Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2017 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2017 год

Введение

Учись у своего конкурента,

потому что он будет учиться у вас.

Джефф О'Лири.

 

Неотъемлемой частью современного демократического государства стали такие институты гражданского участия, как общественные консультативные советы.

Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России образован 9 декабря 2008 года. В его состав входят представители предпринимательских союзов, ассоциаций, некоммерческих организаций, и общественных объединений. С момента своего возникновения Совет активно развивается и много вкладывает в развитие конкурентной среды в Чувашской Республике.

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

Организационная работа Совета

В 2017 году состоялись 4 заседания Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России. На заседаниях Совета участвовали от 8 (57%) до 13 (93%) членов ОКС из 14. Количество приглашенных лиц колебалось от 1 до 4 человек. Активность присутствующих варьировалась от 14% до 50% от общего количества участников заседаний.

Необходимо также отметить, что членами Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России являются только те представители предпринимательских союзов, некоммерческих организаций и общественных объединений, которые хотят работать и заинтересованы в совершенствовании деятельности антимонопольных органов и антимонопольного законодательства. С этой целью состав Совета ежегодно пересматривается. Из его состава исключаются члены, которые не посещают заседания и не принимают активного участия в обсуждении актуальных для республики проблем, и приглашаются новые лица, которые хотят и могут работать над развитием добросовестной конкуренции в Чувашской Республике. 

Заседания Совета: разнообразие рассмотренных проблем и активность членов

В 2017 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил нужную и важную для общественности деятельность. В отчетном периоде многие члены Совета проявили инициативу и выступили с докладами о проблемах, которые волнуют предпринимательское сообщество.

За рассматриваемый год организовано 4 заседания Совета.

Первое заседание ОКС состоялось 17 марта. На нем были рассмотрены наиболее значимые и распространенные нарушения антимонопольного законодательства за 2016 год. В частности, руководитель Чувашского УФАС России Борисов В.А. рассказал об итогах Управления. Кроме того, рассмотрены проекты постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление  Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. №481», «Об определении мест нахождения источников повышенной опасности и установления границ территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории ЧР», «О мерах по реализации ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Чувашской Республики и признании утратившим силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» и администрации г. Новочебоксарск «О внесении изменений в постановление администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики от 30.08.2013 г. №432», а также принят План работы на 2017 год. Секретарь Совета доложила о посещаемости членов Совета.

Второе заседание ОКС состоялось 24 апреля. На заседании обсуждены проект постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление  Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. №481»; проблемные вопросы, связанные с реализацией функции по административному обжалованию в строительстве, в том числе по вопросу незначительного количества обращений в антимонопольные органы по фактам нарушения ч.1 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»; ситуация на рынке ТКО.

Очередное заседание Совета состоялось 7 июля. На мероприятии рассмотрены такие вопросы как рейтинг открытости, содержащихся в Мониторинге оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости; Публичная декларация целей и задач ФАС России на 2017 год; Доклад к итоговому заседанию Коллегии ФАС России 1 марта 2017 года; План ФАС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти; План ФАС России по реализации мероприятий в области открытых данных.

11 декабря состоялось последнее за 2017 год заседание ОКС. Члены Общественно-консультативного совета обсудили мониторинг нарушений антимонопольного законодательства; практику применения Разъяснения Президиума ФАС России № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства»; эксплуатационные расходы нежилых помещений. Последний вопрос перенесен на 2018 год для рассмотрения его с участием представителе Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики.

 

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

Контроль пнтимонопольного законодательства

В 2017 году в Чувашское УФАС России поступили 831 заявление о признаках нарушения антимонопольного законодательства, на 10% меньше по сравнению с прошлым годом (в 2016 г. – 924).

 Если количество поступивших заявлений по статье 10 (запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением) уменьшилось на 35%, то количество выявленных нарушений увеличилось в два раза.  По статье 15 (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти) количество поступивших заявлений  и выявленных нарушений осталось на уровне прошлого года.

59% из всех заявителей жаловались на деятельность органов власти (статьи 15, 16). Выявленные нарушения: незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 3; совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов – 3; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозсубъектов -1; установление ограничений в выборе продавцов – 1; прочие нарушения – 6.

