Протокол от 28 октября 2020 года

Протокол
внеочередного заседания Консультативно-экспертного совета по развитию добросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок при Управлении Федеральной антимонопольной службы Чувашской

Республике – Чувашии.

 

28 октября  2020 г.                                                                                                 г. Чебоксары

 

Председательствовал:

Сергеева К.В. - начальник отдела контроля органов власти Чувашского УФАС России;

 

Присутствовали:

Афанасьева Т.А.  -  специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Чувашского УФАС России;

Федорова А.Н.- представитель министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

Васильев А.В.- директор МУП «ЧТУ»;

Букин Д.В.- представитель  администрации г. Чебоксары Чувашской Республики

 

Повестка заседания: антимонопольный контроль за организацией пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом и проблемы, выявленные антимонопольным органом при рассмотрении вопроса относительно перевозочной деятельности.

 

В ходе проведения заседания Консультативно-экспертного совета:

 

Сергеева К.В. Открыла заседание, озвучила повестку .

Сообщила о  ситуации на рынке пассажирских перевозок на территории Чувашской Республики.

В части выданных предупреждений

В отношении министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики за период с 01.01.2020 по настоящее время выдано 7 предупреждений.

Примеры выданных предупреждений.

1) В связи с наличием в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в ненадлежащем контроле со стороны Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики  за исполнением перевозчиком- ООО «ТМК-1» перевозочной деятельности относительно условий, заявленных перевозчиком при выборе его победителем на торгах, а также в бездействии по принятию мер в связи с невыполнением принятых обязательств победителем конкурса ООО «ТМК-1» по маршрутам  №№ 118 Новочебоксарск (ДКП г. Новочебоксарск) - Эльбарусово» и 165  «Новочебоксарск (ДКП г. Новочебоксарск) - Карабаши», Чувашское УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендовало прекратить указанные действия путем аннулирования действия свидетельств, выданных ООО «ТМК 1» по маршрутам №№ 118 Новочебоксарск (ДКП г. Новочебоксарск) - Эльбарусово» и 165  «Новочебоксарск (ДКП г. Новочебоксарск) - Карабаши». 

 Предупреждение в стадии исполнения.

2) В связи с наличием в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в  ущемлении прав и интересов потенциальных перевозчиков на рынке пассажирских перевозок, которые не обладают достаточными данными о маршрутах, на которые могут быть объявлены торги в виду ненадлежащего ведения реестра, а также отсутствием торгов на ряд имеющихся в реестре маршрутов,  Чувашское УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендовало прекратить указанные действия путем:

-  приведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики в соответствие с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по следующим маршрутам, информация по которым отсутствует в реестре маршрутов: №№  106, 115, 151, 119, 132, 143-к, 201, 228;

- прекращения бездействия путем выполнения обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по следующим маршрутам: №- №154 Чебоксары (АВ «Пригородный») – Караево – Красноармейское (ДКП с. Красноармейское),  № 233 Чебоксары (АВ «Пригородный») – Анаткас-Марги;  121 Чебоксары (АВ «Пригородный») – Красноармейское (ДКП с. Красноармейское); 559 Чебоксары (АВ «Пригородный») – Кугеево (через с. Сотниково);  562 Чебоксары («Роща»)– Тоганаши; 602 Чебоксары (АВ «Пригородный») – Ядрин (ДКП г. Ядрин) через д.Сареево;  623 Чиганары – Чебоксары (АВ «Пригородный»); 628 Новочебоксарск (ДКП г. Новочебоксарск) – Шемурша (ДКП с. Шемурша); 647 Чебоксары (АВ «Пригородный) – Лапракасы; 692 Бишево – Чебоксары (АВ «Пригородный»); 693 Дятлино - Чебоксары (АВ "Пригородный").

Предупреждение в стадии исполнения.

В части рассмотренных антимонопольных дел

В отношении министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики за период с 01.01.2020 по настоящее время возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства, 1 их которое находится в стадии рассмотрения

Рассмотренное дело. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - комиссия) по результатам рассмотрения  дела № ВК/4808/20 решением от 23.06.2020 года № 021/01/17-1007/2019 пришла к выводу, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики нарушено требование части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в том, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики после завершения конкурса по лоту на право осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом  по межмуниципальному маршруту № 109 Новочебоксарск (Химтехникум) – Акулево, где победителем было признано ООО «АлексПартнер» без подтверждения принятых на себя обязательств ООО «АлексПартнер» выдало свидетельство на осуществление пассажирских перевозок. Кроме того, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики не предприняло меры в связи с невыполнением принятых обязательств победителем конкурса ООО «АлексПартнер» по аннулирования (прекращению) выданного свидетельства.

