Ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2016 год

Ежегодный доклад

Общественно-консультативного совета

при Чувашском УФАС России

за 2016 год

Введение

Если тебя никто не догоняет,

значит, ты отстал.

Стас Янковский

 

Устойчивое функционирование современного демократического государства немыслимо без развития таких институтов гражданского участия, как общественные консультативные советы.

Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России образован 9 декабря 2008 года. В его состав входят представители предпринимательских союзов, ассоциаций, некоммерческих организаций, и общественных объединений. С момента своего возникновения Совет активно развивается и много вкладывает в развитие конкурентной среды в Чувашской Республике.

Глава 1. Итоги деятельности Общественно-консультативного Совета при Чувашском УФАС России

Организационная работа Совета

В 2016 году состоялись 5 заседаний Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России. На заседаниях Совета участвовали от 9 (60%) до 11 (73%) членов ОКС из 15. Количество приглашенных лиц колебалось от 1 до 3 человек. Активность присутствующих варьировалась от 9% до 78% от общего количества участников заседаний.

Необходимо также отметить, что членами Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России являются только те представители предпринимательских союзов, некоммерческих организаций и общественных объединений, которые хотят работать и заинтересованы в совершенствовании деятельности антимонопольных органов и антимонопольного законодательства. С этой целью состав Совета ежегодно пересматривается. Из его состава исключаются члены, которые не посещают заседания и не принимают активного участия в обсуждении актуальных для республики проблем, и приглашаются новые лица, которые хотят и могут работать над развитием добросовестной конкуренции в Чувашской Республике. 

Заседания Совета: разнообразие рассмотренных проблем и активность членов

В 2016 году Общественно-консультативный Совет при Чувашском УФАС России продолжил нужную и важную для общественности деятельность. В отчетном периоде многие члены Совета проявили инициативу и выступили с докладами о проблемах, которые волнуют предпринимательское сообщество.

За рассматриваемый год организовано 5 заседаний Совета.

Первое заседание ОКС состоялось 11 февраля. На нем были рассмотрены наиболее значимые и распространенные нарушения антимонопольного законодательства за 2015 год. В частности, руководитель Чувашского УФАС России Борисов В.А. рассказал об итогах Управления. Кроме того, в ходе данного заседания был пересмотрен состав Совета, а также принят План работы на 2016 год. Секретарь Совета доложила о посещаемости членов Совета: Борисов В.А. – 100%, Андриенко К.А. – 100%, Иккерт А.В. – 100%, Пикмулов И.С. – 100%,  Кустарин И.В. – 80%, Данилова А.В. – 80%, Моисеева Е.Г. – 80%, Салмина С.Н. – 80%, Чернов Е.Ф. – 80%, Карпов А.Л. – 60%, Иванов В.Н. – 40%, Резяпов Э.М. – 40%, Хамзин И.М. – 40%.

Второе заседание ОКС состоялось 28 апреля. На заседании обсуждены административные барьеры, ежегодный доклад Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России за 2015 год, проведен мониторинг нарушений антимонопольного законодательства. Членами Совета отмечена положительная роль Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России в решении проблемы благоустройства прилегающих к зданию территорий на территории г. Чебоксары. До членов Совета также доведена информация о возможности привлечения к деятельности Совета экспертов  в сферах государственного оборонного заказа и тарифного регулирования с целью учета интересов общественного мнения.

Очередное заседание Совета состоялось 1 июля. На мероприятии рассмотрен вопрос «О различных ценах (тарифах) на оказание услуг по переводу денежных средств» с участием представителя ПАО «Сбербанк России». Председатель Совета В. Борисов проинформировал об итогах реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в 2015 году, подготовленную Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Члены Совета отметили, что анкеты опроса предпринимателей, проводимого в рамках подведения Итогов реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в 2015 году, не позволяют выражать личное мнение по поставленным вопросам и его заполнение занимает значительное время у предпринимателей.  Кроме того, пересмотрен состав Совета.