Количество поступивших заявлений на монополистов (статья 10) по-прежнему высоко – 184 (22% из всех поступивших заявлений). По данной статье на рынках электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения и водоотведения установлены по 2 нарушения, на рынке автомобильного транспорта – 1. Основное нарушение: необоснованное сокращение или прекращение производства товара (5).

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступили 150 жалоб (в 2016 г. – 137), из них 43 признаны обоснованными (в 2016 г. – 68), 79 – необоснованными (в 2016 г. – 56), 12 жалоб отозваны заявителем (в 2016 г. – 13) и 16 возвращены. Управление выдало 29 предписаний (в 2016 г. – 50), к настоящему моменту 26 из них уже исполнены.

Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предупреждения и предписания для их устранения. За отчетный период выданы два предписания, которые находятся в стадии исполнения.

В 2017 году Чувашское УФАС России выдало 109 предупреждений (в 2016 г. – 113), из них 92 исполнены (в 2016 г. – 84), по 17 возбуждены антимонопольные дела (в 2016 г. – 12). Выдано также 2 предостережения по статье 16 (в 2016 г. – 6).

К административной ответственности привлечены 132 физических и юридических лиц (в 2016 г. – 82). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 2 млн 497,5 тыс. руб. (в 2016 г. – 5 млн 932 тыс. руб.), из них 380 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2016 г. – 375 тыс. руб.). В отчетном периоде за нарушения антимонопольного законодательства физические и юридические лица оплатили штрафы на сумму 53 млн 673,5 тыс. рублей ( в 2016 г. – 6 млн 59 тыс. рублей).

Также в 2017 году возбуждено 7 дел по признакам нарушения статьи 9.21 КоАП РФ, из них 3 в отношении субъектов естественной монополии. Из семи дел по двум вынесено решение о прекращении производства, по 5 делам должностные лица привлечены к административной ответственности, наложены штрафы на общую сумму 50 тыс. рублей. Нарушения в действиях субъектов естественных монополий выразилось в препятствовании перетоку через объекты электрической энергии для потребителей и в отказе в технологическом присоединении к сетям.

Контроль в сфере закупок

В 2017 году Чувашское УФАС России  в соответствии с 44-ФЗ рассмотрело 471 жалобу участников закупки на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (в 2016 г. – 413). Необоснованными признало 238 жалоб (51%) (в 2016 г. – 187). Количество обоснованных обращений составило 130 (28%) (в 2016 г. – 119), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 134 предписаний (в 2016 г. – 175).

 Из 413 поступивших жалоб 22 – отозваны (в 2016 г. – 21), 81 – возвращены (в 2016 г. – 86) в соответствии с действующим законодательством. Значительное количество возвращенных жалоб связано с неверно выбранным способом их подачи. Согласно разъяснениям Минэкономразвития России жалобы, поданные посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной цифровой подписи, признаются не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.

Управление в ходе рассмотрения жалоб и внеплановых, плановых проверок выявило 221 нарушение (в 2016 г. – 218).

За 12 месяцев Чувашское УФАС России рассмотрело 42 обращения (в 2016 г. – 8) о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, все они согласованы.

Кроме того, Управление рассмотрело 132 уведомления (в 2016 г. – 180) об осуществлении закупки у единственного поставщика, в одном из них антимонопольный орган выявил нарушения действующего законодательства (в 2016 г. – 2).

В отчетном периоде Чувашское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 45 участниках закупок (в 2016 г. – 23). Всего на данный момент в реестре по 44-ФЗ состоят 68 недобросовестных поставщиков.

Чувашское УФАС России назначило административное наказание 221 должностному лицу (в 2016 г. – 217) о наложении штрафов на общую сумму 2 млн 715,5 тыс. рублей (в 2016 г. – 3 млн 363 тыс. рублей).

За рассматриваемый период по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Чувашское УФАС России поступили 68 жалоб (в 2016 г. – 54), из них 21 признаны обоснованными (в 2016 г. – 20) и 30 – необоснованными (в 2016 г. – 24), 12 жалоб возвращены (в 2016 г. – 7) и 5 отозваны заявителями (в 2016 г. – 3). Управление выдало 13 предписаний (в 2016 г. – 14).