Ограничение конкуренции выразилось в ущемлении прав и интересов других участников конкурса по маршруту № 109 Новочебоксарск (Химтехникум) – Акулево, которые также претендовали на победу в конкурсе, на условиях объявленных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Предоставление возможности перевозить по межмуниципальному  маршруту № 109 хозяйствующему субъекту, который не выполняет конкурсные обязательства создает (может создавать) необоснованное и незаконное преимущества, при котором ООО «Алекспартнер» поставлено в неравные, более выгодные условия с другими участниками открытого конкурса по маршруту №109 Новочебоксарск (Химтехникум) – Акулево.

По результатам вынесенного решения, Чувашское УФАС России выдало Минтрансу Чувашии предписание, согласно которому министерству в срок до 29 июля 2020 года необходимо прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения у ООО «АлексПартнер» права осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево, аннулировав выданное свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 109 «Новочебоксарск (Химтехникум) – Акулево (предписание от 23.06.2020 № ВК/4809/20).

Предписание на сегодняшний день исполнено.

В части рассмотрения жалоб по статье 18.1 Закона о защите конкуренции

В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в отношении министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики за период с 01.01.2020 по настоящее время рассмотрено 8 жалоб, 5 из которых признаны обоснованными.

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ИП на действия организатора торгов–Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Чувашской Республике - маршрут перевозок № 270 «Чебоксары (Альгешево) -Новочебоксарск (Сокол)».

По итогам рассмотрения Комиссия установила, что Минтранс Чувашии объявил конкурс на право осуществления пассажирских перевозкам по маршруту №270 «Чебоксары (Альгешево) - Новочебоксарск (Сокол)» (предмет открытого конкурса) с характеристиками, различными от действующего на момент объявления конкурса реестра маршрутов.

Открытый конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте №270 «Чебоксары (Альгешево) – Новочебоксарск (Сокол)», требования к подвижному составу указаны: 13 автобусов среднего класса.

Однако согласно реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики (http :// mintrans. cap. ru / action / activity / transportnij - kompleks - chuvashskoj - respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij- transportachuvashskoj-respubliki/reestr-regulyamih-avtobusnih-marshrutov- chuvashsk/2020-god) (далее реестр) на пригородном автобусном маршруте №270 «Чебоксары (Альгешево) - Новочебоксарск (Сокол)» класс транспортных средств указан - малый, максимальное количество транспортных средств каждого класса которого допускается использовать указано 30 автобусов (в том числе 2 резервных).

Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу, что в извещении  размещена недостоверная информация о предмете открытого конкурса при проведении обязательных в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, организатором торгов- Минтранс Чувашии нарушены требования части 2 статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ.

По итогам рассмотрения выдано предписание, согласно которому организатору торгов -  Министерству транспорта  Чувашской Республики в  срок до 29 июля 2020 года устранить допущенные нарушения, согласно вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ИП Павлова Э.В. решения, путем отмены конкурса  на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок  № 270.  

Предписание исполнено.

Васильев А.В.- Затронул вопросы дублирования маршрутов на территории Чувашской Республики, указав на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно недобросовестной конкуренции.

Сергеева К.В.- Недобросовестной конкуренцией согласно Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции» являются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могли причинить) убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли (могли нанести) вред их деловой репутации.

Перевозчики, осуществляя соперничество друг с другом, прибегают к использованию различных средств и методов, в том числе и противоправных. Нечестные методы конкурентной борьбы становятся все более привычным для хозяйствующих субъектов, которые игнорируют не только интересы других хозяйствующих субъектов-конкурентов, но, и, по сути, игнорируют интересы государства.

Так, в Чувашское УФАС поступило заявление перевозчика на действия ИП С. о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту №149с, дублирующему путь следования межмуниципального автобусного маршрута № 162 «Кугеси - Чебоксары», без договора на осуществление пассажирских перевозок с Минтрансом Чувашии.