Следующее заседание ОКС состоялось 15 ноября. Члены Совета рассмотрели вопрос «О вступлении в силу положений Законов №№264-ФЗ, 316-ФЗ». Законы № 264-ФЗ и № 316-ФЗ вступили в силу 4 июля 2016 года. Одним из существенных изменений, которые вносит Закон № 264-ФЗ, является введение иммунитетов для определенных Законом № 264-ФЗ хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений. Кроме того, подведены итоги деятельности Чувашского УФАС России за 25 лет деятельности.

2 декабря состоялось последнее за 2016 год заседание ОКС. Члены Общественно-консультативного совета обсудили постановление Кабинета Министров Чувашской Республики №402 от 28.09.2016 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. №481» и рекомендовали Минэкономразвития Чувашии выйти с предложением в Кабинет Министров Чувашской Республики о внесении изменений в постановление №402 от 28.09.2016 в части соответствия требованиям ГОСТов. В связи с отказом ПАО «Сбербанк» от участия в заседании Совета и поступления жалоб от предпринимателей-членов Совета по данному вопросу рекомендовать отделу товарных рынков Чувашского УФАС России запросить у ПАО «Сбербанк России» документов об оказании услуги эквайринга на территории Чувашской Республики, в том числе тарифы на эквайринг, стоимость пользования (приобретения) POS-терминалов.

 

Глава 2. Итоги деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

Контроль антимонопольного законодательства

В 2016 году в Чувашское УФАС России поступили 924 заявления о признаках нарушения антимонопольного законодательства, на 1 заявление меньше по сравнению с прошлым годом.

 Если количество поступивших заявлений по статье 10 (запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением) уменьшилось в два раза, то по статье 15 (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти) количество поступивших заявлений увеличилось на 224%.

53% из всех заявителей жаловались на деятельность органов власти (статьи 15, 16). Выявленные нарушения: создание дискриминационных условий – 5, незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 4, установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 2.

Количество поступивших заявлений на монополистов (статья 10) по-прежнему высоко – 283 (31% из всех поступивших заявлений). По данной статье на рынках электроснабжения и теплоснабжения установлены по 3 нарушения, на рынке автомобильного транспорта – 2, на рынках газа и банковских услуг – по одной и др. Основные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (3), необоснованный отказ от заключения договора (3), необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар (2).

Факты недобросовестной конкуренции (статья 14) установлены на таких рынках как автомобильный транспорт (5), операции с недвижимым имуществом, включая землю (5), жилищно-коммунальное хозяйство (3), строительный комплекс (2), нефть и нефтепродукты (1), машиностроительный комплекс (1) и др.  Основное нарушение по данной статье – введение в заблуждение (11 нарушений).

По статье 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в ускоренном порядке, поступили 137 жалоб (в 2015 г. – 121), из них 68 признаны обоснованными (в 2015 г. – 70), 56 – необоснованными (в 2015 г. – 43), 13 жалоб отозваны заявителем (в 2015 г. – 8). Управление выдало 50 предписаний (в 2015 г. – 43), к настоящему моменту 41 из них уже исполнены.

Всего выявлены 104 нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2015 г. – 138). 115 заявлений послужили поводом для антимонопольного разбирательства (в 2015 г. – 123).

Комиссия антимонопольного органа не только устанавливала факты нарушения антимонопольного законодательства, но и выдавала предупреждения и предписания для их устранения. Из 4 выданных предписаний на данный момент исполнено одно.

В 2016 году Чувашское УФАС России выдало 113 предупреждений (в 2015 г. – 37), из них 84 исполнены (в 2015 г. – 32), по 12 возбуждены антимонопольные дела (в 2015 г. – 5). Выдано также 6 предостережений по статье 16.

К административной ответственности привлечены 82 физических и юридических лиц (в 2015 г. – 189). Общая сумма штрафов, вынесенных в результате рассмотрения административных дел, равна 5 млн 932 тыс. руб. (в 2015 г. – 116 млн 174 тыс. руб.), из них 375 тыс. руб. – на должностных лиц органов власти (в 2015 г. – 562 тыс. руб.). В отчетном периоде за нарушения антимонопольного законодательства физические и юридические лица оплатили штрафы на сумму 6 млн 59 тыс. рублей.