Чувашское УФАС России выдало 48 постановлений (в 2016 г. – 20) о наложении штрафа на общую сумму 148 тыс. рублей (в 2016 г. – 61 тыс. рублей).

Контроль рекламной деятельности

В 2017 году в Чувашское УФАС России поступило 117 заявлений о распространении ненадлежащей рекламы (в 2016 г. – 48). Управление возбудило 53 дела по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2016 г. – 29), из них 7 по инициативе антимонопольного органа и 46 по заявлениям жителей Чувашии и иных органов (в 2016 г. – 3 и 26 соответственно).

По 14 возбужденным делам производства прекращены в связи с не установлением фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2016 г. – 6). В остальных случаях Комиссия антимонопольного органа признала факт нарушения и выдала 3 предписания (в 2016 г. – 2), два из них исполнены.

В 2017 году выявлено: 22 факта распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг (ч. 1 и ч. 3 ст. 28); 10 случаев распространения недостоверной рекламы (ч. 3 ст. 5); 6 нарушений по ст. 18 Закона о рекламе – реклама по сетям электросвязи.

  За этот же период по фактам нарушения Закона о рекламе Управление возбудило и рассмотрело 45 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (в 2016 г. – 14).  Общая сумма назначенных штрафов –  636 тыс. рублей (в 2016 г. – 116 тыс. рублей), уплачено – 246 тыс. рублей (в 2016 г. – 122 тыс. рублей).

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена статья 4.1.1, согласно которой в определенных КоАП РФ случаях административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в обязательном порядке. В силу введенных изменений по 27 делам об административном правонарушении административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

Чувашское УФАС России ежегодно проводит мероприятия по адвокатированию конкуренции с целью разъяснения общественности пользы конкуренции и ее развития. Управление регулярно информирует граждан, предпринимательское сообщество, СМИ об изменениях в законодательстве, размещает на официальном сайте информацию о возбужденных и рассмотренных делах, принятых санкциях, об исполненных предписаниях и предупреждениях.

Члены Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России также вовлечены в адвокатирование конкуренции: поднимают и обсуждают актуальные вопросы малого и среднего бизнеса на заседаниях Совета и  распространяют полученную на заседаниях ОКС информацию среди предпринимателей и в деловых кругах Чувашской Республики.

Для адвокатирования конкуренции используются различные формы – это и ежедневная рассылка пресс-релизов в СМИ для дальнейшей их публикации (за 2017 год – 250), и пресс-конференции, и брифинги (за 2017 год – 18), и заседания ОКС с участием журналистов и иных заинтересованных лиц, и проведение семинаров с представителями бизнеса, власти и общественных организаций, и научная деятельность специалистов Управления, и интервью в печатных и электронных СМИ (за 2017 год – 4), и ТВ передачи (за 2017 год – 8), и ведение официального сайта Чувашского УФАС России. В 2017 году о деятельности Чувашского УФАС России вышло более 800 материалов и сюжетов в печатных и Интернет-СМИ, на радио и телевидении.

Задача на 2018 год по адвокатированию конкуренции заключается в сохранении информационной открытости антимонопольного органа, в нахождении новых способов адвокатирования конкуренции и в приумножении старых.  

 

Заключение

Задачи Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России на 2018 год заключаются в разработке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики; привлечении объединений предприятий, некоммерческих организаций к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства; во всестороннем информировании предпринимательского сообщества, некоммерческих организаций и граждан о целях, задачах и полномочиях Чувашского УФАС России; вовлечении некоммерческих организаций к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования.

В 2018 году ОКС, в частности, планирует обсудить на заседаниях Совета следующие вопросы: об эксплуатационных расходах нежилых помещений; проблемные вопросы размещения нестационарных торговых объектов; о практике оплаты за негативное воздействие на окружающую среду; о порядке ценообразования за оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением; об оказании  услуги эквайринга ПАО «Сбербанк» на территории Чувашской Республики, в том числе тарифы на эквайринг, стоимость пользования (приобретения) POS-терминалов; о повышении тарифа на электроэнергию для индивидуальных предпринимателей; земельные правоотношения; об аннулировании торгов по 223-ФЗ до истечения срока принятия заявок от участников.

 

 

Дата проведения Совета: 
5 июня 2018, 10:00