В соответствии с договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном автобусном маршруте № 162 «Кугеси - Чебоксары» от 26.12.2014 № 101, заключенным между заказчиком межмуниципальных перевозок – Минтрансом Чувашии и ИП Г. на обслуживание маршрута № 162 «Кугеси - Чебоксары», с 26 декабря 2014 г. обслуживание данного маршрута производится ИП Г. Тем не менее, не будучи связанным никакими договорными обязательствами перед Минтрансом Чувашии, прежде всего, по исполнению расписания перевозок, ИП С. осуществляет перевозки по вышеназванному маршруту без договора на право осуществления пассажирских перевозок с Минтрансом Чувашии.

Заявитель посчитал, что подобные действия ИП С. направлены на получение необоснованных преимуществ, т.к. не одержав победы в конкурсе, ответчик был не вправе обслуживать данный маршрут.

По итогам рассмотрения дела Комиссия посчитала совершенные действия ИП С.  актом недобросовестной конкуренции, поскольку данные действия противоречат:

-  законодательству Российской Федерации, а именно:

- Правилам перевозок пассажиров и багажа, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,

- обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направлены на получение последним преимущества и причинили убытки  (могли причинить) ИП Г.,

- кроме того, выезд автобусов ИП С.  по маршруту №149с осуществляется без договора на право осуществления пассажирских перевозок.

Таким образом, осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом лицом, не имеющим соответствующего права, может быть квалифицировано в качестве акта недобросовестной конкуренции.

Указанный вывод подтверждается материалами судебной практики:

- постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А79-1185/2014 от 07.04.2015 (по заявлению индивидуального предпринимателя);

- постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу А53-21429/2015 от 22.03.2016;

- постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А38-4761/2014  от 03.07.2015.

Федорова А.Н.- Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, под рассмотрение антимонопольного органа в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции подпадают только торги, обязательные в соответствии с законодательством.

Размещение извещения о приеме заявлений на право осуществления перевозок не относится к конкурсным процедурам, не осуществляется конкурсной комиссией, не предполагает проведение торгов, в связи с этим антимонопольный орган не вправе рассматривать жалобу на действия министерства в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Указанная позиция закреплена в судебной практике, а также в практике антимонопольных органов (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 июля 2020 г. №023/10/18.1-2947/2020, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 4 июня 2018 г. №05-6/2-34-2018).

Сергеева К.В.- Порядок получения временного (краткосрочного) свидетельства содержит в себе определенную процедуру, начиная от опубликования извещения о приеме заявлений от желающих принять участие в процедуре получения свидетельства и карты маршрута, оценки заявления на соответствие участника возможности осуществлять перевозочную деятельность (с учетом определенных критериев) и выдачей свидетельства и карты маршрута, что по своей природе не содержит отличительных признаков от процедуры торгов, поскольку также содержит в себе конкурный отбор претендентов на участие в получении маршрута перевозок.

Изложенное свидетельствует о том, что  любые действия (бездействие) юридического лица при организации порядка получения свидетельства и карты маршрута, которые содержат определенные процедуры и критерии, подпадающие под конкурсный порядок определения победителя подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Васильев А.В.- Озвучил вопрос относительно тарифов, указав, что межмуниципальные перевозчики (г. Новочебоксарск-г. Чебоксары) осуществляют перевозки по нерегулируемым тарифам, городские же перевозчики (г. Чебоксары) осуществляют перевозки по регулируемым тарифам. В случае, если межмуниципальные перевозчики одномоментно поднимут цены на перевозку пассажиров и багажа имеет ли место нарушение антимонопольного законодательства.

Сергеева К.В.- В каждом конкретном случае необходимо проводить проверку, в рассматриваемых действиях, возможно, иметь место будет статья 11 Закона о защите конкуренции, но надо разбираться.

Заслушаны выступления членов Совета по повестке заседания и обсуждены поставленные вопросы.

По итогам заседания Консультативно - экспертным советом принято решение:

- принять информацию докладчиков к сведению;

- в целях прозрачности и публичности разместить на официальном сайте Управления настоящий протокол.

 

Секретарь Консультативно -                                                           

Экспертного совета                                                                                      К.В. Сергеева

Дата проведения Совета: 
28 октября 2020, 10:00