Значительный рост количества предупреждений (в три раза) и сокращение количества возбужденных антимонопольных (в 2,7 раза) и административных (в 2,3 раза)  дел связан со вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета», когда антимонопольный орган из органа по пресечению нарушений стал органом предупреждения нарушений.

 

Контроль в сфере закупок

 

В 2016 году Чувашское УФАС России  в соответствии с 44-ФЗ рассмотрело 413 жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (в 2015 г. – 508). Необоснованными признало 187 жалоб (45%) (в 2015 г. – 226). Количество обоснованных обращений составило 119 (29%) (в 2015 г. – 146), в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 175 предписаний (в 2015 г. – 141).

 Из 413 поступивших жалоб 21 – отозваны (в 2015 г. – 25), 86 – возвращены (в 2015 г. – 111) в соответствии с действующим законодательством. Значительное количество возвращенных жалоб связано с неверно выбранным способом их подачи. Согласно разъяснениям Минэкономразвития России жалобы, поданные посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной цифровой подписи, признаются не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.

Управление в ходе рассмотрения жалоб и внеплановых, плановых проверок выявило 218 нарушений (в 2015 г. – 314).

За 12 месяцев Чувашское УФАС России рассмотрело 8 обращений (в 2015 г. – 30) о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, из них 7 согласованы (в 2015 г. – 29), в согласовании одного отказано (в 2015 г. – 1).

Кроме того, Управление рассмотрело 180 уведомлений (в 2015 г. – 176) об осуществлении закупки у единственного поставщика, в 2 из них антимонопольный орган выявил нарушения действующего законодательства (в 2015 г. – 87).

В отчетном периоде Чувашское УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 23 участниках закупок (в 2015 г. – 20): 6 из них уклонились от заключения контракта,  у 17 контракты расторгнуты по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Всего на данный момент в реестре по 44-ФЗ состоят 45 недобросовестных поставщиков.

Чувашское УФАС России назначило административное наказание 217 должностным лицам (в 2015 г. – 173) о наложении штрафов на общую сумму 3 млн 363 тыс. рублей (в 2015 г. – 1 млн 461,6 тыс. рублей).

 

За рассматриваемый период по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Чувашское УФАС России поступили 54 жалобы (в 2015 г. – 41), из них 20 признаны обоснованными (в 2015 г. – 23) и 24 – необоснованными (в 2015 г. – 17), 7 жалоб возвращены (в 2015 г. – 1) и 3 оставлены без рассмотрения. Управление выдало 14 предписаний (в 2015 г. – 10).

Чувашское УФАС России выдало 20 постановлений (в 2015 г. – 52) о наложении штрафа на общую сумму 61 тыс. рублей (в 2015 г. – 621 тыс. рублей).

 

Контроль рекламной деятельности

В 2016 году в Чувашское УФАС России поступило 48 заявлений о распространении ненадлежащей рекламы (в 2015 г. – 53). Управление возбудило 29 дел по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2015 г. – 49), из них 3 по инициативе антимонопольного органа и 26 по заявлениям жителей Чувашии и иных органов (в 2015 г. – 14 и 35 соответственно).

В частности, в октябре прошлого года Комиссия Управления рассмотрела заявление Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики и признала рекламу ООО МФО «Кредит доверия» о предоставлении финансовых услуг в виде займов ненадлежащей. Общество нарушило требования п. 8 ч. 3 ст. 5, чч. 1, 3 ст.  28 Закона о рекламе. В рекламных плакатах и листовках, размещенных в местах расположения ООО МФО «Кредит Доверия», не указаны все необходимые условия займа; ни юридическое лицо, ни  организационно-правовая форма организации, предоставляющая потребителям рекламы услугу потребительских займов. Кроме того, при оформлении рекламной информации использованы главные геральдические эмблемы Государственного флага Чувашской Республики и Государственного герба Чувашской Республики «Древо жизни» и «Три солнца» как в фигуральном, так и в цветовом исполнении без соответствующих разрешений.

