воспрепятствовать деятельности государственного органа.
Пункт 5.8 В случае, если обстоятельства, влекущие возникновение конфликта интересов у члена общественного совета, не устранены, либо подтвержден факт участия члена общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, Общественная палата принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена общественного совета. Указанное решение Общественной палаты подлежит утверждению актом федерального органа исполнительной власти.
Пункт 5.9 В случае, если обстоятельства, влекущие возникновение конфликта интересов у члена общественного совета, устранены (не подтвердились) и (или) не подтвержден факт участия члена общественного совета в деятельности, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, Общественная палата принимает решение о восстановлении полномочий члена общественного совета.
Решили:
- Принять к сведению сообщение ответственного секретаря Общественного совета при Чувашском УФАС России Ивановой С.М. «Об утверждении положения об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» в соответствии с приказом ФАС России от 15 февраля 2021 года № 109/21.
Председатель
Общественного совета
при Чувашском УФАС России Кустарин И.В.
Ответственный секретарь
Общественного совета
при Чувашском УФАС России Иванова С.М.
Протокол вела Иванова С.М.