По 6 возбужденным делам производства прекращены в связи с не установлением фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2015 г. – 10). В остальных случаях Комиссия антимонопольного органа признала факт нарушения и выдала 2 предписания (в 2015 г. – 20), одно из них исполнено.

В 2016 году выявлено: 13 нарушений с отсутствием в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что вводило потребителей в заблуждение (ч. 7 ст. 5); 8 случаев распространения недостоверной рекламы (ч. 3 ст. 5); в 7 рекламах ненадлежащее рекламирование финансовых услуг, к примеру, с не указанием наименования или имя лица, оказывающего подобную услугу, либо же в рекламе отсутствовала часть существенной информации (ч. 1 и ч. 2 ст. 28); 7 нарушений по чч.1-4 ст. 18 Закона о рекламе – реклама по сетям электросвязи.

  За этот же период по фактам нарушения Закона о рекламе Управление возбудило и рассмотрело 14 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (в 2015 г. – 38).  Общая сумма назначенных штрафов –  116 тыс. рублей (в 2015 г. – 516 тыс. рублей).

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена статья 4.1.1, согласно которой в определенных КоАП РФ случаях административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в обязательном порядке. В силу введенных изменений по 9 делам об административном правонарушении административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение, поэтому сумма наложенных штрафов в 2016 году снизилась на 78% по сравнению с 2015 годом.

Глава 3. Адвокатирование конкуренции

Чувашское УФАС России ежегодно проводит мероприятия по адвокатированию конкуренции с целью разъяснения общественности пользы конкуренции и ее развития. Управление регулярно информирует граждан, предпринимательское сообщество, СМИ об изменениях в законодательстве, размещает на официальном сайте информацию о возбужденных и рассмотренных делах, принятых санкциях, об исполненных предписаниях и предупреждениях.

Члены Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России также вовлечены в адвокатирование конкуренции: поднимают и обсуждают актуальные вопросы малого и среднего бизнеса на заседаниях Совета и  распространяют полученную на заседаниях ОКС информацию среди предпринимателей и в деловых кругах Чувашской Республики.

Для адвокатирования конкуренции используются различные формы – это и ежедневная рассылка пресс-релизов в СМИ для дальнейшей их публикации (за 2016 год – 250), и пресс-конференции, и брифинги (за 2016 год – 7), и заседания ОКС с участием журналистов и иных заинтересованных лиц, и проведение семинаров с представителями бизнеса, власти и общественных организаций, и научная деятельность специалистов Управления, и интервью в печатных и электронных СМИ (за 2016 год – 6), и ТВ передачи (за 2016 год – 8), и ведение официального сайта Чувашского УФАС России. В 2016 году о деятельности Чувашского УФАС России вышло более 800 материалов и сюжетов в печатных и Интернет-СМИ, на радио и телевидении.

В 2016 году возобновлена телевизионная рубрика «УФАС-версия» на канале «ГТРК Чувашия», выходит в последний вторник месяца ежемесячно с повторами. В каждой рубрике по 3-4 сюжета о деятельности территориального органа.

Задача на 2017 год по адвокатированию конкуренции заключается в сохранении информационной открытости антимонопольного органа, в нахождении новых способов адвокатирования конкуренции и в приумножении старых.  

 

Заключение

Задачи Общественно-консультативного совета при Чувашском УФАС России на 2017 год заключаются в разработке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики; привлечении объединений предприятий, некоммерческих организаций к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства; во всестороннем информировании предпринимательского сообщества, некоммерческих организаций и граждан о целях, задачах и полномочиях Чувашского УФАС России; вовлечении некоммерческих организаций к обсуждению наиболее важных вопросов конкурентной политики, антимонопольного регулирования.

В 2017 году ОКС, в частности, планирует обсудить на заседаниях Совета следующие вопросы: о практике оплаты за негативное воздействие на окружающую среду; о тарифах на вывоз и сбор ТКО; о стандартах развития конкуренции; о повышении тарифа на электроэнергию для индивидуальных предпринимателей; об эксплуатационных расходах нежилых помещений.

 

 

Дата проведения Совета: 
24 апреля 2017, 14:00